Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»

Олеся Москаленко
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Дата проведения: 15. 04. 2016 г.

Программные задачи:

1. Формировать представление об особенностях внешнего строения насекомых, о росте, развитии и размножении пчёл и муравьёв;

Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе „В стране насекомых“» размещена в разделах

2. Сообщить о различии в проявлении жизненных функций у данных насекомых;

3. Дать представление об их образе жизни, подчеркнуть неповторимость данных существ;

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Методы и приемы: проблемная ситуация, показ презентации, физкультминутка, дидактические игры, рассматривание объекта, вопросы, поощрения, педагогическая оценка.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).

Индивидуальная работа: активировать малоактивных детей.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картин по теме; чтение энциклопедической литературы; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов

Оборудование: мультимедийное оборудование, разрезная картинка божьей коровки; дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Летает, прыгает, ходит», «Разрезанные картинки», раскраска с изображением насекомых, Сова, кубики, ведра.

Ход:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказочный лес, где хозяйничает Мудрая Сова. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте, а вот и сама Совушка. Смотрите, ребята, Сова приготовила для нас стихотворение.

Воспитатель:

Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

Сова: Ребята, чтобы путешествовать по моему лесу вы должны внимательно рассмотреть знаки и догадаться, что же обозначает каждый знак.

Дети по одному демонстрируют знаки, обозначающие следующее:

1. Не рубить и не резать деревья.

2. Не ловить насекомых и зверей.

3. Не трогать и не разорять птичьи гнёзда.

4. Не топтать грибы.

5. Не топтать цветы и насекомых.

6. Не ломать ветви деревьев.

7. Не разорять муравейники.

Воспитатель: Видите, ребята, оказывается в лесу, мы должны соблюдать определённые правила. Если вы запомните все эти лесные правила и будете их соблюдать, лес станет настоящим вашим другом.

Ребята, а вы рады весне? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. Наша Мудрая Сова приготовила для нас загадки, давайте мы их попробуем отгадать.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей)

Воспитатель: Правильно, это муравьи. Посмотрите, какие это необычные существа (слайд 1)

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

Ребята, муравьи – чемпионы по уничтожению вредителей. За 1 день обитатели одного муравейника могут уничтожить несколько тысяч вредных насекомых, поэтому их называют «санитары леса». Муравьи – долгожители среди насекомых. Они живут около 20 лет. Муравей – самый сильный на Земле. Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А ещё муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят (слайд 2). Муравейник – это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовыми, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч жителей. Как целый город. Муравьи живут в муравейники одной большой и дружной семьёй.

Правит в муравейнике муравьиная принцесса – царица. В молодости у неё были не большие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, царица отгрызает себе крылья и с этого момента живёт в муравейнике (слайд 3). Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. У входа в муравейник несут стражу муравьи-солдаты. Они узнают обитателей своего муравейника по запаху и не допускают в него чужого. Обязанностью рабочих муравьёв является добыча корма. Они оставляют позади себя пахучий след, чтобы затем отыскать обратную дорогу к муравейнику. Молодые муравьи заботятся о яйцах, чтобы яйца не пересохли, муравьи постоянно смазывают их оболочку слюной. Царица весь день откладывает яйца. Молодые муравьи приносят ей пищу. Уборщики – это муравьи, занимающиеся уборкой. Они выносят мусор наружу. Вот так живут муравьи.

А теперь послушайте ещё одну загадку

Домовитая хозяйка,

Пролетая над лужайкой

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Воспитатель: Правильно – это пчела. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жужи и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинными прозрачными хоботками, словно пьют через соломинку прозрачный коктейль. Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчёлы делают из нектара мёд и сами питаются вкусным лакомством.

Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая

Меня ужалила пчела,

Я закричала: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!»

Рассмотрите внимательно пчелу (слайд 4). Какие части тела есть у нее? Как вы думаете, какую пользу приносит пчела? А теперь давайте сравним муравья и пчелу. Что у них общего? (слайд 5)

Физкультминутка в виде игры.

А теперь посмотрите, сколько цветов в нашем лесу и на каждом цветке есть нектар (кубики жёлтого цвета). Давайте мы тоже попробуем насобирать мёд в ведёрки. (Дети бегают, жужжат и собирают кубики в ведёрки.)

Воспитатель: Молодцы, собрали полные вёдра мёда прямо как настоящие пчёлы. Но не только пчёлы нуждаются в цветах, но и цветы нуждаются в пчёлах. Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадает не большое количество пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. У пчёл на ногах целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчёлы собирают цветочную пыльцу и корзиночки, в которых они эту пыльцу переносят и щёточки для чистки глаз от той же пыльцы.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?

Послушайте еще одну загадку.

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может. (Божья коровка)

Воспитатель предлагает детям игру «Разрезанные картинки». Дети собирают и называют, из каких частей состоит божья коровка (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная. Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) (слайд 6). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног) (слайд 7). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. (слайд 8)

Игра «Летает, прыгает, ходит».

Воспитатель: Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе Сова за такое увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД по формированию элементарных экологических представлений «Волшебные камешки» Пояснительная записка. Вид организации деятельности воспитанников: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная,.

Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений. Диагностика экологических знаний. Образовательные задачи:.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Задачи. Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять задачи в предметно-практической деятельности. Упражнять в соотнесении.

Конспект занятия НОД с использованиемтехнологии формирования элементарных экологических представлений для младшей группы Цели: • расширять представления детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза); • учить различать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений старшей группе «Путешествие Колобка в зимнем лесу» Программное содержание: 1) Познакомить с днями недели, дать представление о том, что в неделе 7 дней (суток, что каждый день имеет своё.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе МБДОУ «Дебесский детский сад № 1» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «По.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Космическое путешествие». Задачи: 1. Выявить полученные знания, умения и представления, которые дети получили в течение учебного года. 2. Совершенствовать умение находить.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Сравнение по объему Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Сравнение по объему. Цель: 1. Сформировать представление.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гости к Буратино» Цель: учить детей соотносить цифры с количеством предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Закрепить знания детей.

Конспект занятия по формированию элементарных представлений у детей старшей группы. «Машины задачки» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы. Тема: Машины задачки. Задачи: • Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 17:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Москаленко (УИ 308273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД