Приложение МААМ

Методическая разработка «Самообслуживание и элементарный бытовой труд как механизм развития личности ребенка 3–4 лет»

Светлана Рожнова
Методическая разработка «Самообслуживание и элементарный бытовой труд как механизм развития личности ребенка 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился : он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Главное в работе с младшими дошкольниками в этот период состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Публикация «Методическая разработка „Самообслуживание и элементарный бытовой труд как механизм развития личности ребенка 3–4 лет“» размещена в разделах

В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (может взять игрушку, одежду, держать бокал, поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе привлечения ребенка к элементарным самостоятельным действиям при одевании, раздевании, умывании движения кисти и пальцев рук совершенствуются. Ребенок в 3 года умеет самостоятельно кушать, расстёгивать пуговицы, кнопки и молнии, обуваться.

К 4 годам улучшение координации «глаз - рука» позволит ему не только расстёгивать, но и застегивать молнии, кнопки и пуговицы, свободно поворачивать дверную ручку, резать ножницами бумагу и ткань. Ребенок умеет различать лицевую и изнаночную сторону одежды, одеваться и раздеваться, умеет наливать в чашку воду, умываться и чистить зубы. Таким образом, развивается тонкая моторика.

В этом возрасте заметно увеличивается сила, скорость движений, улучшается их координация, дети могут дольше, чем прежде, сидеть на одном месте, двигаться энергично и более целеустремленно. К 4 годам усиливается чувство равновесия.

Рывок физического развития, который сделал ребенок, провоцирует рывок психологического развития. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на каком-либо предмете или действии. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если в момент объяснения доносится какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Взрослые на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на предыдущую деятельность.

У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т. д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание непроизвольное. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание, на каком – то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Чтобы переключить его внимание на определенный объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут.

На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно ответить на вопрос, не задумываясь сделать что-то и получить положительный результат действий, получить понравившийся предмет.

Память дошкольника непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Мышление трёхлетнего ребё нка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В дальнейшем происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Восприятие. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Речь ребенка данного возраста отличается высокой активностью; его словарь содержит все части речи. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». С помощью этих разговоров ребенок удерживает в памяти, поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

В играх ребенок самостоятельно передает несложные сюжеты сказок, бытовых сцен из жизни, пользуется предметами-заместителями, у него есть любимые игры и игрушки.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении и признании.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, показывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Три года – это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. В этом возрасте ребенка происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства – наиболее благоприятный для формирования навыков самообслуживания. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Известно, что первые трудовые действия малыша связаны с самообслуживанием, которое является для него процессом, заключающим в себе немало трудностей, преодоление которых вызывает радость: «Я сумел сам!», «Я научился!», «Я молодец!».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно данные навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Умение обслуживать самого себя является одним из важных видов труда дошкольников, который играет немаловажную роль в формировании и дальнейшем развитии личности ребенка.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, умение одеваться, раздеваться, принимать пищу, осуществлять санитарно-гигиенические процедуры, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать определенные правила самостоятельно надевать и снимать вещи в определенной последовательности (без застежек);

1) самостоятельно мыть руки и умываться;

2) по назначению пользоваться гигиенической салфеткой или носовым платком;

3) во время еды правильно держать ложку и бесшумно принимать пищу;

4) пользоваться туалетной комнатой.

Физиологической основой самообслуживания и элементарного бытового труда является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. С первых дней поступления ребенка в дошкольное учреждение при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в социальный мир разнообразных отношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый). Нельзя этот процесс оставлять на потом, если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Для совершения действия или поступка, соответствующего нормам морали, или выполнения задания, добиваясь точного соответствия результата выдвинутым требованиям, ребенку необходимо проявить волевое усилие. Достижение результата всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Навыки самообслуживания совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться : надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».

Постепенно овладевая разными трудовыми процессами, ребенок все больше начинает чувствовать свою умелость. Он отказывается от помощи взрослого и все чаще просит «Научите меня самого, то есть выражает потребность в проявлении самостоятельности.

Трудовое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков также тесно связаны: детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом этапе имеет свои особенности.

Прививать детям самостоятельность и трудовые навыки легче, чем воспитывать у них положительное отношение и любовь к труду. Значительные трудности воспитателю приходится испытывать в тех случаях, когда он имеет дело с детьми, у которых нет ни умения, ни желания работать.

Отечественные педагоги В. Г. Нечаева, Е. И. Радина отмечают, что дети в возрасте 3-4 лет обнаруживают желание не только отражать в игре действия взрослых, но подражать им в элементарных трудовых действиях, проявляя при этом активность и самостоятельность. С. Н. Теплюк экспериментально доказала, что детей не устраивают трудовые действия «понарошку».

Такой вид деятельности в детском саду как хозяйственно-бытовой труд, направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на данном возрастном этапе освоить определенные умения: полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.

С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.

Макаренко А. С. считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей в – длительный процесс, требующий от взрослых знания особенностей развития малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависят от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях, своевременности начала этой работы.

Особое внимание должно уделяться формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

При формировании навыков самообслуживания и элементарных трудовых действий необходимо активно использовать способность ребенка подражать действиям других людей.

Так, каждый навык самообслуживания включает в себя последовательно осуществляемые действия, которые необходимо проговаривать на начальных этапах. В процессе обучения новому навыку, выполняются все шаги педагогом (родителем, но предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без взрослого.

Важно помнить, что необходимо оказывать своевременную помощь, и степень непосредственного участия в процессе одевания уменьшается по мере овладения навыком. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Повышает интерес у детей перенос самостоятельной деятельности в самообслуживании на действия с использованием игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, накормить). Формирование, закрепление и отработка навыков самообслуживания и трудовое воспитание может проходить в играх: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Угостим Мишку чаем», «Встречаем гостей», «Купание малыша» и т. п.

Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. В повседневной жизни детей в ДОУ постоянно возникают ситуации, требующие выполнения каких-либо трудовых действий. Например, ребенку следует объяснить, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Конечно, некоторые приемы уборки необходимо ему показывать и напоминать, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку. Точно так же починка книг и изломанных игрушек должны быть совместной деятельностью со взрослыми, с предоставлением малышу необходимых материалов и самому по силам принять участие в трудовых действиях.

Самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Эта работа эффективна, когда посильна, и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но потребности других членов семьи. В работе венгерских ученых Й. Раншбурга и П. Поппер описывается разное отношение родителей к стремлению дошкольника действовать самостоятельно. Они отмечают наличие двух крайних позиций: разрешающей и запрещающей. Разрешающая (подбадривающая) позиция взрослого побуждает ребенка к активным действиям. У него формируется чувство уверенности в своих возможностях, которое позже перерастает в ответственность за свои действия и поступки. Запрещающая позиция взрослого оказывает тормозящее воздействие, развивает беспомощность. Например, на просьбу дочери вместе с мамой помыть посуду после обеда, мать может отреагировать по-разному. Подбадривающая позиция матери выражается в удовлетворении этого желания, несмотря на ее опасения (разбить посуду, намочить платьице и т. д.) : «Ты у меня ловкая и умная. Я верю в тебя и считаю, что ты можешь мне помочь». Запрещающая позиция проявляется в категорическом отказе: «Ты ещё маленькая, ничего не умеешь делать! Ты не способна самостоятельно помыть посуду».

Обсуждая этот пример, авторы говорят о потребности ребёнка в проявлении «собственной компетенции» и о поведении родителей как стимуляторов этой компетенции: «У ребёнка, встречающегося с положительным характером стимулирования компетенций, постепенно будет крепнуть чувство уверенности в своих силах, тогда как под влиянием отрицательного характера стимулирования компетенции уверенность в себе теряется или вообще не вырабатывается» .

Финал этого процесса, как замечают авторы, проявляется во взрослые годы: из ребёнка вырастет или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьём-то вмешательстве.

Для полноценного формирования ребенка в любом возрасте от родителей и педагогов требуется постоянное умелое руководство, забота, понимание и любовь. Для ребенка, очень важно, чтобы взрослые с терпением и пониманием относились к проявлениям самостоятельности в самообслуживании, желанию выполнять посильный бытовой труд и противостоянию «противо-воли» ребенка, так как подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности.

Для успешного усвоения навыков самообслуживания и элементарных трудовых действий используется целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости выполнять трудовые действия и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. Обязательно необходимо хвалить ребенка за любой, даже самый малый успех.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А., Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М. : Просвещение, 2006.

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М. :Просвещение,2005.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2005

4. Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение2007

4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007.

5. Из архива ДВ Година Г. Формирование самостоятельности. // Дошкольное воспитание №6-2013. с. 32

Публикации по теме:

«Чистота — залог здоровья». Наш хозяйственно-бытовой труд«Чистота — залог здоровья». Наш хозяйственно-бытовой труд Каждую пятницу мы в группе проводим с ребятами генеральную уборку. Распределяем рабочие места, одеваем фартуки, разбираем ведерки, тазики,.

Хозяйственно-бытовой труд в младшей группе «Сделаем игрушки чистыми»Хозяйственно-бытовой труд в младшей группе «Сделаем игрушки чистыми» Тема:"Сделаем игрушки чистыми" Возрастная группа: младшая группаВиды деятельности:игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Конспект проведения трудовой деятельности Хозяйственно-бытовой труд «Чистота-залог здоровья»Конспект проведения трудовой деятельности Хозяйственно-бытовой труд «Чистота-залог здоровья» Цель: Формировать положительное отношение к труду и его результатам Задачи: Воспитательная: Воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Конспект проведения трудовой деятельности. Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в группе»Конспект проведения трудовой деятельности. Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в группе» Конспект проведения трудовой деятельности Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в группе» Цель: Формировать положительное отношение.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка Ручной труд для детей, необходим ли он вообще? Работа с ножницами, клеем, бумагой, природным и бросовым материалом. Что ребенку дают.

Самообслуживание и его значимость в жизни ребенка. Консультация для родителей Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Самообслуживание и элементарный бытовой труд как механизм развития личности ребенка 3–4 лет»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 15:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Самообслуживание и элементарный бытовой труд как механизм развития личности ребенка 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рожнова (УИ 707211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД