МААМ-картинки

Методическая разработка «С чего начинается Родина?»

Марина Фомина
Методическая разработка «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Останинский детский сад общеразвивающего вида»

с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей

методическая разработка для детей

старшего дошкольного возраста

«С чего начинается Родина?»

Выполнил (а): Фомина Марина Сергеевна,

воспитатель[/h4]

Публикация «Методическая разработка „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах

Аннотация

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Мы живем в сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая он есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.

Методическая разработка составлена для детей старшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста под руководством воспитателя и при непосредственном участии своих законных представителей – родителей, получили возможность рассказать о своем селе Останино, поделиться интересными историями. Данная методическая разработка имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности, воспитания Патриота.

В результате выполнения методической разработки воспитанники закрепят знания о достопримечательностях своего села, героях села, расскажут какое наше село, что значит родина и т. д. Данная методическая разработка ориентирована на выполнение ФГОС, а, именно, направлена на социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие. Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

Предварительная работа

1. Мини-проекты: «Мы живем на Урале», «Герои Отечества»; «Россия – родина моя»;

2. Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, о родном крае;

3. Рассматривание иллюстраций, книг, атласов, картин, открыток о родном крае; Государственных символов Российской федерации (флаг, герб, символов края, района;

4. Работа с дидактическим материалом «Россия»

5. Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, Государственного гимна Российской Федерации;

6. Экскурсии по родному селу, экскурсия в школу;

7. Рассматривание фотографий с изображением самых значимых мест нашего района, села;

8. Заучивание стихотворений о Родине;

9. Чтение и заучивание поговорок и пословиц о Родине.

Методы педагогической деятельности: словесные, наглядные, практические, игровые.

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, эмоциональный настрой, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.

Используемые технологии: технология развивающего обучения; личностно-ориентированная; технология информационного обучения, технология эффективной речевой деятельности – мнемотехника.

Актуальность

Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию данная методическая разработка развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.

Эта методическая разработка значима для всех участников образовательной деятельности:

• У детей формируются навыки самостоятельности, активности,

инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков

в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном селе, о традициях и истории возникновения.

• Педагоги продолжают расширять образовательное пространство, придают ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлекают родителей для пополнения предметно-развивающей среды группы и знаний детей.

• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. В плане решения воспитательных задач эта методическая разработка создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантности старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ.

Цель. Задачи. Предполагаемый результат.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой родине и Отечестве, формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

образовательные:

• познакомить детей с историческим прошлым нашего села;

• закрепить знания детей о Государственных символах Российской Федерации;

• расширить представления детей о родном селе, крае, Отечестве;

• расширить словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, лексико -грамматический строй речи;

• совершенствовать изобразительные навыки и умения;

развивающие:

• развитие личностных, социальных, нравственных, эстетических качества детей: толерантность, инициативности, самостоятельности;

• развитие памяти, воображения, логического мышления, любознательности, творческой активности;

воспитательные:

• воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному краю,чувство патриотизма, гордость за свою Родину свой край, свое село.

Предполагаемый результат:

• ребенок обладает элементарными знаниями о своем селе, крае, Отечестве;

• ребенок знает некоторые способы налаживания межличностных отношений;

• ребенок проявляет интерес к своей Родине, своему краю, его истории

• ребенок проявляет активность, любознательность, интерес, желание заботиться о своей Родине.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Словарная работа: обогащать словарь детей эмоционально - оценочной лексикой, словами: торжество, вера, верность, двуглавый орел, держава, жезл, скипетр, президент.

Материал (оборудование)

1. Фонограмма песни «С чего начинается Родина» М. Матусовского, «Улыбка» М. Пляцковский, минусовка песни «Край ты мой родимый»;

2. Смайлики – солнышки;

3. Портрет президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина;

4. Государственный герб и Государственный флаг Российской Федерации;

5. Фотографии административных зданий села Останино;

6. Исторические фотографии – здание земского училища, церкви;

7. Фотографии достопримечательных мест села Останино.

8. Мультимедиа;

9. Шаблоны березки, солнца; пластилин.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Звучит песня «Улыбка»Михаил Пляцковский

Воспитатель: Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. С помощью смайликов «Солнышко»,я хотела бы увидеть, узнать, какое сейчас у вас настроение. (Дети показывают смайлики). Вижу, что у вас хорошее, веселое, радостное настроение

2. Воспитатель: Дети, я прочитаю вам стихотворение Александра Прокофьева, а вы подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья.

Ответы детей:

- Мы сегодня будем говорить о России, о родине

- Мы сегодня будем говорить о нашем крае, селе, районе

Воспитатель: Да, вы правы, дети, сегодня мы поговорим о родине

2. Основная часть.

2.1. Воспитатель: А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.)

Ответы детей:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с родных и близких нам людей, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад. Все это, ребята,родина. Татаринова Настя подготовила для нас стихотворение о родине.

2.2. Настя читает стихотворение «Что мы Родиной зовем» Владимира Степанова

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

2.3 Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Вопрос-ответ»(воспитатель кидает мяч по кругу каждому ребенку)

- Как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

-А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

- Как называется главный город страны? (Москва).

- Кто является президентом нашей страны (Путин Владимир Владимирович).

- Какие символы нашего государства ты знаешь? (Флаг, герб, гимн).

- Что означают цвета Государственного флага Российской Федерации (Белая полоса флага означает – мир, синяя – веру и верность, а красная – силу).

-Почему на Государственном Гербе Российской Федерации изображен двуглавый орел? (Орел означает силу и непобедимость нашей страны. Российское государство очень велико, и одна голова орла смотрит на Запад, а вторая – на Восток. Благодаря своим двум головам орёл оберегает всю страну).

Воспитатель: В одной лапе орёл держит жезл, который ещё называют скипетром. Он символизирует власть. В другой лапе орел держит шар, который называют державой. Держава показывает, что наша страна едина.

- Когда включают Государственный гимн Российской Федерации? (на торжественных мероприятиях, соревнованиях).

Воспитатель: мы должны слушать Государственный гимн Российской Федерации стоя.

- Где мы живем? (Мы живем на Урале; Мы живем в селе Останино)

Воспитатель: Молодцы. Прошу всех присесть на стульчики

2.4. Работа по мнемотаблицам

- А предлагаю вам перенестись в прошлое села Останино, а Маша с Ваней расскажут нам историю образования села Останино

Дети рассказывает по мнемотаблице.

- Село Останино находится на левом берегу реки Нейва. В 17 веке здесь было 9 дворов, первыми из которых представлена семья Остани Яковлева с 3 сыновьями и 7 внуками. Он был первым принят в новую слободу и деревню назвали его именем. К 18 веку число дворов увеличилось. В 19 веке в селе сооружена каменная церковь, позже на средства местных жителей здание земского училища. Люди занимались земледелием, разводили домашних животных. Главными врагами сельского хозяйства были волки. В середине 20 века церковь была снесена, на ее мести был выстроен памятник, тем, кто погиб в годы ВОВ. А здание земского училища реконструировано в детский сад.

2.5. А мне, ребята, очень интересно узнать какое наше село? За что вы его любите? Игра «Наше село, какое?»

Ответы детей: «Наше село …. (красивое, чистое, зеленое, современное, любимое, удивительное, цветущее, гостеприимное, прекрасное, замечательное.»

2.6. Воспитатель: Предлагаю совершить небольшую экскурсию по нашему селу Останино (презентация села Останино).

Динамическая пауза

По Останино идем (маршируют,

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево).

Мы по улице шагаем (маршируют,

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону,

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

2.7. Воспитатель: Мы пришли на ул. Ленина. Какие учреждения вы знаете на улице Ленина? (магазин, школа (фотографии учреждений)

- А для чего мы ходим в магазин?

- А зачем люди посещают школу?

На этой улице живет семья Дениса О., Маши О, Насти и Матвея Т. Также на этой улице жил герой Отечества Батаков Филипп Максимович. Сейчас на доме, где он жил расположена мемориальная доска.

Денис Останин расскажет нам об этом герое, о нашем земляке

2.8.Денис рассказывает о Батакове Ф. М.

- Батаков Ф. М. родился 1910 года в семье бедняков. Окончил 2 класса школы. С малых лет работал на заготовке леса. Выучился на курсы тракториста и стал работать трактористом. Ушел вместе с братьями на войну. Участвовал во многих битвах и боях. Награжден орденами Славы и медалями, написана книга «Кавалеры ордена Славы».

Воспитатель: Умница, Денис, а мы с вами идем дальше по нашим улицам села

Динамическая пауза

Мы пришли на улицу Советскую. Что здесь находится? (больница, здание администрации Останинского сельского совета, почта)

3. Продолжаем нашу экскурсию. Сейчас мы на улице Зеленой. А какие достопримечательности, знаменитые места находятся на этой улице?

(Клуб, памятник, детский сад)

- А что вы дети, делаете в клубе (поем, танцуем, читаем стихи)

- А чем вы занимаетесь в детском саду? (в детском саду мы играем, поем, гуляем, спим)

2.9.Действительно, дети, в детском саду мы занимаемся самыми интересными делами, проводим зарядку, физкультуру, динамические паузы. Предлагаю вам выполнить одну из них:

Мы березу посадили,

И водой ее полили,

И береза подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

2.10. Воспитатель: А давайте помечтаем, что бы вы хотели видеть в нашем селе Останино в будущем?

Ответы детей:

- Я бы хотел, чтобы все жители села Останино каждый день радовались, улыбались.

- Мне бы хотелось, чтобы наше село оставалось таким же красивым и чистым.

- А я хочу, чтобы у нас в селе была березовая роща.

Воспитатель: Очень интересно, а вы знаете, что мечта сбывается? Давайте создадим сейчас березовую рощу, а весной мы с родителями посадим березки. Сейчас я предлагаю пройти за столы и вылепить дерево-символ нашей родины - березу.

2.11. Пластиллинография (звучит минусовка песни «Край ты мой родимый»)

Воспитатель: Какие у вас получились прекрасные работы. Мне они все понравились. Я представила, что попала в березовую рощу. Хорошо по ней бродить. Здесь чисто и много свежего воздуха.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, как красиво у нас в селе – у нас есть и леса, и поля, и речка Нейва, где вы любите купаться, и луга. У русского народа есть даже такая пословица: «Родина любимая, что мать, родимая». И, как наши мамы, Родина делает нам много подарков. Ребята, давайте с вами попробуем назвать всё самое хорошее, что нам подарила Родина. Посмотрите, на доске- «солнце Родины», лучами которого будут её дары. Что нам родина дала?

Педагог размещает солнце, дети называют «дары» Родины:

наше село, лес, семья, детский сад, друзья, мир, книги, мой дом, речка, плодородные земли, школа, ансамбль «Рябинушка»… (с каждым ответом дети размещают лучики).

3. Рефлексия

Воспитатель: Я рада, что вы поняли, что родина для нас начинается с нашего дома, с мамы. Она огромна и красива. Родиной мы гордимся и любим. Я надеюсь, что когда мы с вами подрастем, то будем делать все для блага нашего села. А что для вас сегодня было самым интересным, что вы нового узнали? А что, для вас было трудным?

Ответы детей:

1. сегодня я узнал, о том с чего начинается родина, о нашем селе

2. было интересно узнать о нашем селе, улицах нашего села

3. было трудно играть в «Вопрос-ответ»

4. меня удивило, как много красивых мест есть в нашем родном крае

5. мне захотелось никогда не покидать наше село

Дети уходят под песню М. Матусовского «С чего начинается родина?»

Список литературы

Книга, пособие с 1 автором

1. Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015,

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. -

М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 80 с.

4. Данилина Г. Д. Дошкольнику – об истории и культуре России. -М. : АРТТИ, 2004. - 184 с.

5. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным подготовительная группа -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

6. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, старшая группа - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду -

М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.

8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 1192 с.

9. Костромин О. А. Они отстояли Отчизну (книга памяти муниципального образования Алапаевское). – Реж: ООО «Ситипресс», 2015. – 402 с.

10. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Методическое пособие для педагогов, Издательство Сфера, Творческий центр 2009.- 272 с.

Книга, пособие с 2, 3, 4 авторами

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программадошкольного образования»– 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Материалы из Интернета

http://www.vampodarok.com/stihi/rodina/cont1094.html

https://infourok.ru/otkritoe-poznavatelnoe-zanyatie-moya-malaya-rodina-podgotovitelnaya-gruppa-550411.html

http://www.maam.ru/detskijsad/nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-risovaniyu-s-chego-nachinaetsja-rodina-oformlenie-kolektivnogo-alboma.htm

Публикации по теме:

Сценарий праздника «С чего начинается Родина!» Под музыку «Моя Россия» дети заходят в зал, их встречает ведущая в русском костюме. М. р. Здравствуйте, ребята! Родина! Какое близкое и понятное.

Фотоотчет о спектакле «С чего начинается Родина»Фотоотчет о спектакле «С чего начинается Родина» С чего начинается Родина? На этот вопрос искали ответ дошколята нашего детского сада. 19 апреля 2018 года в молодежном центре «Комсомолец».

Стенгазета «С чего начинается Родина…»Стенгазета «С чего начинается Родина…» "С чего начинается Родина?. " Всем известны слова этой песни. С малых лет нас учат любить Родину, свой край, город. А что же такое Родина?.

Конспект НОД «С чего начинается Родина?» Конспект НОД «С чего начинается Родина» по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.

Конспект НОД «С чего начинается Родина» Цель. Развивать знания детей о Республике Адыгея, его истории. Обобщить знания детей о городе Адыгейске. Прививать детям интерес к истории.

Презентация «С чего начинается Родина?» Патриотизм – это преданность Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав Российской Федерации. Воспитание.

Проект на лето «С чего начинается Родина?» Краткосрочный проект на неделю с 04.06. по 09.06.18г на тему: «С чего начинается Родина?» для детей младшей группы Подготовила воспитатель:.

Проект «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина» Карелина Елена (старшая группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина.

Работа над проектом «С чего начинается Родина»Работа над проектом «С чего начинается Родина» В нашем детском саду закончился месячник по военно-патриотической работе. В младшей группе запланированы: беседы о семье и о любви к членам.

Занятие «С чего начинается Родина. Я — киришанин» Тема недели «С чего начинается Родина. Я - киришанин» Программное содержание: -сформировать у детей представления о родном доме, родном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «С чего начинается Родина?»
Опубликовано: 22 августа 2018 в 09:16
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД