Ирина Бочкарева
Методическая разработка по ПДД «Правила зебры Маши»
▼ Скачать + Заказать документы
Эта разработка сделана в соавторстве двух педагогов воспитателя И. Л. Бочкаревой и учителя - логопеда О. В. Гуляевой.
Методические рекомендации по использованию в процессе работы
с детьми логопедической группы учебно – наглядного пособия
«Правила Зебры Маши»
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 554
Заместитель зав. по воспитательно - метод. работе Бочкарёва И. Л.
Учитель – логопед 1 кв. кат. Гуляева О. В.
Публикация «Методическая разработка по ПДД „Правила зебры Маши“» размещена в разделах
Хорошая речь – одно из важнейших условий полноценного развития ребенка. Чем разнообразней речь у ребенка, тем шире его возможности в познании окружающего мира, тем полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми.
Любое нарушение речи тем или иным способом отражается на деятельности и поведении детей. Плохо говорящие дети осознавая свой недостаток могут замкнуться в себе, стать молчаливыми, либо, наоборот, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, общаются только со взрослым, который понимает их речь.
Работа в группе для детей с ОНР планируется по определенным темам, рассчитанным на неделю изучения. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности. Чтобы привлечь внимание детей к некоторым из тем, можно использовать учебно – наглядные пособия «книжки – малышки» собственного изготовления (с помощью компьютерной графики и словесного творчества педагогов или родителей).
Отличительной особенностью наглядно – учебного пособия «Правила Зебры Маши» является направленность на обучение детей ПДД, а так же формирование у ребенка, интегрированных, интересных для него формах раскрашивания, разучивания, решения интеллектуальных задач, совместного обсуждения поведения героев небольших литературных произведений в неожиданных, в том числе опасных, ситуациях, что является важнейшей социально – педагогической задачей воспитания и развития ребенка.
Содержание учебно – наглядного пособия может быть реализовано в разнообразных формах как общеразвивающей так и коррекционно – развивающей (логопедической) работы в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Использование книжек – малышек в процессе формирования речи у детей с ОНР позволяет работать сразу в нескольких направлениях.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с опорой на картинки из книжки).
2. Развитие мелкой моторики рук (раскрашивание книжки).
3. Развитие зрительной памяти и вербальной памяти (воспроизведение названий, терминов связанных с сюжетом книжки; зрительного восприятие цвета, формы, величины)
4. Развития пространственных представлений (восприятие отношений между изображениями на листе)
5. Формирование лексической стороны речи (выбор из текста книжки и называние глаголов, обозначающих способы действия, состояния, передвижения, качественных прилагательных).
Книжки необходимо приготовить на каждого ребенка. Книжки можно использовать как для индивидуальной работы, так и для групповой. Знакомство с книжкой рассчитано на 1 неделю и является частью занятий по коммуникации и развитию речи.
Этапы использования книжки:
1. Чтение книжки. Рассматривание контурных иллюстраций. Ответы на вопросы по тексту – 1 день
2. Раскрашивание обложки, повторное чтение, обыгрывание сюжета – 2 день
3. Составление рассказов и раскрашивание книжки по страницам – 3, 4 день
4. Разучивание стихотворений из текста, самостоятельное рисование по сюжету – 5 день
Учебно – наглядное пособие «Правила Зебры Маши» было разработано и включено в региональный методический комплект образовательной программы по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно – транспортных ситуациях «Азбука безопасности на дороге», разработанной на кафедре педагогики и психологии ГБОУ ДПО СО «ИРО» по распоряжению Правительства Свердловской области и рекомендовано к реализации в образовательных учреждениях.
Учебно – наглядное пособие «Правила Зебры Маши»
Цель: Формирование навыков безопасного поведения детей в дорожно – транспортных ситуациях.
Образовательная область: безопасность.
Интеграция ОО: коммуникация, художественное творчество, познание.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (рассказывание, чтение, обсуждение, продуктивная (рисование и раскрашивание, чтение.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с ПДД.
2. Упражнять в интонационной выразительности речи.
3. Учить воспринимать поэтические образы.
4. Упражнять в рассказывании без наводящих вопросов педагога.
5. Уточнить правильное произношение поставленных у детей звуков в словах, предложениях.
6. Совершенствовать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам.
7. Развивать диалогическую речь.
8. Закреплять знание некоторых дорожных знаков.
Советы логопеда по работе с книжкой-малышкой.
1. Задавайте по книжкам только ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать ребёнка использовать несколько слов для ответа («Что она делает?» вместо «Она заливает огонь?»).
2. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
3. Слушайте звуки и шумы, приближенные к темам книжек (шум - леса, текущей - капающей воды, мотора автомобиля, тормозящей резко машины, сирены пожарной – полицейской машины).
4. После прочтения книжки – малышки попросите ее пересказать своими словами родителям.
5. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать связную речь, развивать память, внимание.
У детей хорошо развито восприятие цвета и формы. Поэтому нужно особое внимание обратить на цвета и формы знаков. Обязательно голосом выделять окончания прилагательных. Таким образом, будет идти различение родовых окончаний прилагательных. Необходимо обратить внимание на слова - названия, обозначающих форму предмета (круглый, квадратный, треугольный).
При рассматривании картинок – иллюстраций к книжкам – малышкам спросите, что делает герой, что надо делать, если увидишь тот или иной знак.
На материалах книжек удобно формировать пространственные и временные представления с помощью слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, сверху, справа, слева и т. д.
Чтобы помочь ребёнку овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, можно использовать разнообразные приёмы. Один из ведущих приёмов – беседа по сюжетной картинке. Взрослый задаёт ребёнку вопросы, отвечая на которые ребёнок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Если ненавязчиво спрашивать, кого или что ты видишь в книжке, к кому или к чему пришёл герой, с кем или с чем рядом он изображён, то время рассматривания картинки пройдёт с большей пользой.
Лексико – грамматические упражнения
1. «Подбери признаки».
Знак – красный, круглый, запрещающий, металлический…
2. «Подбери действия».
Мяч – побежал, покатился, улетел…
3. «Образуй признак» (причастие настоящего времени).
Желтый свет мигает – мигающий свет,
Машина тормозит – тормозящая машина.
4. «Назови родственные слова».
Дорога – дорожный, придорожная…
Светофор –свет, светлый, светло…
5. «Подбери предметы к признакам».
машина, -ая, -ое, -ые.
дорожный, -ая, -ое, -ые.
6. Счёт 1-10.
идущий пешеход
едущий автомобиль
шагающий ребенок
стоящий знак…