Ольга Белятова
Развитие речи детей в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественные физиологи отмечали, что развитие рук непосредственно связанны с развитием мозга. Применяя пальчиковую гимнастику, мы получаем следующие результаты (концентрация внимания, развитие я память развитие воображения, фантазии, овладение навыками письма, активность речи у ребёнка).
Для реализации данной цели определила следующие задачи:
Публикация «Развитие речи детей в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
1. Познакомить детей с пальчиками на руке
2. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
3. Научить выполнять координированные движения пальцами рук;
4. Использование пальчиковых игр дома
Работа в системе пальчиковой гимнастики требует соблюдать следующие принципы:
-индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его психические и физические особенности;
- активное взаимодействие семьи в успешной работе по данному направлению.
Так же необходимо, при использовании пальчиковой гимнастики помнить следующие правила:
-пальцы обеих рук следует нагружать равномерно;
-после каждого упражнения расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
-пальчиковая гимнастика должна применяться во всех областях образовательной деятельности.
Перед тем как начать пальчиковую гимнастику с детьми мы разогреваем ладони (легкое потирание ладоней до ощущения тепла, что позволяет не только подготовиться к правильному выполнению упражнений, но и создаст положительные эмоции у детей. Далее все упражнения мы выполняем медленно, сначала задействуем праву руку затем левую, потом две руки, повторяя упражнения 2-3 раза. Пальчиковую гимнастику выполняем вместе с детьми, сопровождаете короткими стишками. В результате дети не только повторяю движения пальцев и кистей рук, а начинают повторять слова.
Вашему вниманию я хотела представить упражнения пальчиковой гимнастики, которые разработала для своих малышей, и активно использую в образовательном процессе.
1. Упражнение «Разогреваем ладони рук».
Мы потрём свои ладошки
Чтоб согрелись наши крошки
Посильней их разотрём дети трут ладони обеих рук
а потом играть начнём в течение всего упражнения
2. Упражнение «Разминаем кисти рук»
Ветер дует, задувает качаем кисти рук вперёд назад
С дерева листок срывает движение кистей рук вправо влево
Наш листочек покружился круговые движения кистями рук
И на землю приземлился кисти рук кладут на колени
3. Упражнение «Гуси».
Жили гуси га-га-га все пальцы рук соединяем с большим пальцем
Их боялась детвора двигаем пальчиками в разные стороны
щипнули уши, нос соединяем пальчики в клюв и прищипываем Уши нос
Довели детей до слёз! Сжимаем руки в кулачок и круговыми
движениями водим вокруг глаз
4. Упражнение «Зарядка»
Наши пальчики с утра Соединяем пальчики боковыми движениями
зарядку начинают
Хлопают в ладошки Хлопают в ладошки
Кулачки сжимают Сжимают кулачки
разминают пальчики Соединяем каждый пальчик с большим пальцем
Делают замочек Соединяем пальцы правой и левой руки между собой
А в конце катают Потираем ладошки круговыми движениями
Вкусный колобочек
5. Упражнение «Пальчики проснулись» Разжимаем кулачки, пальцы разводим в стороны
Наши пальчики проснулись (Пальцы правой и левой руки касаются подушечками друг к другу)
И друг к другу прикоснулись Каждый палей обеих рук касается большого пальца
Поздоровались,
Опять дружно все легли поспать Сжимаем обратно пальчики в кулачки
Список литературы.
Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974. - С. 12-25.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
Винарская Е. Н. Дизартрия. - М. : Изд-во АСТ, 2011. - 183 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2010. - 368 с.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М. : Академический проект, 2010. - 474 с.
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Просвещение, 1973. - 228 с.
Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. - М. : Корона Принт, 2008. - 232 с.
Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. : ЭКСМО, 2010. - 234 с.
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Эксмо, 2007. - 194 с.