Екатерина Тимофеева
Конспект интегрированной ООД по формированию элементарных экологических представлений «Волшебные камешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Вид организации деятельности воспитанников: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная деятельность.
Возраст детей: младший дошкольный возраст.
Актуальность и новизна.
Мы живем в большой красивой стране, поверхность которой покрывают леса, поля, реки, водоемы и горы. В своей разработке я хотела обратить внимание не только на красоту гор Башкирии, но и на защитные функции, которые они выполняют: горы защищают все живое – людей, животных, деревья, растения от сильного ветра, урагана и других негативных природных явлений. А из чего же состоит гора? – Из множества камней самых различных форм, размеров и свойств.
Публикация «Конспект интегрированной ООД по формированию элементарных экологических представлений „Волшебные камешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
В ходе ООД я сравниваю камни с одеждой Земли, в игровой форме заинтересовывая детей данным видом неживой природы. Тактильное обращение с камнями играет большую роль в развитии сенсорных ощущений и мелкой моторики, что очень важно для развития детей младшего дошкольного возраста.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Социализация спроса: воспитатели ДОУ.
Цель: Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников для развития познавательных и исследовательских способностей детей, формирование экологического развития детей.
Задачи:
Образовательные: поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
Развивающие:
1. Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
2. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы.
2. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
3. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.
Форма объединения учащихся: опыт, дидактическая игра, практические части (изготовление погремушки из камней, раскрашивание камней).
Формы и методы:
- Словесные: вопросы, беседа.
- Наглядные: слайды с изображениями гор, камней; видеоролик с обращением Волшебного камня к детям.
- Практические: исследование предметов, физминутка, раскрашивание камней.
Словарная работа: обогащать речь новыми словами (скользкие, гладкие, шершавые).
Ход ООД:
Воспитатель вносит в группу конверт с письмом.
- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо. На конверте написано, что прислал его нам Волшебный камень. Давайте откроем его! И письмо необычное. Что это? (воспитатель достает из конверта диск). Ответы детей.
- Давайте посмотрим видеообращение от Волшебного камня. (Транслируется видеоролик). Приложение 1.
«Здравствуйте, ребята. Я – Волшебный камень. Я прислал вам посылку в подарок – чудо-ящичек. Посмотрите, что в нем? Откуда взялись эти камешки? Где вы их могли видеть?»
Ответы детей.
Воспитатель: - У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков. (Воспитатель показывает на мониторе детям слайд с изображением горы). Приложение 2.
- Посмотрите, каждый камешек – это кусочек такой горы. Давайте рассмотрим камни. (Воспитатель показывает на мониторе детям слайды с изображением камней). Приложение 3.
- Там, где очень много камней, возвышаются горы. Ребята, а как вы думаете, для чего на земле нужны горы? (Ответы детей).
- Да, правильно, дети, горы – это наши защитники. Они защищают все живое на земле: людей, животных, деревья, растения от сильного ветра, урагана.
- Горы бывают не только на земле, но и в воде. Они состоят из камней. Давайте посмотрим на подводные горы. (Воспитатель показывает на мониторе детям слайды с изображением подводных гор). Приложение 4.
- Вы, наверное, купались в реке или ездили на море? (Ответы детей).
- На дне рек, морей и океанов тоже есть камни. Вот на дне нашего аквариума тоже есть камешки. Давайте вместе с вами построим гору в воде. (Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, где находится емкость с водой и камешки).
Опыт №1. Камни тяжелые, они тонут в воде.
- Ребята, как вы думаете, утонут камешки или нет? Почему камешки тонут? Давайте посмотрим, что происходит, когда бросаешь камень в воду. От каких камешков брызг больше: от маленьких или больших?
Ответы детей.
Опыт №2. В воде камни становятся скользкими, гладкими.
- Чтобы получилась гора, нужно положить один камешек на другой. Получается у нас гора? (Дети по очереди кладут по одному камню, «строят гору» из камней).
- Почему камешки не складываются ровно? (Ответы детей).
- Да, правильно, потому что в воде они становятся скользкими и гладкими. Я вам открою один секрет: камешки круглые и гладкие потому, что такими их делает вода. (Воспитатель предлагает взять детям несколько камешков в руки и потрясти их). Вот так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и становятся круглыми, ровными.
- Давайте посмотрим видеоролик, как море обтачивает камни, делает их гладкими, круглыми, ровными. (Транслируется видеоролик «Волна выбрасывает на берег камни»). Приложение 5.
Дети достраивают гору из камней в аквариуме и любуются проделанной работой.
- Ребята, а что еще можно делать с камешками на пляже? (Ответы детей) С ними можно играть!
Проводится дидактическая игра «Чудо-ящичек». В ящике лежит несколько предметов, среди которых есть камни. Дети должны определить, что находится внутри и выбрать камни. Ребенок говорит, что чувствует – какой камень на ощупь (гладкий, шершавый, с ровными краями, холодный, тяжелый, легкий и т. д.).
Физминутка «Гора».
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка. (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает. (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет. (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
- Молодцы, ребята! Как хорошо вы выполняли все упражнения!
- Дети, а еще из камешков можно сделать погремушку.
Воспитатель кладет три камешка в подготовленную коробку, затем предлагает послушать, как звучит погремушка. Далее предлагает детям самим сделать погремушку. Дети прослушивают, как звучат камешки в разных коробочках при встряхивании.
- Ребята, давайте сделаем подарок Волшебному камню – подарим ему друзей! Мы с вами раскрасим вот эти камешки, и они тоже станут волшебными. Воспитатель с детьми подходит к столу, где находится гуашь разных цветов, кисти, салфетки, камни.
- Саша, каким цветом ты хочешь раскрасить свой камень? А ты, Марина?
Дети приступают к работе.
- Какие красивые камешки у вас получились! Максим, у тебя какого цвета камешек? А у тебя, Алена? (Ответы детей).
- Теперь нашему Волшебному камню не будет скучно, ведь теперь у него есть друзья! И вместе с ними Волшебный камень построит разноцветную гору!
Перечень оборудования, инструментов и материалов.
Наглядные средства: телевизор с возможностью проигрывания дисков и флеш-накопителей или ноутбук; слайды с изображением горы, камней, подводных гор; видеоролики «Видеообращение Волшебного камня», «Волна выбрасывает на берег камни».
Дидактические средства: конверт с письмом, посылка с камнями, аквариум, наполненный водой, емкость с камнями, «чудо-ящик», для дидактической игры, наполненный камнями и другими предметами, 4-5 коробок для изготовления погремушек из камней (деревянные, жестяные, пластмассовые); гуашь разных цветов, кисти, салфетки матерчатые и бумажные.
Список литературы.
1. Методическое пособие для работников ДОУ «Детский сад: будни и праздники».
2. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
4. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №1,2 2014г.
5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками. -2-е изд. испр. - М. :ТЦ Сфера, 2013.-128с. (Ребенок в мире поиска).