МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Незабываемый аккорд саратовской гармони» (7 фото)

Гладилина Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию «Незабываемый аккорд саратовской гармони»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного)

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о народных промыслах Саратовского края.

2. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие произведений народного искусства.

3. Содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, изделия народных промыслов.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Незабываемый аккорд саратовской гармони“» размещена в разделах

4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.

Предварительная работа:

Лепка: Саратовский калач.

Рисование: Саратовская игрушка.

Формирование целостной картины мира: презентация: «Саратовский

калач - наша гордость», использование художественного слова.

Речевое развитие : формирование словаря: промысел, ярмарка, роспись.

Музыка: Разучивание частушек, изучение танца «Гармонист Тимошка».

Материал и оборудование: самовар, Саратовская игрушка, Саратовский калач, народные костюмы, иллюстрации, гармонь, проектор, экран, магнитофон.

Ход занятия:

Занятие проходит в музыкальном зале.

Воспитатель:

- дети, мы живём с вами на богатейшей Саратовской земле. Наш Саратовский край богат народными умельцами и промыслами.

- А вы знаете, какими промыслами славится наш родной край? (ответы детей)

- Увидеть и посмотреть все промыслы, раньше можно было на ярмарке, где собиралось много народу и умельцев, которые представляли там свои промыслы.

- Скажите мне ребята, а бывали ли вы когда-нибудь на настоящей ярмарке. Хотите побывать? Сегодня мы с вами туда отправимся. Итак, в путь (дети идут в музыкальный зал с воспитателем, оформленный под ярмарку)

У дверей их встречает скоморох: (звучит музыка)

Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда,

а у нас ли тары бары, всяки разные товары.

Уж давно у нас идет, что талантливый народ

сам себе и швец, и жнец, и на гармонике игрец.

И частушку он споёт, и калач нам испечёт,

Утварь всю по дому справит,

чашей полной дом тот станет.

Добро пожаловать, гости дорогие, на нашу ярмарку!

Воспитатель обращается к торговцам:

Скажите вы нам без утайки,

Где вы ездили, бывали,

Что вы видели, узнали,

Чем же славится родной,

Саратовский край наш дорогой!

(звучит музыка)

Торговцы:

В разных мы местах бывали, чудеса мы там видали.

Всё расскажем и покажем и споём и даже спляшем

(дети с воспитателем подходят к столам, где выставлены Саратовские игрушки и свистульки).

1-й Торговец:

- Удивительное чудо - говорят о ней повсюду.

Погляди, как хороша – Саратовская игрушка.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете историю Саратовской игрушки? Я вам сейчас расскажу: Точная дата появления саратовской игрушки неизвестна. В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам.

Свистки делались нескольких видов: маленькие, средние и большие,

а называли их «гуделки». Саратовские мастера изготавливали игрушки из глины обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки

золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый

или светло-коричневый, до желтоватого. Украшаласьигрушка древним

ямчатым способом. На сыром изделии штампиками наносятся сложные

геометрические рисунки в виде ромбовидных ямок. Штампиковые углубления потом выборочно заполнялись красителями. Раньше

красителями служили местные разноцветные глины и особый вид

гнилого ила. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. Раньше народные умельцы вывозили

свой товар на Рынки Саратова и близлежащих пригородов и предлагали всем желающим купить игрушки (дети рассматривают игрушки, свистульки).

1-й Торговец:

Хороши у нас игрушки

С ними весело играть.

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем.

Нарисуем, разукрасим

И на выставке покажем

Воспитатель:

Посмотрите ребята, торговцы подарили нам раскраски саратовских игрушек, когда мы с вами вернёмся в группу, обязательно их разукрасим, и сделаем для родителей выставку рисунков саратовской игрушки (дети благодарят торговца).

2-й торговец:

Не толпитесь у стола

Подходите все сюда

Здесь калач вкуснейший есть

Тут ему хвала и честь

Рядом самовар пыхтит

Чаем сладким угостит

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

Воспитатель:

Самовар - это неотъемлемый атрибут русского чаепития и гостеприимства. Традиционно к чаю в праздники в Саратовской области подавались калачи. Саратовский калач - визитная карточка Саратовской области, это гордость родного края, ведь именно он прославил Саратов на всю огромную страну и за её пределы. О Саратовском калаче наши ребята знают много.

2-й торговец:

сейчас я проверю, отгадайте - ка загадку:

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем.

(Калач)

Молодцы загадку отгадали, а пословицы о калаче вы знаете?

Дети рассказывают пословицы:

С калача лицо белеет, а от сытости краснеет.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

Хлебушко калачу дедушка.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

2-й торговец:

Вижу умные ребята

Знают всё о калаче.

Ведь не одна ярмарка не проходила без веселых и забавных игр.

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора,

Пусть наш смех звучит вокруг,

Становитесь дружно в круг!

Русская народная игра «Калачи»

Дети становятся в три круга, с помощью считалочки выбирают в свой круг ведущего «калача». Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

Ай качи, качи, качи

Глянь баранки, калачи,

Глянь баранки, калачи,

С пылу, с жару, из печи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам оставили бараночки.

По окончании слов игроки разбегаются врассыпную по одному.

На слова: «Раз, два, три калачи свои ищи!», возвращаются в свой круг к своему калачу. При повторении игры могут меняться местами в круге.

3-й торговец:

Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда!

- До чего же хороша Саратовская гармошка наша, ноги сами в пляс идут, попляши немножко (звучит фонограмма гармошки).

- Саратовский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели много песен, знали множество танцев. И помогала им в этом Саратовская гармонь.

Старцы в былые времена рассказывали, что пассажиры проплывавших мимо по Волге пароходов, просили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Воспитатель:

Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка появилась впервые в 1855 или 1856 году. Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который изготавливали только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил ее на всю Россию. Самым знаменитым гармонным мастером был Николай Геннадьевич Корелин, работал исключительно с заказами, изготавливал товар штучный, уникальный. Первыми его заказчиками были гармонисты из города и окрестных сёл, солдаты Саратовского гарнизона. В самом центре Саратова есть памятник нашему символу - знаменитой саратовской гармошке с колокольчиками.

3-й торговец:

Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать,

и на этой ярмарке предлагаем вам сплясать

(дети в народных костюмах танцуют танец «Гармонист Тимошка».)

Балалаечка играет

И гармошечка поёт,

Люд весёлый на гулянье

Здесь частушечки поёт!

(дети поют частушки под гармошку)

Рефлексия

Наша Саратовская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Саратовским краем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей ярмарке и узнали много нового.

- Как мы можем назвать свой любимый Саратовский край? (ответы детей)

- Чем славится наш Саратовский край? (ответы детей)

- Вам понравилось на ярмарке? (ответы детей)

- Посмотрите, ребята перед вами настоящая ярморочная карусель, украшенная разноцветными ленточками с символами саратовских промыслов и звонкими колокольчиками. Я вам предлагаю выбрать тот промысел, который вам сегодня понравился больше всего и покружиться на веселой карусели (играет музыка, дети вместе с воспитателями кружатся на веселой карусели)

Конспект занятия по познавательному развитию «Незабываемый аккорд саратовской гармони»
Фото «Незабываемый аккорд саратовской гармони»
Конспект занятия по познавательному развитию - фото
Цель Развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства словестного музыкального изобразительного Задачи Систематизировать знания детей о народных промыслах Саратовская область Саратов Саратовского края Развивать эстетические чувства детей художественное восприятие произведений народного искусства
Публикации по теме:

Методическая разработка «Дерево чудес»Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Методическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возрастаМетодическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Диагностическая игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Необходимо только заинтересовать его этой игрой, чтобы он играл затем.

Методическая разработка итогового занятия за год по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год в подготовительной к школе группе по развитию речи. Раздел: Подготовка.

Методическая разработка НОД по речевому развитию в младшей группе «Рассказывание потешек с использованиею тряпочных кукол»Методическая разработка НОД по речевому развитию в младшей группе «Рассказывание потешек с использованиею тряпочных кукол» Цель: развитие интереса к театральной деятельности. Задачи: 1. Обучать детей приемам манипулирования тряпичными куклами. 2. Закреплять правильное.

Методическая разработка по физическому развитию «Комплекс после сна с элементами самомассажа» ЗАРЯДКА НА КРОВАТКЕ № 1 Утром, сидя на кроватке, Дети делают зарядку. Чтоб красивей стать и краше, Начинаем все с массажа. Умывается с.

Методическая разработка по познавательному развитию «Три медали царицы Математики» в старшей группе Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей Тема: «Три медали царицы Математики».

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Весёлые руки не знают скуки» «Весёлые руки не знают скуки» Выполнила: воспитатель Терентьева Дарья Петровна МБДОУ детский сад «Берёзка» 2015 год Актуальность.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Незабываемый аккорд саратовской гармони»
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 21:19
+64Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Незабываемый аккорд саратовской гармони»» (включая файлы) размещена пользователем Гладилина Татьяна (УИ 150709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД