Лучший педагог года

Методическая разработка «Очистим планету от мусора»

Галина Шарафиева
Методическая разработка «Очистим планету от мусора»

муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №377

Кировского района г. Волгограда

400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, 94 Тел/ факс: 44-26-81

Методическая разработка

«Очистим планету от мусора»

старший воспитатель:

Горбатенко Ольга Федоровна

воспитатель:

Шарафиева Галина Васильевна

ВОЛГОГРАД

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация.

Публикация «Методическая разработка „Очистим планету от мусора“» размещена в разделах

Данная разработка является авторской, предназначена для экологического образования старших дошкольников (как приоритетного направления деятельности детского сада) посредством дат экологического календаря. Предполагается творческое использование разработки : выбор даты экологического календаря («Очистим планету от мусора», создание презентаций, игр, викторин.

Актуальность.

Одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Акцию «Очистим планету от мусора», получившую впоследствии статус всемирной, впервые провели в сентябре 1993 года жители Австралии – они массово вышли на очистку океанских пляжей. Постепенно к акции присоединились другие страны, и на сегодняшний день в ней участвуют уже миллионы добровольцев из 100 государств во всем мире. Люди очищают от мусора места отдыха, пляжи, лесопарки и водоемы, пригородные территории и реки, проводят акции «Отходам нет хода», «Парк вместо свалок», «Атака на пластик», сажают деревья, устраивают выставки, концерты и пресс-конференции. Цель всемирной акции «Очистим планету от мусора» – привлечь внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно задохнется в собственных отходах», – сказал когда-то известный физик Нильс Бор. Организуя эту и другие подобные природоохранные всемирные акции, экологи изо всех сил стараются сделать так, чтобы слова Бора не стали пророческими…

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в молодом поколении. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Если использовать различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, это будет способствовать формированию экологической культуры личности.

В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Один из методологических принципов педагогической системы В. А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».

Направление: экологическое.

Цель методической разработки : создание условий для развития у старших дошкольников гуманного, эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру через организацию даты экологического календаря.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания методической разработки :

• Научность и доступность - дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области утилизации мусора, доступные пониманию, видению ребенка - дошкольника. Экологическое образование дошкольников осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей их возрасту форме.

• Системность – реализуется в системе экологического образования дошкольников в детском саду и в структуре организации работы по проведению дат экологического календаря.

• Целостность - целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывающего взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы.

• Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий и специфики детского сада.

• Гуманистичность - содержание методической разработки направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя - как часть природы. В разработке данный принцип предполагает личностно – ориентированный подход.

• Деятельностность – каждая дата экологического календаря включает систему заданий, направленных на реализацию данного принципа.

Форма организации детей: фронтальная (старший дошкольный возраст).

Необходимая предпосылка для реализации настоящей методической разработки – организация в детском саду системы работы по экологическому образованию дошкольников.

Данная разработка является авторской, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и ориентирует педагогов на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.

Предполагается творческое использование разработки : выбор дат экологического календаря детского сада, подбор презентаций для просмотра, выбор игр (дидактических, подвижных, настольных, места проведения, вопросов для викторин, кроссвордов, форм проведения.

Задачи работы с детьми:

обучающие

• формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об источниках возникновения мусора.

• формирование у детей представлений о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека;

• формирование представлений у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

развивающие

• развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса;

• развитие у детей чувства сопричастности ко всему происходящему посредством музыки, театрализованных этюдов;

• развитие умения у старших дошкольников дифференцировать предметы по материалу, из которого они изготовлены;

• развитие связной речи, обогащения словарного запаса детей.

воспитательные

• воспитание у детей ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы;

• воспитание у детей желания отражать свои впечатления в творчестве;

• воспитание у дошкольников культуры поведения на улицах города, соблюдения чистоты и порядка.

Требования к организации проведения в детском саду «Очистим планету от мусора» :

• организация различных мероприятий подготовительного этапа.

Критерии оценки результативности ознакомления детей с проблемой загрязнения окружающей среды:

o настроение и самочувствие детей;

o уровень сформированности представлений детей о культуре поведения в окружающем мире;

o понимание старшими дошкольниками практической значимости утилизации отходов в жизни человека;

o соблюдение правил поведения на улицах, в походах, понимание последствий экологически неграмотного поведения человека в природе и создание им мусорных свалок;

o впечатления детей о дате экологического календаря «Очистим планету от мусора» (обмен мнениями, впечатлениями, переживаниями, обсуждение увиденного, рассказы близким);

o умение видеть и соблюдать чистоту в детском саду, на улицах города.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Подготовительный:

• информирование родителей о дате экологического календаря;

• составление сценария костюмированного шоу в детском саду «Мода НЕ из комода»;

• создание компьютерной презентации «Мусор планете не к лицу»;

• подбор вопросов, заданий по теме;

• подбор познавательной и художественной литературы по теме;

• подбор картинок, иллюстраций с изображениями чистых и грязных улиц города, свалок, перерабатывающих заводов;

• изготовление детьми в группе и дома листовок по теме;

• установка на территории детского сада контейнера для макулатуры;

• сбор макулатуры родителями с детьми, сотрудниками детского сада;

• создание воспитателями авторских игр (дидактических, подвижных, настольных, развивающих);

• организация экскурсий по экологической тропинке детского сада, по улицам микрорайона.

Основной:

1. Психологическая подготовка детей к организации проведения праздника экологического календаря «Очистим планету от мусора» :

предполагающая:

- создание радостного настроения;

- умение детей обмениваться впечатлениями, эмоциями, переживаниями.

2. Работа воспитателя с детьми в группах в I половине дня:

просмотр презентаций по теме;

рассматривание иллюстраций с изображениями чистого города и свалок;

чтение детям стихотворений, загадывание загадок по теме;

разучивание с детьми стихотворений по теме;

беседы с детьми на тему: «Откуда берется мусор, «Что делать с мусором;

изготовление экологических знаков и значков;

распространение детьми листовок «Скажем мусору – нет», «Спаси дерево»;

художественно-творческая деятельность детей и родителей «Мы за чистую планету» (рисунки, поделки и т. д.);

организация участия детей и родителей в проведении акции по сбору макулатуры «Спаси дерево».

Заключительный:

II половина дня:

Проведение костюмированного шоу «Мода НЕ из комода».

Организация выставки «Красота из мусора».

Оформление книги «Мы за чистую планету».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.

2. Гульянц Э. К. «Что можно сделать из природного материала» - М., «Просвещение», 1984.

3. Дейстер И. В. Экомода: материалы выступления на городском экологическом конкурсе / Дейстер И. В. // Педсовет. - № 8. 2-4с.

4. Курганова Л. А. Сценарий экологической акции «Пластиковый бум»

/ Курганова Л. А., Т. В. Дикусар // Классный руководитель. – 2012.- №7 95-99с. (Экологическое воспитание).

5. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей: Чудо — всюду. Мир людей. — Ярославль: Академия, К". Академия Холдинг, 2000.

6. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.

Публикации по теме:

Кубанские подвижные игры Кубанская подвижная игра "Заря-заряница" Ход игры: Один игрок (ребенок или взрослый)держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый.

Консультация для воспитателей «Формируем представление о дружбе» Пояснительная записка Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственному качеств, ее острота не ослабевает никогда. В нравственном воспитании.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Методическая разработка «Эмоции в жизни человека» В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам, эмоциям. Первый - отождествлялся с гармонией, организацией, порядком;.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности. Методическая разработка.

Проект «Мир драгоценных камней» Автор проекта: Першина Людмила Николаевна. ГБДОУ детский сад №9. Калининского района, г. Санкт-Петербург. Образовательная область - познание.

Проект экологической акции с детьми «Спасём планету от мусора» Вид проекта: групповой, детско-родительский. Тип проекта: исследовательско-познавательный. Проблемная задача: Загрязнение улиц родного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Очистим планету от мусора»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 12:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД