Папки-передвижки

Методическая разработка «Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста» (9 фото)

Ирина Голенчук
Методическая разработка «Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста»

Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Публикация «Методическая разработка „Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности.

Умственное развитие. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь.

Сенсорное развитие. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца.

Трудовая деятельность. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое развитие. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции -конструктивной цельности- вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей.

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

• активизация мелкой моторики- в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;

• развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи-так называемые задания на «свободные темы»);

• формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);

• активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);

• развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения).

Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать). В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера жилища. До сих пор ее используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и довольно дешевые фабричные способы оформления изделий.

Аппликация возникла еще в глубокой древности, когда существовала необходимость сшивать шкуры, соединять и украшать детали одежды.

Сюжетом для аппликации были цветы, птицы и животные, а также сами люди, красивые растения и др.

Методическая разработка «Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста»

Наиболее излюбленным декоративным элементом аппликация была в ХVI веке. Наиболее часто ими украшали облачения священнослужителей, например, ризы, балдахины, кроме того аппликацию использовали для оформления интерьера, украшения покрывал, подушек, занавесок и т. д.

Аппликация- наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают, обрывают, складывают и наклеивают.

Аппликация, как вид деятельности входит в программу для детских садов, по которой строится работа с детьми.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.

На занятиях по аппликации развивается мелкая моторика детей, а, следовательно, развивается и речь: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, положительно влияют на формирование связной речи.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Во время занятий аппликацией дети учатся планировать этапы своей работы, поскольку при создании художественной композиции большое значение имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем мелкие детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Занятия аппликацией способствуют как умственной, так и физической активности. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями вырезать, клеить предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Аппликация является также одним из средств эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы.

Фото «Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста»

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Виды аппликации

В своей работе использую следующие виды аппликации:

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать, или обрывать контурный рисунок. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумага.

Методическая разработка - фото

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Фото №1 Аппликация из бумаги

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумаги

Фото №2 Все виды аппликации аппликации в развитие детей дошкольного возраста

Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку– квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера-складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Фото №3 В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально практическим путём

Ленточная аппликация. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Фото №4 Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть и наоборот способствовать его дальнейшему развитию

Аппликация из скрученных салфеток-простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры.

Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из ваты и ватных дисков-прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации-снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребенка.

Фото №5 Чем полнее и разнообразнее детская деятельность тем успешнее идёт его развитие реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления

Аппликация из засушенных растений. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Фото №6 Публикация Методическая разработка Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста размещена в разделах Аппликация из бумаги

Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

Аппликация из ткани. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ

Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.

Во второй младшей группе:

• Знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала.

• Знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги.

• Учить ориентироваться на листе бумаги.

• Знакомить с приемами работы с клеем и кистью.

• Учить составлению сюжетной композиции из геометрических фигур.

• Развивать подвижность руки.

В средней группе:

• Учить наклеивать узор на основу неправильной формы.

• Учить правильно держать ножницы и действовать с ними

• Научить приемам вырезывания форм путем срезания углов, вырезывания фигур круг и овал из квадрата и прямоугольника.

• Познакомить с техникой обрывания бумаги.

• Продолжать учить детей наклеивать готовые формы по образцу, составлять композицию. Продолжать развивать мелкую моторику руки.

В старшей группе:

• Учить находить и выделять знакомые формы в предметах, различать и называть квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник по основным признакам

• Уточнять знания о различных цветах и дифференцировать их на яркие, светлые, темные тона

• Учить сравнивать фигуры по величине: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, слева, справа.

• Продолжать обучать приемам вырезывания + вырезывание гармошкой и симметрично

В подготовительной группе:

• Продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических, фигурах, многоугольники с разным количеством углов

• Учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета, светлые и темные оттенки.

• Продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги, напротив, по парам, на одном уровне

• Формировать умение самостоятельно планировать работу.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание, применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изо деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой – развитию творческих способностей и воспитанию личности.

Список литературы:

1. Грибовская А. А. Аппликация в детском саду, — М. : Скрипторий, 2010.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М. : Издательский центр «Академия», 1997.

3. Гусакова М. А. Аппликация, — М. : «Просвещение», 1982.

4. Короткова Е. А. Рисование и аппликация в детском саду, — М. : Академия развития, Харвест, 2009.

5. Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т. С. Комаровой, — М. : «Просвещение», 1985.

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка беседы по экологии. Сказка «Репка на новый лад» для детей младшего дошкольного возраста 3–5 лет Методическая разработка по защите окружающей среды. Сказка "Репка на новый лад". Конспект беседы о защите окружающего мира. Может проводиться.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Роль аппликации в развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 августа 2021 в 09:27
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД