Булькова Наталья
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса»
Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОСМОСА»
Содержание образовательной деятельности построено с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Программные задачи:
• Расширять и углублять представления детей о космосе, различать космические тела : звезды и планеты.
• Дать понятие о влиянии Солнца и Луны на человека; смене дня и ночи.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста „Загадочный мир космоса“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. ВСЕ о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать поисковую деятельность, доказательную речь (в решении поставленных проблем, проведении опыта).
• Развивать творческое воображение в изобразительной деятельности после занятия.
Материалы : посылка, сундучок, волшебная книга, глобус, плоскостные изображения: планеты, Солнце, плоскостное изображение Луны (растущая и убывающая, эмблемы Луны, апельсин.
Ход занятия:
Воспитатель вносит посылку «Волшебная книга путешествий»
Воспитатель: нас ждет необычное путешествие по этой старинной волшебной книге и мы узнаем много увлекательного и интересного.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: на ней нарисованы: Земля, Солнце.
Воспитатель: Первая страница необычна. Ответив на вопрос, мы сможем открыть потайной карманчик в книге, где нас ждет сюрприз.
Назовите мне, друзья
Где планеты, где звезда?
(Ответы детей)
Воспитатель: А почему вы так считаете, что Солнце -звезда, а Земля-планета (Ответы детей) Правильно, Солнце излучает тепло и свет, это неостывшее тело, а Земля –остывшее тело, оно не излучают собственного тепла и света.
Воспитатель: Старший брат-светел и горяч, а младшие братья и сестры вокруг него каждый по своей дорожке ходят, его теплом согреваются. Кто это ребята, назовите их имена. (Ответы детей)Конечно, это планеты Солнечной системы: Сатурн, Меркурий, Земля, Марс, Венера, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: Все загадки угаданы правильно, и открыв потайной карман мы находим изображение Солнца и планет Солнечной системы (траектории их дорожек).
Дидактическая игра «Братья и сестры Солнца»
Задача: расположить плоскостные изображения планет вокруг Солнца на разной траектории
Воспитатель: А могут ли столкнуться планеты?
Рассуждения детей : нет, т. к. у каждой своя дорожка и свой путь, Земля — это планета, и она тоже вращается вокруг Солнца.
Воспитатель: Если Земля вращается вокруг Солнца, то значит у нас должен быть все время день, а у нас бывает еще и ночь. Почему? А чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы проведем опыт: возьмем свечу, вращаем глобус, где точкой отмечена Россия, наблюдаем: какие участки освещает Солнце (там, где свеча освещает -день, где темно -ночь).
ВТОРАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: на ней изображены полная Луна, молодой месяц.
Загадка :
Ах, красавица луна,
Как ты ночью хороша,
Тебя месяцем зовут?
Дети отгадывают- Луна
Воспитатель: Луна обходит Землю за месяц, и этот месяц называют лунным. Вначале месяца Луна похожа на тонкий серп-это растущая. В середине месяца, в полнолуние Луна имеет форму блина, когда же она начинает убывать, то имеет форму буквы «С».
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА КНИГИ: на этой странице нарисовано море с Луной
Вот и загадка :
Ночью в плен тебя беру
Солнце взойдет-отпущу
(Прилив и Отлив)
Воспитатель рассказывает, о природном явлении-прилив/ отлив
Из сундука достаются раковина и морские звезды. Как вы думаете, когда они были оставлены на берегу?
Достаем из сундука эмблемы Луны
Воспитатель: Луна очень довольна вашими ответами и знаниями о луне. И дарит вам на память эмблемки луны.
Воспитатель приглашает открыть следующую страницу волшебной книги.
ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: изображено доброе солнце.
В: заполним «ступеньки добрыми делами Солнца»
Ступеньки:
1освещает
2 испаряет
3 обогревает
4 окрашивает
5 поворачивает
А чтобы ответить, какие же добрые дела у Солнца, послушайте загадки :
С неба смотрит Солнце
Миллионы лет
Льет на Землю Солнце
И тепло, и свет
(Освещает, испаряет, обогревает)
Врач тому не нужен
Кто со мною дружен
Кожа потемнеет
Сам поздоровеет.
(Окрашивает)
У подсолнуха забота
Ни минуты без работы
Пока солнышко стоит
Как радар за самолетом
Он за солнышком следит.
(Поворачивает)
Воспитатель:
Я начну сказку:
Вот однажды крокодил
Солнце в небе проглотил,
Плачут зайки на лужайке,
сбились серые с пути,
Им до дому не дойти…
Ребята, а как вы думаете, если исчезнет Солнце, что будет? (ответы детей)
как вы думаете, а мы можем встретить на Земле предметы, напоминающие солнышко? (ответы детей.)
После ответов, открывается пятая страница.
ПЯТАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: изображение «злого» Солнца.
Воспитатель: А всегда ли солнечные дела добры к живой природе? (ответы детей)
(воспитатель подводит детей к выводам) :
Если долго загорать на солнце, то можно сильно обгореть и будет ожег и высокая температура.
Солнце может иссушить землю; пересушить ручьи, реки- погибнут растения, животные, рыбы, люди будут страдать без воды.
Могут возникнуть лесные пожары, погибнут звери, растения, и птицы, и насекомые.
Приглашает детей открыть новую страницу книги.
ШЕСТАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: нарисован апельсин-символ Солнца.
Воспитатель достает апельсин из сундука в подарок детям, как символическое изображение маленького солнышка.
Вот и перевернули мы последнюю страницу книги, но как жалко нам с ней расставаться. Давайте нашими рисунками продолжим книгу.
Воспитатель, под космическую музыку, предлагает нарисовать: подсолнух, радугу, росинку на листочке, ночное небо, море, луну.