Папки-передвижки

Роль дидактической игры в развитии дошкольников

НАТАЛЬЯ СОРОКИНА
Роль дидактической игры в развитии дошкольников

Актуальность применения дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста обусловлена тем, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Все большее количество родителей и педагогов заинтересованы в интеллектуальном развитии своих детей. А между тем, дидактическая игра является важным средством и творческого развития детей, и развития их социальных навыков.. Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. Дидактическая игра, является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. Дидактических игр большое множество и при их организации следует учитывать возрастные особенности детей. Игры можно включать как в непосредственно-образовательную деятельность, так и в совместную деятельность с детьми. Научившись играть в определенную игру, дети могут играть в нее самостоятельно. В нашей практике мы используем большое количество дидактических игр. Было замечено, что детям старшего дошкольного возраста больше всего нравятся игры с сюжетом. Познавательную задачу следует преподносить в занимательном сюжете: «Давайте сегодня мы будем ботаниками и обследуем все деревья нашего участка. Я знаю, что под тополем мы встретим необычных жителей. Как нам найти тополь? У меня есть подсказка: вот листок с этого дерева». Далее дети отправляются на поиски тополя и отыскивают под ним муравейник. Дети старшего дошкольного возраста любят выигрывать. Для них очень важно ощущать себя успешным. В таких играх как «Лото», «Домино», выигрывает, как правило, один человек. Но как обеспечить выигрыш всем детям? В нашей практике мы используем фишки. Как только, ребенок в «Зоологическое лото» одерживает победу, другим детям мы предлагаем рассказать о каком-либо животном из его карточки. В награду мы вручаем ребенку фишку. Таким образом, все дошкольники имеют возможность ощутить себя победителем. Расскажем о нескольких новых дидактических играх, которые мы используем в нашей практике. Игра «Интеллектуальный хоккей». Цель: развитие умственных способностей и вычислительных навыков. Оборудование: пластиковая доска (игровое поле, на котором нанесены полукруглые области с цифрами (один, три, два, мел, шайба в виде крышки, две клюшки (подойдут два фломастера). Правила игры. Играют два человека, бьют клюшкой шайбу по очереди. Когда шайба останавливается на области с цифрой, она записывается или запоминается устно. Цель игры : забить как можно больше «голов». Вначале мы играли с детьми до десяти очков. Но очень скоро дети научились прибавлять, и мы стали практиковать устный счет до двадцати. Было замечено, что эта игра стимулирует детей активно пользоваться счетом, развивает навыки сложения. Даже малоактивные дети стали проявлять большее желание к математическим вычислениям. Настольная игра «Геологи». Цель: развивать наблюдательность, умение определять происхождение камней, их свойства, полезные свойства. Материал: камни (мел, уголь, морские камушки, кусочки гранита, мрамора, игровое поле с изображением реки, моря, горы, вулкана, кубик, фишки или фигурки. Ход игры. Используется игровое поле, на котором выкладываются камни. Играют два-три игрока. Каждый поочередно кидает кубик. Воспитатель рассказывает: «Сейчас мы с вами будем геологи. А кто такие геологи? Они осуществляют разведку полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые находятся в земле? Например, уголь, да? С помощью угля обогревают дом или подогревают воду для домов. А теперь вы отправляетесь в путешествие и будете отыскивать камни. Кидаете кубик, отсчитываете количество ходов. Находите камушек. Если знаете его название или происхождение, берете себе. Выигрывает тот, кто больше соберет камней. Анализ проведения игры показал, что всем детям понравился интересный сюжет: «Собирать камни по ходу продвижения по карте». Некоторые дошкольники сообщили в начале игры разочарованно : — А я вот никаких камней не знаю. Но по мере игры, дети узнавали о многих интересных камнях и их свойствах. Дошкольникам было интересно победить в игре, они с радостью собирали камни с игрового поля и клали их рядом с собой. Дети соревновались в том, чтобы добраться до вулкана. Каждому хотелось потрогать камень из застывшей пены. При последующих играх дети уже с лё гкостью называли камни и раскладывали их на соответствующие области: морские на море, уголь на гору и т. п. У многих дошкольников возникло желание собирать коллекцию камней. Свои коллекции камней дети начинали демонстрировать нам. Важная цель дидактической игры — обеспечить развитие познавательных процессов дошкольников. Для успешного использования дидактических игр в практике обучения и воспитания дошкольников, следует соблюдать ряд условий: – педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка в игре или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь, разъяснять; – воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активному использованию обучающих, развивающих игр; – дидактическую игры лучше всего организовывать по небольшим подгруппам дошкольников, учитывая их интеллектуальные способности; – важно заинтересовать детей игрой, используя необычный сюжет или дидактический материал; – важно разнообразить дидактические игры, подключая самих детей к их придумыванию; – игра не должна быть слишком сложной или слишком простой, важно, чтобы ребенок почувствовал успех в игре; – взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об игре, об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.

Публикация «Роль дидактической игры в развитии дошкольников» размещена в разделах

Дидактические игры при умелой их организации и правильном руководстве являются эффективным средством развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в развитии дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 15:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД