Рита Рихтер
Методическая разработка занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста с использованием стенда «Заниматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по познавательному развитию (Ф Э М П) с детьми младшего дошкольного возраста. Д. П. : «Заниматика»
Стенд «Заниматика»
Для создания стенда были использованы : цветные пробки, обточенные горлышки от пластиковых бутылок, крышки от пузырьков поливитаминов (на верхней части крышки наклеены цифры, знаки «плюс», минус, равно; цветовые пятна, остатки цветной материи (сшиты маленькие мешочки, лист ДВП, вырезанные из плитки геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник, квадрат, ромб, овал.
Публикация «Методическая разработка занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста с использованием стенда „Заниматика“» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Основа «Заниматики» выполнена из небольшого планшета, обтянута самоклеящейся пленкой. Яркие геометрические фигуры статичны, то есть прочно укреплены на планшете. На каждую фигуру наклеены обточенные горлышки от пластиковых бутылок: дети свободно откручивают и закручивают пластмассовые пробки, развивая, таким образом моторику рук. К горлышкам бутылок легко привязываются шнурки, которые выполняют немаловажную функцию — ребенок учится плести косички. В нижней части стенда подвешены мешочки, подобранные соответственно цветам радуги и заполненные разными по форме и количеству предметами. Эти предметы необходимо ощупать, найти аналогичные фигуры, назвать их признаки. Стенд можно подвешивать на стене или располагать на любой горизонтальной поверхности. Съемные детали хранятся в специальном ящичке. В создании стенда большую помощь оказали родители воспитанников.
«Заниматика» включает ряд разработанных мною игр и упражнений, которые способствуют развитию осязательной чувствительности, моторики рук, сенсорики, математических представлений, зрительной памяти, ориентировки на микро-плоскости, зрительного восприятия и активизации зрительных функций:
— «Найди и покажи геометрическую форму» (педагогом указывается заданная фигура);
— «Найди на ощупь фигуру» (педагогом указывается заданная фигура, глаза ребенка закрыты повязкой);
— «Сосчитай, сколько округлых, прямоугольных форм»
— «С помощью цветных пробочек раздели фигуру на 2, 4 части», «Назови полученные фигуры»;
— «Найди ошибку»;
— «Определи на ощупь форму предмета»;
— «Найди аналогичную фигуру»;
— «Сосчитай предметы в мешочке на ощупь»;
— «Прикрути пробочки по образцу»;
— «Где расположен зеленый мешочек?» (активизация использования в речи пространственных предлогов и наречий);
— «Мешочек какого цвета спрятался?»;
— «Назови цвет спрятанной пробочки»;
— «На прямоугольнике с правой стороны прикрути крышки желтого цвета, а с левой — красного»;
— «Продолжи цифровой ряд»;
— «Краски-волшебницы» (решаются задачи взаимосвязи цветов).
Игры и упражнения с «Заниматикой» включаются в различные занятия. Стенд прост в применении и не требует дополнительного контроля со стороны педагога: ребенок может работать с ним самостоятельно. Играя, дети придумывают все новые и новые интересные задания.
Это многофункциональное пособие, можно использовать для коллективной и индивидуальной работы с детьми любого дошкольного возраста.
Данное пособие поможет:
Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету).
Развивать речь детей, умение делать выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
Рекомендации по использованию опыта
Используя данный материал, рекомендую:
Первые игры должны быть легкими для восприятия.
На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
Обучение должно проходить в игровой форме.
Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.
Дидактические игры с детьми младшего возраста
Разноцветные бусы
Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно - моторной
координации; различение пробок по цвету; развитие усидчивости
Ход игры:
Воспитатель предлагает одному или двум детям сделать бусы по образцу на стенде : «Заниматика», остальные выполняют работу на своих мессах за столами.
Заплети косичку
Цель:
развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.
Ход игры:
Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Узнай фигуру»
На стенде геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Дидактические игры и упражнения для закрепления
понятия формы
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг, овал.
Дидактическая игра: «Разложи фигуры»
Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Ход игры:
1. Воспитатель показывает в определённой последовательности на стенде фигуры, предлагает детям разложить фигуры в такой же последовательности на своих столах. Называют цвет своих фигур.
2. Воспитатель предлагает выбрать фигуру названного цвета. Все фигуры перемешены и дети отбирают фигуры только нужного цвета.
3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Дети должны отобрать фигуры только названной формы.
Дидактическая игра «Раздели фигуру на 2, 4 части»
Цель: закрепить знание геометрических фигур, упражнять в разделении целой геометрической фигуры на части,
Развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, мелкую моторику рук
Ход игры: Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребёнку показывать все фигуры и называть их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры,как и на стенде. Нужно разделить прямоугольник на две части, квадрат на 4 части.