Гладилина Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию «Незабываемый аккорд саратовской гармони»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного)
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о народных промыслах Саратовского края.
2. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие произведений народного искусства.
3. Содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, изделия народных промыслов.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Незабываемый аккорд саратовской гармони“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.
Предварительная работа:
Лепка: Саратовский калач.
Рисование: Саратовская игрушка.
Формирование целостной картины мира: презентация: «Саратовский
калач - наша гордость», использование художественного слова.
Речевое развитие : формирование словаря: промысел, ярмарка, роспись.
Музыка: Разучивание частушек, изучение танца «Гармонист Тимошка».
Материал и оборудование: самовар, Саратовская игрушка, Саратовский калач, народные костюмы, иллюстрации, гармонь, проектор, экран, магнитофон.
Ход занятия:
Занятие проходит в музыкальном зале.
Воспитатель:
- дети, мы живём с вами на богатейшей Саратовской земле. Наш Саратовский край богат народными умельцами и промыслами.
- А вы знаете, какими промыслами славится наш родной край? (ответы детей)
- Увидеть и посмотреть все промыслы, раньше можно было на ярмарке, где собиралось много народу и умельцев, которые представляли там свои промыслы.
- Скажите мне ребята, а бывали ли вы когда-нибудь на настоящей ярмарке. Хотите побывать? Сегодня мы с вами туда отправимся. Итак, в путь (дети идут в музыкальный зал с воспитателем, оформленный под ярмарку)
У дверей их встречает скоморох: (звучит музыка)
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда,
а у нас ли тары бары, всяки разные товары.
Уж давно у нас идет, что талантливый народ
сам себе и швец, и жнец, и на гармонике игрец.
И частушку он споёт, и калач нам испечёт,
Утварь всю по дому справит,
чашей полной дом тот станет.
Добро пожаловать, гости дорогие, на нашу ярмарку!
Воспитатель обращается к торговцам:
Скажите вы нам без утайки,
Где вы ездили, бывали,
Что вы видели, узнали,
Чем же славится родной,
Саратовский край наш дорогой!
(звучит музыка)
Торговцы:
В разных мы местах бывали, чудеса мы там видали.
Всё расскажем и покажем и споём и даже спляшем
(дети с воспитателем подходят к столам, где выставлены Саратовские игрушки и свистульки).
1-й Торговец:
- Удивительное чудо - говорят о ней повсюду.
Погляди, как хороша – Саратовская игрушка.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете историю Саратовской игрушки? Я вам сейчас расскажу: Точная дата появления саратовской игрушки неизвестна. В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам.
Свистки делались нескольких видов: маленькие, средние и большие,
а называли их «гуделки». Саратовские мастера изготавливали игрушки из глины обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки
золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый
или светло-коричневый, до желтоватого. Украшаласьигрушка древним
ямчатым способом. На сыром изделии штампиками наносятся сложные
геометрические рисунки в виде ромбовидных ямок. Штампиковые углубления потом выборочно заполнялись красителями. Раньше
красителями служили местные разноцветные глины и особый вид
гнилого ила. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. Раньше народные умельцы вывозили
свой товар на Рынки Саратова и близлежащих пригородов и предлагали всем желающим купить игрушки (дети рассматривают игрушки, свистульки).
1-й Торговец:
Хороши у нас игрушки
С ними весело играть.
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем.
Нарисуем, разукрасим
И на выставке покажем
Воспитатель:
Посмотрите ребята, торговцы подарили нам раскраски саратовских игрушек, когда мы с вами вернёмся в группу, обязательно их разукрасим, и сделаем для родителей выставку рисунков саратовской игрушки (дети благодарят торговца).
2-й торговец:
Не толпитесь у стола
Подходите все сюда
Здесь калач вкуснейший есть
Тут ему хвала и честь
Рядом самовар пыхтит
Чаем сладким угостит
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
Воспитатель:
Самовар - это неотъемлемый атрибут русского чаепития и гостеприимства. Традиционно к чаю в праздники в Саратовской области подавались калачи. Саратовский калач - визитная карточка Саратовской области, это гордость родного края, ведь именно он прославил Саратов на всю огромную страну и за её пределы. О Саратовском калаче наши ребята знают много.
2-й торговец:
сейчас я проверю, отгадайте - ка загадку:
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
(Калач)
Молодцы загадку отгадали, а пословицы о калаче вы знаете?
Дети рассказывают пословицы:
С калача лицо белеет, а от сытости краснеет.
Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
Хлебушко калачу дедушка.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
2-й торговец:
Вижу умные ребята
Знают всё о калаче.
Ведь не одна ярмарка не проходила без веселых и забавных игр.
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора,
Пусть наш смех звучит вокруг,
Становитесь дружно в круг!
Русская народная игра «Калачи»
Дети становятся в три круга, с помощью считалочки выбирают в свой круг ведущего «калача». Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:
Ай качи, качи, качи
Глянь баранки, калачи,
Глянь баранки, калачи,
С пылу, с жару, из печи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам оставили бараночки.
По окончании слов игроки разбегаются врассыпную по одному.
На слова: «Раз, два, три калачи свои ищи!», возвращаются в свой круг к своему калачу. При повторении игры могут меняться местами в круге.
3-й торговец:
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда!
- До чего же хороша Саратовская гармошка наша, ноги сами в пляс идут, попляши немножко (звучит фонограмма гармошки).
- Саратовский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели много песен, знали множество танцев. И помогала им в этом Саратовская гармонь.
Старцы в былые времена рассказывали, что пассажиры проплывавших мимо по Волге пароходов, просили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
Воспитатель:
Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка появилась впервые в 1855 или 1856 году. Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который изготавливали только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил ее на всю Россию. Самым знаменитым гармонным мастером был Николай Геннадьевич Корелин, работал исключительно с заказами, изготавливал товар штучный, уникальный. Первыми его заказчиками были гармонисты из города и окрестных сёл, солдаты Саратовского гарнизона. В самом центре Саратова есть памятник нашему символу - знаменитой саратовской гармошке с колокольчиками.
3-й торговец:
Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать,
и на этой ярмарке предлагаем вам сплясать
(дети в народных костюмах танцуют танец «Гармонист Тимошка».)
Балалаечка играет
И гармошечка поёт,
Люд весёлый на гулянье
Здесь частушечки поёт!
(дети поют частушки под гармошку)
Рефлексия
Наша Саратовская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Саратовским краем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей ярмарке и узнали много нового.
- Как мы можем назвать свой любимый Саратовский край? (ответы детей)
- Чем славится наш Саратовский край? (ответы детей)
- Вам понравилось на ярмарке? (ответы детей)
- Посмотрите, ребята перед вами настоящая ярморочная карусель, украшенная разноцветными ленточками с символами саратовских промыслов и звонкими колокольчиками. Я вам предлагаю выбрать тот промысел, который вам сегодня понравился больше всего и покружиться на веселой карусели (играет музыка, дети вместе с воспитателями кружатся на веселой карусели)