МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»

Олеся Москаленко
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»

Конспект по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Дата проведения: 15. 04. 2016 г.

Программные задачи:

1. Формировать представление об особенностях внешнего строения насекомых, о росте, развитии и размножении пчёл и муравьёв;

Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе „В стране насекомых“» размещена в разделах

2. Сообщить о различии в проявлении жизненных функций у данных насекомых;

3. Дать представление об их образе жизни, подчеркнуть неповторимость данных существ;

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Методы и приемы: проблемная ситуация, показ презентации, физкультминутка, дидактические игры, рассматривание объекта, вопросы, поощрения, педагогическая оценка.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).

Индивидуальная работа: активировать малоактивных детей.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картин по теме; чтение энциклопедической литературы; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов

Оборудование: мультимедийное оборудование, разрезная картинка божьей коровки; дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Летает, прыгает, ходит», «Разрезанные картинки», раскраска с изображением насекомых, Сова, кубики, ведра.

Ход:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказочный лес, где хозяйничает Мудрая Сова. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте, а вот и сама Совушка. Смотрите, ребята, Сова приготовила для нас стихотворение.

Воспитатель:

Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

Сова: Ребята, чтобы путешествовать по моему лесу вы должны внимательно рассмотреть знаки и догадаться, что же обозначает каждый знак.

Дети по одному демонстрируют знаки, обозначающие следующее:

1. Не рубить и не резать деревья.

2. Не ловить насекомых и зверей.

3. Не трогать и не разорять птичьи гнёзда.

4. Не топтать грибы.

5. Не топтать цветы и насекомых.

6. Не ломать ветви деревьев.

7. Не разорять муравейники.

Воспитатель: Видите, ребята, оказывается в лесу, мы должны соблюдать определённые правила. Если вы запомните все эти лесные правила и будете их соблюдать, лес станет настоящим вашим другом.

Ребята, а вы рады весне? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. Наша Мудрая Сова приготовила для нас загадки, давайте мы их попробуем отгадать.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей)

Воспитатель: Правильно, это муравьи. Посмотрите, какие это необычные существа (слайд 1)

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

Ребята, муравьи – чемпионы по уничтожению вредителей. За 1 день обитатели одного муравейника могут уничтожить несколько тысяч вредных насекомых, поэтому их называют «санитары леса». Муравьи – долгожители среди насекомых. Они живут около 20 лет. Муравей – самый сильный на Земле. Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А ещё муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят (слайд 2). Муравейник – это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовыми, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч жителей. Как целый город. Муравьи живут в муравейники одной большой и дружной семьёй.

Правит в муравейнике муравьиная принцесса – царица. В молодости у неё были не большие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, царица отгрызает себе крылья и с этого момента живёт в муравейнике (слайд 3). Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. У входа в муравейник несут стражу муравьи-солдаты. Они узнают обитателей своего муравейника по запаху и не допускают в него чужого. Обязанностью рабочих муравьёв является добыча корма. Они оставляют позади себя пахучий след, чтобы затем отыскать обратную дорогу к муравейнику. Молодые муравьи заботятся о яйцах, чтобы яйца не пересохли, муравьи постоянно смазывают их оболочку слюной. Царица весь день откладывает яйца. Молодые муравьи приносят ей пищу. Уборщики – это муравьи, занимающиеся уборкой. Они выносят мусор наружу. Вот так живут муравьи.

А теперь послушайте ещё одну загадку

Домовитая хозяйка,

Пролетая над лужайкой

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Воспитатель: Правильно – это пчела. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жужи и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинными прозрачными хоботками, словно пьют через соломинку прозрачный коктейль. Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчёлы делают из нектара мёд и сами питаются вкусным лакомством.

Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая

Меня ужалила пчела,

Я закричала: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!»

Рассмотрите внимательно пчелу (слайд 4). Какие части тела есть у нее? Как вы думаете, какую пользу приносит пчела? А теперь давайте сравним муравья и пчелу. Что у них общего? (слайд 5)

Физкультминутка в виде игры.

А теперь посмотрите, сколько цветов в нашем лесу и на каждом цветке есть нектар (кубики жёлтого цвета). Давайте мы тоже попробуем насобирать мёд в ведёрки. (Дети бегают, жужжат и собирают кубики в ведёрки.)

Воспитатель: Молодцы, собрали полные вёдра мёда прямо как настоящие пчёлы. Но не только пчёлы нуждаются в цветах, но и цветы нуждаются в пчёлах. Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадает не большое количество пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. У пчёл на ногах целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчёлы собирают цветочную пыльцу и корзиночки, в которых они эту пыльцу переносят и щёточки для чистки глаз от той же пыльцы.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?

Послушайте еще одну загадку.

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может. (Божья коровка)

Воспитатель предлагает детям игру «Разрезанные картинки». Дети собирают и называют, из каких частей состоит божья коровка (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная. Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) (слайд 6). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног) (слайд 7). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. (слайд 8)

Игра «Летает, прыгает, ходит».

Воспитатель: Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе Сова за такое увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД по формированию элементарных экологических представлений «Волшебные камешки» Пояснительная записка. Вид организации деятельности воспитанников: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная,.

Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений. Диагностика экологических знаний. Образовательные задачи:.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Задачи. Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять задачи в предметно-практической деятельности. Упражнять в соотнесении.

Конспект занятия НОД с использованиемтехнологии формирования элементарных экологических представлений для младшей группы Цели: • расширять представления детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза); • учить различать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений старшей группе «Путешествие Колобка в зимнем лесу» Программное содержание: 1) Познакомить с днями недели, дать представление о том, что в неделе 7 дней (суток, что каждый день имеет своё.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе МБДОУ «Дебесский детский сад № 1» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «По.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Космическое путешествие». Задачи: 1. Выявить полученные знания, умения и представления, которые дети получили в течение учебного года. 2. Совершенствовать умение находить.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Сравнение по объему Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Сравнение по объему. Цель: 1. Сформировать представление.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гости к Буратино» Цель: учить детей соотносить цифры с количеством предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Закрепить знания детей.

Конспект занятия по формированию элементарных представлений у детей старшей группы. «Машины задачки» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы. Тема: Машины задачки. Задачи: • Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 17:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД