Лучший педагог года

Методическое пособие по развитию общения для детей старшей группы «Волшебный мир общения»

Янина Юлия
Методическое пособие по развитию общения для детей старшей группы «Волшебный мир общения»

Волшебный мир общения

Введение:

Уважаемые родители и педагоги!

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты со сверстниками. Они приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в старшем дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей. Важнейшая задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, правильно строить взаимоотношения со сверстниками, помогут детям в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими их людьми.

Публикация «Методическое пособие по развитию общения для детей старшей группы „Волшебный мир общения“» размещена в разделах

Данное пособие содержит методики, диагностики, конспекты занятий, комплексы игр и упражнений для развития общения детей старшего дошкольного возраста и может быть использованы родителями и воспитателями дошкольных учреждений.

Одно из главных условий проведения занятий – положительный эмоциональный настрой у вас и ваших детей.

Раздел 1. Игры, направленные на развитие общения детей старшего возраста.

1.1 Игры на развитие вербального общения

№1 Игра «Пусть всегда будет»

Цель: улучшение взаимоотношений в общении со сверстниками.

Ход: ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет.», а один из детей добавляет свое желание, затем тоже самое проводится для всех детей группы.

№2 Игра «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Материал: клубок ниток.

Ход: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

№3 Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи

2.2 Игры на развитие невербального общения

№1Игра «Магазин зеркал»

Цель: развитие способности понимать невербальные средства общения.

Ход: ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев, а все дети должны их повторить.

№2 Игра «Жизнь в лесу»

Цель: формирование умения пользоваться невербальным способами общения.

Ход: взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы обнимаем друг друга (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — гладим друг друга по плечу (показывает).

Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д.

Перед игрой детям обязательно нужно напомнить, что в игре преобладает невербальное общение, т. е разговаривать нельзя, все выражать жестами и мимикой!

№3 Игра «Люблю - не люблю».

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход: воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

№4 Игра «Здороваемся без слов»

Цель: развитие умения использовать жест, позу в общении.

Ход: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

№5 Игра «Приветствие»

Цель: развитие умения передавать мимикой и жестами определённую информацию; обменяться человеческим теплом.

Ход: участники делятся на две группы и встают напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. По сигналу ведущего дети приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями.

Задание: поприветствуйте друг друга только глазами;

… только головой;

… только руками;

… только плечами,

… только коленками,

… только носами.

Усложнение. Обменявшись приветствиями, партнёры меняются – делают шаг вправо. Обмен приветствиями продолжается с новыми партнёрами.

2.3. Игры, направленные на коррекцию общения

№1 Игра «Что и когда я чувствую»

Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Ход игры: ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люди (злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д., далее предлагает каждому ребёнку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

№2 Игра «Волшебный стул» (Шевцова И. В.)

Цель: способствование повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Материал: корона, «волшебный стул» - высокий стул

Ход: в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

№3 Игра «Секрет»

Цель: формирование желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаё т небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку - это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть).

№4 Игра «Тропинка»

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде

Количество играющих: четное.

Материал: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Ход игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову. Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков. Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

Раздел 3. Упражнения на развитие общения

№1 Упражнение «Мой лучший друг»

Цель: развитие вербального общения, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.

Ход: дети встают полукругом напротив педагога. Он предлагает закрыть детям глаза и вспомнить всех своих друзей. Тот кто получит мячик скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет. Педагог дает образец рассказа. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

№2 Упражнение «Тропинка»

Цель: активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона, развитие внимания, к окружающим людям.

Ход: все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Одна. вторая. третья. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз. Два. Три. Четыре. Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно, идем. Ух! Наконец-то перешли. Идем спокойно. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны. Перелезаем через упавшее дерево. Вот и пришли! Молодцы!» (Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями.)

Раздел 4. Методики и диагностики

№1 Методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер)

Цель: изучение коммуникативных умений в общении со сверстниками; определение типа взаимодействия и сотрудничества.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Форма и условия проведения: подгрупповая

Материал: лабиринт, расположенный на листе 60х70. В противоположных по диагонали углах этой доски находятся два окрашенных в разные цвета «гаража» с четырьмя игрушечными машинками в каждом, машинки также окрашены в два соответствующих гаражам цвета.

Инструкция: Перед началом эксперимента взрослый ставил машинки в «чужой» гараж. Двум детям предстояло провести машинки по лабиринту так, чтобы они оказались в гараже своего цвета. При этом следует соблюдать 3 определенных правила: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам; нельзя трогать руками машины партнера.

Обработка результатов: анализируют умение детей договориться друг с другом, согласовывать свои действия. Результаты соотносят с шестью типами взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

Первый тип: сотрудничества практически нет. Дети не видят действий партнера, нет никакого их согласования. Все внимание участников направлено на машины. Дети возят их, гудят, сталкиваясь с машинами партнера, нарушают правила игры, не преследуют цели - поставить машины в соответствующий гараж. Дети не принимают подсказок экспериментатора, никак не общаются между собой и не обращаются друг к другу.

Второй тип: для испытуемых этой группы характерно, что они видят действия партнера, однако воспринимают их как образец для некритичного, слепого подражания. Дети пытаются как-то решить поставленную перед ними задачу, обращают внимание на подсказки взрослого. Однако эффективного использования этих подсказок не наблюдается, нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи. Дети эпизодически обращаются к партнеру, задавая вопрос типа: «А как дальше? Куда собираешься ехать?» и т. п.

Третий тип: впервые, в отличие от первого и второго типов, возникает действительное взаимодействие, однако оно носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер, то есть в каждой конкретной ситуации и по каждой машине дети пытались договориться и согласовать свои действия. Поиски общего способа решения задачи были безрезультатными. Дети повторяют неоднократно одни и те же ошибки. Однако возникает эпизодическое планирование действий и ситуативное их предвосхищение. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь в данной конкретной ситуации. Дети активно общаются между собой: «Давай я проеду, а потом ты!» и т. п.

Четвертый тип: участники воспринимают ситуацию задачи в целом, относятся к своему партнеру как к противнику, с которым у них противоположные интересы и позиции. Игра носит соревновательный характер. Участники внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность, предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно, как наведение на способ решения поставленной задачи. Однако ошибки повторяются довольно часто. Партнеры систематически согласовывают свои действия друг с другом, устойчиво сохраняя при этом отношение ко второму участнику как к противнику по игре.

Пятый тип: характеризуется возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи. У детей не наблюдается соревновательных отношений, они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. Участники совместно планируют и предвосхищают результаты действий не только своих, но и партнера, однако такое «планирование» за двоих носило ситуативный характер, то есть дети, заново планировали свои действия в каждой конкретной предметной ситуации. Подсказка взрослого воспринимается адекватно, но ее использование также ситуативно. Дети активно сопереживают партнеру.

Шестой тип: наиболее высокий из всех уровней сотрудничества. Дети с самого начала относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнерами. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, составляют общий план действий, своих и партнера. Они уже не повторяют ошибок и в подсказках, как правило, не нуждаются. Общение носит свернутый характер: сначала они решают, чьи машины отвезут первыми, а затем обсуждают конкретные способы проведения машин.

Раздел 5. Конспекты занятий на развитие общения у дошкольников

Конспект занятия № 1 «В мире доброты».

Цель: Систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста о таком качестве, как доброта.

Задачи:

Обучающая: обобщить понятия детей о добром и злом человеке, о таких качествах, как добро и зло.

Воспитательная: воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Развивающая : создавать условия для развития таких познавательных процессов как: память, мышление, речь.

Ход:

Организационный момент и мотивация

Тук-тук, тук-тук,

Воспитатель: Ребятки смотрите к нам в гости пришла Фея, она хочет нам что-то рассказать о доброте,впустим ее?

Дети: Да.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро и солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера

Актуализация опорных знаний (игровая, познавательная)

Воспитатель: Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта? Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети: О человеке, поступке, дне, вечере, пути.

Воспитатель: Добрый человек. А как вы понимаете что, он добрый, значит он какой?

Дети: Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, не жадный.

Воспитатель: Выберете на столе карточку и покажите мне человека с добрым лицом. (выполняют)

Воспитатель: А как вы понимаете что, человек не добрый, он какой?

Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый.

Воспитатель: Покажите карточку, где на ваш взгляд злой человек? А как вы думаете потрогать доброту можно? Если у нее запах, вкус?

(ответы)

Воспитатель: Быть может, ее не трудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?

Дети: В поступках, действиях, чувствах человека.

Воспитатель: А как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы)

Воспитатель:

Добрым быть совсем, совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

С помощью этого стихотворения мы узнали о доброте. Кто знает стихи о доброте? Данила расскажет, как проявляется это удивительное качество.

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю ни когда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда –

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу.

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу.

Люблю я всех ребят.

Получение новых знаний (познавательная, коммуникативная)

Воспитатель: О доброте написано много пословиц я начну, а вы закончите пословицу.

Добра желаешь -. добро делай.

Добро помни… ., а зло забывай.

Доброе слово…. и кошке приятно.

Доброе слово… лучше мягкого пирога.

А какие пословицы вы знаете о доброте? (ответы)

Воспитатель: Я отобрала картинки, где изображены хорошие поступки детей в одну сторону, а плохие поступки детей в другую доски. А злой волшебник попал в нашу группу и все перепутал, помогите мне их разобрать (2 ребенка разбирают картинки с правой и левой стороны доски и объясняют свой выбор) .

Воспитатель: Людям бывает хорошо не только от подарков, но и теплых, добрых слов. Когда человек дарит, что–то другому, ему приятно в двойне. Давайте подарим своим друзьям добрые слова, которые вы знаете.

Игра «Клубок добрых слов». (Спасибо, пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, доброго пути, извините) .

Воспитатель: Я предлагаю поиграть еще в одну игру, если текст вас учит вежливости и добру, вы все хором отвечаете: «Это я, это все мои друзья», а если нет – промолчите.

• Кто, из вас проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твердо?

• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?

• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?

• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».

• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Физкультминутка: (двигательная)

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Закрепление полученных знаний (игровая, коммуникативная)

Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись. Вы добрые дети. Добрая Фея принесла нам цветной картон. Как вы думаете, для чего? (ответы)

Воспитатель: А вот и ответ. Дети иногда сорятся, обижают друг друга, а потом сами страдают от этого. Давайте забудем все обиды, и будем совершать только добрые дела. Относится к своим товарищам с добром, любовью, уважением. А в знак примирения и дружбы сделаем бумажные сердечки и подарим тому, кого мы, когда-либо обидели. Дети вырезают сердечки.

Итог

Что нового вы узнали на занятии? Ребятки, о каком качестве мы сегодня с вами разговаривали? Что хорошего в доброте? Зачем она людям? Кто приходил к нам в гости? Кто перепутал картинки? Чем отличается добрый человек от злого? Молодцы!

Рефлексия: Ребятки, у вас на столах лежат смайлики, которые означают то, как вы поработали сегодня на занятии, Фея доброты хотела бы чтобы вы ей показали как вы сегодня поработали. Смайлик, который улыбается, означает что вы отлично поработали на занятии, не отвлекались, не ленились, выполняли все задания, дополняли пословицы, помогали товарищам, не шумели, играли во все игры. Смайлик, который не улыбается, означает, что вы немного ленились и отвлекались, не всегда отвечали на вопросы и не всегда участвовали в играх. Грустный смайлик, означает, что вы ленились, отвлекались, отвлекали своих товарищей, не выполняли задания, не отвечали на вопросы. Поднимите тот смайлик, как вы сегодня поработали на занятии. Молодцы!

Публикации по теме:

Пособие для активизации общения «Телевизор желаний»Пособие для активизации общения «Телевизор желаний» В руках каждого воспитателя есть возможность создать в садике такую атмосферу, в которой дошколята будут чувствовать себя «как дома». Для.

Встреча с родителями детей разновозрастной группы «Весна пришла» в рамках немедийного общенияВстреча с родителями детей разновозрастной группы «Весна пришла» в рамках немедийного общения "Весна пришла!" - заметка и фотоотчёт о встрече с родителями детей разновозрастной группы №2 в рамках немедийного общения Автор: Кожанова.

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?»Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?» Игра по развитию речи на подбор определений проводится с подгруппой детей. Цель: Уметь слушать партнёра по игре и дополнять его высказывания.

Игровое пособие «Кубик эмоций и общения»Игровое пособие «Кубик эмоций и общения» Цель: Развитие эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: 1. Отработка мимической реакции. 2. Расширение.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения» О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков», г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская.

Сценарий общения по развитию речи «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» Пословица:Птица сильна крыльями, а человек дружбой Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы: Воспитатель: Дети сегодня по дороге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по развитию общения для детей старшей группы «Волшебный мир общения»
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 22:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД