Альбина Абраменко
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет»
Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель
Пояснительная записка
Назначение 2017 года Годом экологии подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.
Публикация «Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Наш город Нефтегорск находится в окружении трех заводов, которые оказывают на экологию негативное воздействие. Одной из экологических задач мы ставим - привлечение внимания взрослых и детей к данной проблеме. Разработанные нами мероприятия помогут нашему городу сохранить красоту и ценность природы.
Цель работы: Формирование основ экологической культуры через организацию совместной деятельности детей и взрослых. Задачи:
1. Образовательные:
• Знакомить детей с богатством природы;
• Формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей
природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;
• Формировать умение и навык наблюдать за природными объектами и явлениями.
2. Развивающие:
• Развивать познавательную активность и творческие способности детей;
• Совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления;
развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания,
восприятия;
• Развивать эстетические представления и художественный вкус детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,
осознание своей значимости в решении экологических проблем;
• Воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Формы работы с детьми
- Праздники и развлечения
- Экскурсии
- Опыты
- Наблюдения
- Экологические акции
- Чтение энциклопедической литературы
- Экологические занятия
- Участие в конкурсах
- Работа на огороде и цветниках
- Познавательная деятельность
Формы работы с родителями :
-Консультирование по темам: «Нужно детям закаляться», «Как закаливать свой организм», «Мои пернатые друзья», «Мой город», «Зачем нужна вода».
- Семинар-практикум на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми»
- Привлечение к участию в конкурсах, экскурсиях, оформление участка
- Участие в экологических проектах
Совместно были проведены следующие мероприятия:
Природоохранные акции
• Покормите птиц зимой!
• С каждого по зернышку.
• Сохраним ель – красавицу наших лесов.
• Здравствуйте птицы!
• День земли.
• Экологическая ситуация в городе.
1. Покормите птиц зимой!
План проведения акции:
1. Занятие "Птичья столовая"
2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.
3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада.
4. Ежедневная подкормка птиц.
5. Наблюдения за птицами и их повадками.
6. Ведение дневника наблюдений.
2. Сохраним ель – красавицу наших лесов.
План проведения акции:
1. Наблюдения за елью на участке дошкольного учреждения.
2. Занятие: «Сохраним ель - красавицу наших лесов»
3. Занятие: «Изготовление плакатов в защиту живых елей»
4. Общение со взрослыми по вопросам сохранения живых елей
5. Новогодний праздник вокруг искусственной елочки.
6. Украшение живой елочки на центральной площади города.
3. Здравствуйте птицы!
План проведения акции:
1. Занятие «Весна – красна».
2. Занятие «Птичий город на деревьях».
3. Изготовление скворечников родителями вместе с детьми.
4. Развешивание скворечников по близлежащей территории детского сада.
5. Наблюдение за заселением скворечников птицами.
4. День земли.
План проведения акции:
1. Занятие «Весна – красна».
2. Занятие «Кто больше всех радуется весне?»
3. Беседа о празднике «День Земли»
4. Праздник «День Земли»
5. Детский субботник (участвуют дети и родители всего детского сада).
5. Экологическая ситуация в городе.
План проведения акции:
1. Сезонные экскурсии по городу.
2. Беседы после экскурсии: «Почему в городе грязно?»
3. Занятие «Твой город - твое здоровье»
4. Посещение Детского музея.
5. Сбор информации вместе с родителями об истории города.
6. Выставка детских работ «Город глазами детей».
7. Мини-музей «Наш город».
Проекты:
Научно-практический проект «Выращивание кристаллов»
«Что такое вода»
«Наш город-Нефтегорск»
«Птицы»
«Огород на окне»
«Витаминный калейдоскоп»
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Опыт с водой», «Радуга в стакане», «Нефть –польза и вред», «Свойства воздуха».
Результат: Получение знания помогли научить детей и взрослых замечать изменения в природе, бережно к ней относиться.
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение живой и неживой природы и ее значения в жизни человека, у детей формируются естественно - научные представления.
В ходе проведенных мероприятий дети, совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные) : плакаты, рисунки, поделки, кормушки, кристаллы, вырастят живые цветы.
В своей работе я использовала в методы и приё мы педагогического воздействия: сюрпризные моменты, игровые образы, игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Основным этапом было проведение занятий по формированию экологического воспитания с использованием дидактических игр. Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
Используемая литература
1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева - Ниж. Новгород, 2013г.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2014г.
3. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2013г.
4. Волошина О. Природа в воспитании добрых чувств у детей// Дошкольное воспитание. - 2010г. - №2.
5. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства, 2011г.
6. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005г.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей - М. : Издат. центр «Академия», 2014г.
8. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.