Речевые игры в логопедической работе

Татьяна Клименкова
Речевые игры в логопедической работе

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Лесновский центр образования

имени героя Советского Союза Н. А. Боброва»

Методическая разработка

«Речевые игры в логопедической работе»

Подготовила

Учитель-логопед

Т. А Клименкова

Речевые игры в логопедической работе

«Игра – основное условие развития дошкольника,

позволяющее ему проявить способности,

окрывающие ему зону ближайшего развития».

Л. С. Выготский

Хорошая игра – важное условие развития личности ребенка, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать свои мысли.

Но речь ребенка не является врожденной фуекцией. Она развиваеся вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе мер с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это делать через речевые игры.

Речевые игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывать у детей глубокое удовлетворение, стимулируют работоспособность, облегчают процесс усвоения знаний.

Речеве игры способствуют:

• Созданию заинтересованной непринужденной обстановки;

• Повышают речевую мотивацию;

• Побуждают детей к общению друг с другом икоментировать свои действия;

• Совершенствовуют разговорную речь;

• способствуют закркплению наыков пользования инициативной речью;

• способствуют обогащению словаря, оказывают влиянте на формирование грамматического строя речи.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает пробудить интерес к содержанию занятия удержать их внимание. Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

У большинства детей, помимо речевых нарушений, нарушены память, внимание, фонематический слух. Многие дети неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал.

В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой

Самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются речевые игры. Детей необходимо заинтересовать, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе и приведет впоследствии к положительному результату.

В своей работе я часто использую различные речевые игры. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения новых знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач. Игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности детей и используются как на занятиях, так и в индивидуальной работе. В нашем детском саду предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон и многофункциональность.

По направленности можно выделить следующие виды речевых игр:

• Фонетические игры;

Игры для автоматизации и дифференциации звуков;

Игры для обогащения словаря;

Игры для формирования грамматического строя речи;

Игры для развития связной речи;

Игры, дляформирования звуковой аналитико-синаксической активности, как предпосылки к обучению грамоте;

Игры для развития мелкой моторики.

Фонетические игры

• Способствуют развитию узнавания неречевых и речевых звуков;

• Способствуют различению одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому

составу;

• Формируют фонематический слух;

• Развивают фонематическое восприятие.

Можно использовать следуюие игры:

«Как звучит», «Кто, как кричит?», «Попугайчики», «Звуковые дорожки», «Звуковое лото», «Угадай, что звучало», «Кто зовет?», «Повтори»,«Хлопни – топни», «Доскажи словечко».

Игрыдля автоматизации и дифференциации поставленных звуков способствуют:

• реализовать самую главную из задач логопеда: формирование правильной звукопроизносительной стороны речи.

В логопедической работе самым трудным является процесс автоматизации и дифференциации звуков. Упражнения и игры для автоматизации поставленных звуков используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и по сути своей довольно однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Чтобы разнообразить и украсить рабочие моменты, я использую в своей работе большое количество речевых игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. Дети с удовольствием выполняют задания, если они интересные и яркие. Можно использовать такие игры, как

Игры: «Солнышко», «Собери бусы», «Собери яблочки», «Украсим комнату флажками», «Собери ромашку», «Кто в домике живет», «Кукла наряжается», «Назови», «Поймай звук», «Мотор», «Эхо», «Четвертый лишний», «Звуковая дорожка».

Игрына развитие и активизацию словарного запаса помогают:

• Развивать активный словарь детей;

• Обогащать предметный словарь, словарь признаков;

• Формировать умение подбирать действия к предметам;

• Обогащать речь антонимами и синонимами;

• Формировать умение классифицировать предметы по группам, выделять общие признаки предметов, называть части предметов и объектов;

• Формировать умение использовать в речи обобщающих понятий; употреблять предлоги.

В логопедической работеможно использовать такие варианты игр:

Игры «Фрукты – овощи», «Покажи где?», «Кто или что это?», «Чудесный мешочек», «Кто что делает?», Кто как передвигается, «Кто чем занимается?», «Из каких частей?», «Для чего нужны?», «Кто как голос подает?», «Одинаковые слова», «Семейка слов», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом», «Скажи, какой?», «Угадай игрушку», «Кто больше увидит и назовет», «Лови, бросай, дни недели называй!»

Игры для формирования грамматического строя речи

• Позволяют формировать грамматически правильную речь ребенка;

• Обеспечивают практическое усвоение некоторых способов словообразования и словоизменения;

• Совершенствуют навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

• Формируют умение составлять простые предложения,

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, согласовывать

слова в предложении;

• Правильно использовать предлоги, образовывать сложные формы слов.

В логопедической работеможно использовать такие варианты игр:

«Что игрушка расскажет о себе», «На что похожи облака», «Добавь слово», «Чем похожи, чем отличаются», «Составь предложение», «Спрячь игрушку», «Чего нет?» «Кто, где стоит?», «Один – много», «Назови ласково», «Угощение», «Кого я люблю?», «Чей малыш?», «Кто, чем работает, «Какой сок?», «Кто о ком за «Длинные слова»

ботится», «Кто, о чём мечтает?» «Чья игрушка», «Мой, моя, моё», «Жадина»,

«Варим варенье», «Скажи одним словом», «Что из чего», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Посчитай 1-2-5».

Игра «Один - много» .

Игры для развития связной речи

• Воспитывают активное произвольное внимание к речи;

• Развивают умение вслушиваться в обращенную речь;

• Закреплять умение отвечать на вопросы кратко и полно;

• Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

«Бывает – не бывает», «Закончи предложение», «Истории в картинках,«Пойми меня»,«Расскажи сказку по новому», «Если бы», «Закончи сказку, историю», «Кто знает, пусть продолжает» ,«Составь рассказ», «Сочини сам», «Придумай загадку», «Что будет потом?».

Для развития связной речи можно использовать составлении фонетических сказок, что позволяет закреплять, изучаемые звуки развивать творчество и фантазию ребенка.

Игры для формирования звуковой аналитико-синтетической активности

• Воспитывают внимание к звуковой стороне речи;

• Формируют фонематический слух;

• Развивают фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза.

«Найди звук», «Собери цветок», «Весёлый поезд» «Собери бусы», «Парные картинки», «Где звук?»

Игры на развитие мелкой и общей моторики

Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук,мы достигаем определенных целей:

• Развивают мозг ребенка;

• Стимулируют развитие речи;

• Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти;

• Развивают творческие способности, фантазию.

Особое внимание уделяется играм с пальчиками, которые сопровождаются стихотворными текстами. Тексты для данных игр подбираются в тесной взаимосвязи с лексическими темами.

Игры шнуровки, мозаики, обводки, «Собери бусы», «Придумай и собери картинку с помощью палочек скрепок, круп, макарон, рисунки по клеточкам с последующим составлением по ним рассказов.

Вывод

Использование речевых игровых методик в своей работе позволяет более эффективно осуществлять коррекционное воздействие на все компоненты речи ребенка, мотивировать познавательный интерес, формировать самостоятельную речевую активность во всех сферах его деятельности.

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Речевые игры в логопедической работе
Опубликовано: 24 октября 2021 в 18:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. Международный день инвалидов

День инвалидов во всем мире отмечается уже почти тридцать лет. Этот тематический праздник был учрежден ООН, чтобы привлечь внимание всего мира к проблемам людей с ограниченными возможностями. Только в...

3 декабря. День неизвестного солдата

С 2014 года каждое 3 декабря в России отмечается День неизвестного солдата. Наша страна чтит память павших защитников Родины, чьи имена не удалось установить. Символичным стал шаг, сделанный 3 декабря...


Горячие темочки