Ольга Еремеева
Методическая разработка по обучению детей игре в шахматы «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы
«Умники и Умницы».
Руководитель:
воспитатель Еремеева О. Б.
Введение.
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
Публикация «Методическая разработка по обучению детей игре в шахматы „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разно-стороннему развитию ребенка.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и
умственного развития личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.
2. Организация здорового досуга.
3. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
4. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Перспективный план работы кружка.
Месяц: СЕНТЯБРЬ
1. Тема: «В стране шахматного королевства»
Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
2. Тема: «Волшебная доска»
Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Месяц: ОКТЯБРЬ
3. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
4. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
5. Тема: «Начальное положение»
Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
Месяц: НОЯБРЬ
7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
9. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
10. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полу-ченные знания посредством дидактических игр
Месяц: ДЕКАБРЬ
11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидакти-ческих игр.
14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ЯНВАРЬ
15. Тема: «Шахматная фигура Конь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей пра-вильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ФЕВРАЛЬ
17. Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
18. Тема: «Пешка»
Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
20. Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Месяц: МАРТ
21. Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
22. Тема: «Шах»
Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
23. Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
24. Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Месяц: АПРЕЛЬ
25. Тема: «Рокировка»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
26. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
27. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
28. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
Месяц: МАЙ
29. Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ
Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ
Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру
Список литературы.
1. И. Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск, «Духовное возрождение», 1999.
2. И. А. Бареев. «Гроссмейстеры детского сада». М., редакция журнала «Наш малыш», 1995.
3. В. И. Линдер, И. М. Линдер. «Шахматная энциклопедия». М., ООО «Издательство Астрель», 2003.
4. А. Карпов. «Учитесь шахматам». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 1997.
5. Элизабет Долби. «Шахматы. Как стать хорошим игроком». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 2003