Получи документы

Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет

Жанна Савченко
Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему «Зима» для детей 4 - 5 лет.

Лексическая тема: «Зима».

Автор: Савченко Жанна Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 48», город Киселевск, Кемеровской области.

Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.

Дидактические игры:

Публикация «Методическая разработка „Зима“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

«Какое время года?».

Задачи: Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.

Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.

Описание:1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.

2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.

«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».

Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.

Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие: поиск нужных предметов.

Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т. д.

Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т. д.

«Оденем куклу Катю на прогулку».

Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.

Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.

Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.

Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т. д.)

Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.

«Почему спит медведь?».

Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.

Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т. д.).

«Собери картинку».

Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.

Описание: 1. Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться: к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.

2. «Составь целое из частей без образца».

«Подбери картинки»

Задачи: Закрепить знания детей о временах года.

Игровые правила: Подбирать карточки только с приметами зимы.

Дидактический материал: дидактические картинки "Зима".

Описание: Вопросы воспитателя: «Ребята, какое у нас сейчас время года? Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое зима».

Дети подбирают картинки соответствующие времени года «Зиме».

«Какой ветер дует?»

Задачи: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос, первый имитирует силу ветра.

Игровые действия: Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки. Задаёт вопросы.

Дидактический материал: магнитная доска, картинки «Времена года», султанчики.

Описание: На магнитной доске выкладываются картинки (туча, дождь, деревья с жёлтыми листьями и т. д.)

- Какое время года? (осень)

Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.

- Какой ветер (сильный, колючий и т. д.)

- Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)

Аналогично выкладывать картинки с другими временами года, уточнять какой ветер.

Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.

«Кто что оденет?»

Задачи: Развивать речевую активность детей. Упражнять в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия зимней одежды.

Игровые правила: Правильно называть последовательность надевания предметов одежды.

Игровые действия: Имитация процесса одевания на прогулку.

Дидактический материал: кукла.

Описание: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она не умеет одеваться.

- Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надеваем сначала, а что потом?

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют свои действия словами.

Пальчиковые игры:

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий. (грозят пальчиком).

Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)

Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем. (топают)

«Снежинки»

Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

В ладошки ловлю.

Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

И снежинки люблю.

Но где же снежинки? (сжать кулаки)

В ладошке вода! (разжать кулаки)

Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)

Куда? (сжать кулаки)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

Как видно, ладошки мои горячи.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают кулачки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («идут» пальчиками)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчика ми)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой;

руки под щеку)

Физкультминутки:

«Будут на зиму дрова»

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим – пилим, пилим – пилим,

Раз – два! Раз – два!

Будут на зиму дрова.

(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С начала стихотворения изображают, будто пилят дрова).

«Снежинки»

В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)

Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)

Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)

Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)

Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)

В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)

«На горке»

Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)

Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)

С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)

Я на санках – за тобой.

Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)

Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)

Упражнение на развитие чувства ритма:

«Падают снежинки» : Дети, показывая руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят: «П…п…».(медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок по ритмо – схеме).

Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка) :

«Снежинки»

Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)

Белоснежные пушинки.

Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)

Рукавами повела,

Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)

И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)

Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки.

Имитационное упражнение:

«Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём.

Динамические паузы:

«Прогулка зимой»

На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)

Мы похлопаем в ладошки.

Вот так хлопать мы умеем.

Вот так ручки мы согреем.

«Игра со снеговиком»

Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)

Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)

Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)

Вместо шляпы – ведро, (поднимают руки вверх, сомкнув над собой)

И метёлка в раках у снеговика. (имитируют чистку ног руками)

Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)

Симпатичный толстячок.

С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)

Нас попробуй, поймай! (убегают)

Игровой массаж:

«Снеговик»

Раз - рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)

А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)

Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)

Снег, ведёрко и морковка,

Да уменье и сноровка –

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)

«Зима»

Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)

Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)

Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололёд. (ладони потирают колени)

Все на улицу – вперёд!

Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Шубку, шапку, валенки.

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)

И опять гулять пойдём.

Гимнастика для глаз «Снежинки» :

Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.

Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку - дети прослеживают глазами её движение.

Подвижные игры:

«Снежинки и ветер»

Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.

Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.

Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки.».

По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки.»

По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.

Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Ветер дует нам в лицо»

Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Художественная литература для чтения и заучивания наизусть:

«Снег идет» (Л. Воронкова).

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу :

«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»

Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:

– Вот и снежок пошёл!

Таня подбежала к окну:

– Где снежок пошёл?

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:

– Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.

Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?

– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.

Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:

– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!

А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять

и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…

А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алё нке и застучала в окно:

– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

«Вьюга – завируха» (В. Шипунова)

Вьюга – завируха,

Злая, белая старуха!

Вьюга космами трясёт,

То рыдает, то поёт,

За окошком ворожит,

Воет, стонет и визжит,

За околицей пройдёт –

Все тропинки заметёт,

По полям юлой кружится

И в сугробы спать ложится.

«Снежинки – сестрички» (В. Шипунова)

Две снежинки – две сестрички

Над ладошкой кружатся.

Сели мне на рукавичку

Серебристым кружевцем.

Отнесу их бабушке –

Пусть мне вышьет варежку…

У меня на рукавичке

Две снежинки – две сестрички!

«Первый снег пушистый…» (И. Суриков)

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки.

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,

И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули б снега вьюги и метели.

Он теперь покоен - все кругом укрыто,

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

«Снег» (И. Никитин)

«На дворах и домах.

Снег лежит полотном.

И от солнца блестит.

Разноцветным огнём».

«Зимняя песенка» (М. Эличин)

«Где ты солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замёрзла.

Без тебя земля промёрзла.

Выйди солнышко скорей.

Приласкай и обогрей!»

«Снег идёт» (М. Познанская)

«Тихо – тихо снег идёт.

Белый снег, лохматый.

Мы расчистим снег и лёд.

На дворе лопатой».

«Как на горке — снег, снег» (И. Токмакова)

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на ёлке — снег, снег,

И под ёлкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

«Холодно» (О. Высотская)

Кто мяукнул у дверей? —

Открывайте поскорей! —

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

«На санках» (О. Высотская)

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади, —

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

«В рукавичках» (З. Александровой)

В рукавичках маленьких

Спрятаны ладошки.

Помоги на валенки

Мне надеть калошки…

Ночью выпал первый снег.

Мы оделись раньше всех.

Я санки качу –

Гулять хочу.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 летМетодическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 лет Как организовать музыкально-конструктивную деятельность: "Музыкальный досуг юных инженеров"Цель музыкально-конструктивной деятельности:.

Методическая разработка «День семьи для детей 4–5 лет» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 Фрунзенского района МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Методическая разработка занятия для детей 5–7 лет по речевому развитию «Составь рассказ по картинкам»Методическая разработка занятия для детей 5–7 лет по речевому развитию «Составь рассказ по картинкам» Пособие по речевому развитию "Составь рассказ по описанию " отлично подходит для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенок во время составления.

Методическая разработка досуга «Путешествие в волшебную страну Знаний» для детей 5–7 лет Воспитатель: Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! А как вы летом отдыхали? Друг по другу-то скучали? Дети: Да! Воспитатель:.

Методическая разработка досугового мероприятия для детей 4–5 лет «Праздник панамок и шляп» Методическая разработка досугового мероприятия для детей 4-5 лет: «ПРАЗДНИК ПАНАМОК И ШЛЯП» Автор: Миненко Ольга Геннадьевна-воспитатель.

Методическая разработка игры-путешествия для детей 5–7 лет «В детский сад по улице ребята идут»Методическая разработка игры-путешествия для детей 5–7 лет «В детский сад по улице ребята идут» Методическая разработка игры-путешествия для детей 5-7 лет «В детский сад по улице ребята идут - дорожные знаки их путь берегут!» Пояснительная.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Методическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 летМетодическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 лет Методическая разработка программы кружка "Музыкальная ритмика" для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет - это программа дополнительного.

Методическая разработка «Водичка, здравствуй!»: развивающие занятия и игры с водой для детей 2–3 лет. Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности у детей 2-3 лет. Игры и упражнения с водой положительно влияют на развитие мелкой.

Методическая разработка НОД с использованием электронной дидактической игры на социализацию для детей 5–7 лет «Я и другие» Методическая разработка электронной дидактической игры Игра на социализацию для детей 5-7 лет «Я и другие» Цель: Учить детей управлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 марта 2019 в 17:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Савченко (УИ 93816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД