МААМ-картинки

Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»

Решитько Юлия Владимировна
Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»

«В шахматы играем, обучаем».

Методическая разработка по обучению детей игре

«В шахматы играем, обучаем».

(Шахматный поединок)

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы.

Задачи:

1. Обучающие :

- Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с шахматными терминами;

Публикация «Методическая разработка по обучению детей игре „Шахматный поединок“» размещена в разделах

- научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ориентироваться на шахматной доске :

- познакомить с названиями шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;

2. Развивающие: - развивать интеллектуальные способности детей.

3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование: компьютер, шахматная доска с фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка, шахматные фигуры на магнитах.

Ход мероприятия.

Ведущий: Ребята, я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду:

«Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Как вы думаете, какое занятие?

(Ответы детей)

Тогда один визирь вышел вперёд и положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки.

- Ребята, а как вы думаете, что это за доска и какие были фигурки?

(Ответы детей)

Визирь начал объяснять правила игры.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Педагог: Дорогие ребята, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству.

1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Педагог: Пожалуйста, посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева -направо, вертикали сверху- вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски.

Педагог: Теперь давайте познакомимся с жителями шахматного королевства.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

2. Педагог: Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Мне нужна ваша помощь. Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Педагог:

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Педагог:

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали.

Педагог:

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Педагог:

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

Педагог : Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли. Проходите на свое место.

Педагог: Я думаю, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моего «Волшебного мешочка». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Педагог: Ребята, послушайте продолжение легенды.

Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Педагог: Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем ставит на шахматную доску на свое место.

- Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.

- В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине :

• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).

• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)

• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)

Педагог: Ребята! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.

Публикации по теме:

Методическая разработка для детей 5–6 лет «Фон — сундучок» Методическая разработка учителя-логопеда для детей 5-6 лет «Фон – сундучок» Методическая разработка: «Фон – сундучок»» Кому адресовано:.

Методическая разработка «День здоровья» для детей 4–5 лет Цель: привлечь детей к здоровому образу жизни. Задачи: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной.

Игра-иллюзия «Тауматроп» для детей 5–7 летИгра-иллюзия «Тауматроп» для детей 5–7 лет С дав С давних времен людям были знакомы оптические обманы, однако и в настоящее время мы встречаем оптические иллюзии. Иллюзия это картинка.

Методическая разработка игровой деятельности для детей 3–4 лет 1. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» У детей появляются первые познавательные вопросы. Знают государственные праздники: 23 февраля, 8 Марта, день.

Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет Методическая разработка на тему «Зима» для детей 4 - 5 лет. Лексическая тема: «Зима». Автор: Савченко Жанна Сергеевна, воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Методическая разработка общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет ГБДОУ детского сада № 67 «Волшебник» В 2018-2019 учебном году.

Методическая разработка мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе «Осторожно, пешеход»Методическая разработка мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе «Осторожно, пешеход» «Осторожно пешеход»Цель:- Продолжать знакомство детей с дорожными знаками:-объяснить детям значение светофора, повторить сигналы светофора.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

Методическая разработка. Стихи о профессиях для детей Дополнение к серии стихов о профессиях, которые пригодятся на выпускной праздник в детском саду. Мечтают Ксюши об одном, Чтоб не болели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 16:33
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД