Получи документы

Методическая разработка «Саратовский край — край незабвенный»

Екатерина Волкова
Методическая разработка «Саратовский край — край незабвенный»
▼ Скачать + Заказать документы

конкурс на лучшую методическую разработку

«Мой родной край – люблю тебя, горжусь тобою»

Выполнила:

Волкова Екатерина Алексеевна

Учитель – логопед

Мадоу детский сад № 35

2019г

г. Балаково

Цель: расширение знания детей о родном городе и области.

Задачи:

учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города;

формировать умение составлять слова: вставлять пропущенные буквы, искать слова среди множества букв;

Публикация «Методическая разработка „Саратовский край — край незабвенный“» размещена в разделах

закреплять полученные знания о полезных ископаемых области и о главной реке области – Волге;

воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа:

Просматривание мультфильма «Тайна третьей планеты»

Рассматривание карты саратовского края;

дидактические игры «Третий лишний»

рассматривание иллюстраций, чтение книг о Саратовской области.

Рассматривание глины и песка, изучение их свойств.

Чтение книг, разучивание стихов, рассматривание открыток и иллюстраций, слушание песен о Саратовской области и России. рассматривание иллюстраций о родном крае и его достопримечательностях, игры с дидактическим материалом о родном крае,

беседы о добыче природных ископаемых Саратовской области;

Ход НОД

I.Организационный момент (мотивация)

(Дети стоят полукругом)

Воспитатель:

Давайте порадуемся солнцу и птицам (поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руки)

«Доброе утро!» - скажем мы вместе

«Доброе утро!» – маме и папе

«Доброе утро!» - останется снами

(Дети садятся на места)

Воспитатель: У порога в детский сад, я встретила удивительное существо.

Оно сказало, что летело на соседнюю планету на космическом корабле и сбилось с курса, упало и очутилось около нашего сада. Я позвала это существо в гости к нам в группу. Существом оказался инопланетянин Громозека.

(Воспитатель показывает на экране иллюстрацию инопланетянина Громозеки)

Воспитатель: Я знаю его секретный язык и буду переводить вам, что он говорит.

(Воспитатель обращается к экрану)

Воспитатель: Громозека спрашивает вас, ребята, куда он попал. Ему понравился наш край, и он просит рассказать о том удивительном месте, где мы живём.

II.Основная часть

Ребенок: 1

Далеки твои просторы,

Широки твои поля,

Вся Саратовская область,

Это родина моя.

Ребенок: 2

Пусть проходят год за годом,

День за днём бегут рекой,

Но богата ты народом,

С очень светлою душой.

Ребенок: 3

Твой народ, встаёт с рассветом,

И с зарёй ложится спать,

Чтоб свою родную область,

Своим делом прославлять.

Ребенок: 4

Наполняет вновь водою,

Волга мать твои поля,

Чтоб пшеницы, стало вволю,

Чтоб цвела твоя земля.

Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем шум нашей любимой реки Волги.

(Дети слушают аудиозапись звуков реки)

Дыхательная гимнастика

И. п. : о. с. 1 — вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 — руки вниз, опуститься на стопу, на выдохе произносить: «А-а-а-х!».

Повторить 3—4 раза.

Воспитатель: Прислушаемся к шуму леса

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Воспитатель: А теперь вдохнем аромат леса

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

Воспитатель: Да, мы живем в Саратовской области. Наш край очень уникален, красив и удивителен. Я расскажу вам легенду о возникновении Саратовской области.

Легенда.

Уже много лет существует на Волге город Саратов.».

В старину рассказывали: «На берегу Волги в старенькой избушке жил рыбак Сарат. Был он сиротой. Каждый день ходил Сарат на реку ловить рыбу. Грустно ему было. Только однажды с ним случилось настоящее чудо. Пошел он, как обычно, один на берег Волги с удочкой. Долго ловил рыбу, но так ничего и не сумел поймать. Лишь под вечер выловил Сарат одну-единственную рыбку. Но это была чудесная серебряная стерлядь. Вдруг она посмотрела в глаза рыбаку и говорит: – Отпусти меня! За твое добро и я тебе отплачу: исполню твою самую заветную мечту. Жалко стало Сарату серебряную рыбку. Решил он ее отпустить. На прощанье стерлядь дала рыбаку ларчик и сказала: – Положи в него то, что тебе дороже всего на свете. И в полночь закопай его на твоем любимом месте. А утром жди чуда! Рыбак отпустил серебряную стерлядь в Волгу. А сам вернулся в свою избушку, поставил на стол подарок от рыбы…

Долго сидел рыбак и думал, что же для него самое дорогое и важное в жизни. «В этом мире для всех людей самым дорогим является хлеб. Без хлеба нет жизни», – так подумал рыбак и положил в ларчик три хлебных зернышка. «И еще я очень люблю яблочки, – вспомнил он и положил в ларчик три яблока. – И как в этом мире можно прожить без музыки? Я люблю слушать мелодию моего колокольчика», – и рыбак положил в ларчик маленький колокольчик. В полночь пришел он на гору, которая высилась над берегом Волги. Сарат побежал к Волге. Серебряная стерлядь уже ждала его, качаясь на волнах. – Твое желание исполнено, – сказала она. – Ты мечтал о встрече с друзьями, которые всегда бы тебя понимали и были близки по духу. В этом краю ты обязательно найдешь себе друзей. Здесь ты будешь счастлив. Смотри, сколько хлеба кругом – ты об этом мечтал. Смотри, сколько яблонь – ты тоже об этом мечтал. Слушай, сколько музыки вокруг – и об этом ты мечтал. Дай городу свое имя и будь счастлив!

Так появился Саратовский край».

Воспитатель: Понравилась вам история?

/Ответы детей/

Воспитатель: Давайте покажем Громозеке, как выглядят герб и флаг Саратовской области?

Игра «Символика Саратовской области»

Из предложенных гербов дети должны отсортировать России, Саратова и Балакова, герб и флаг Саратовской области и прикрепить их на магнитную доску.

(Воспитатель демонстрирует гербы и флаги России, Саратовской области и Балакова)

Воспитатель: Теперь вместе с Громозекой поиграем в «Сочинялки».

Составим рассказ на тему: «Где я живу?», добавляя слова в предложения.

Игра «Сочинялки»

1. Я живу в стране, которая называется …

4. Столица России…. (город Москва).

3. Президент России – это…

4. Символы России – это…

5. Голубой цвет на флаге России означает….

6. Город Балаково входит в … область.

7. Саратовская область стоит на реке….

8. На гербе Саратова изображена рыба….

9. Город Саратов произошел от слов….

10. Я живу по адресу: город …., улица …., дом …., квартира….

Физминутка

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: У меня есть карточки. Вам нужно посмотреть на них и подумать, как изображения на этих картинках могут быть связаны с Саратовской областью.

(Воспитатель выставляет на доску картинку ракеты и фотографию Гагарина, актера Е. Лебедева, картинку быка и солью г. Энгельс – дети дают ответы, если затрудняются педагог помогает или задаёт наводящие вопросы)

Воспитатель:

Волгу легко найти на карте.

Мне нравится её речная гладь.

По ней скользит и пароход, и катер,

А до воды - совсем рукой подать.

На берегах её высоких

Стоит наш городок родной.

Здесь мы любуемся с тобою

Реки прозрачною водой.

Воспитатель: Вот на карте изображена река Волга. Это одна из самых больших рек в России. Её издавна называли Волгой – матушкой. Она течёт сверху вниз.

Воспитатель: Вода Волги чистая, прозрачная и светлая. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде и не видывали. Каких речных рыб вы знаете?

Дети: Карп, карась, щука, окунь.

Игра «Рыбки – камни – водоросли».

Игра по типу «Камень-ножницы-бумага».

Сначала воспитатель объясняет детям значение команд:

«рыбки» — покачивающиеся движения ладошек»;

«камни» — руки сжимаются в кулаки ;

«водоросли» — пальчики вверх и покачиваются.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд.

/Ответы детей- полезные ископаемые/

Воспитатель: Молодцы! Нефть, газ, известняк, глина, песок - это полезные ископаемые. Другими словами, это подземные богатства Земли.

Игра

Воспитатель: Саратовский край богат на ископаемые. Посмотрите, у меня перемешались буквы. Надо их собрать и получатся слова

ЛМЕ

АСЕР

ФНЕТЬ

ТОРФ

Воспитатель: Как мы можем назвать все эти слова, одним словом?

/Ответы детей - Это полезные ископаемые, которые добывают в нашей области/

Опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: А теперь давайте пройдём в нашу «лабораторию».

Ребята, вы любите рисовать? Можно рисовать не только красками и карандашами, ещё можно рисовать песком. Хотите попробовать? У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).

/Ответы детей/

Воспитатель: Верно, а теперь, разровняв песок, пальчиком нарисуйте любой узор. Вам нравится рисовать песком?

/Ответы детей/

Воспитатель: А теперь возьмите стаканчики с глиной, и давайте попробуем порисовать глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок).

/Ответы детей/

Воспитатель: А теперь попробуйте разровнять глину и нарисовать пальчиком узор. Получилось? Почему не получилось? (Глина слиплась комочками, она твёрдая)

/Ответы детей/

Воспитатель: Скажите, чем песок отличается от глины? (песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

/Ответы детей/

Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины.

III.Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Посмотри Громозека, сколько всего мы с ребятами рассказали тебе про саратовский край. И вас, ребята, вместе с нашим гостем ждет сюрприз. За то, что мы столько узнали, выполнили различные задания, вас, ребята вместе с нашим гостем хочу угостить саратовским калачом. Саратовский калач – один из символов нашей губернии, это визитная карточка. Люди старшего поколения хорошо помнят времена, когда калач был на столе у большинства жителей области. Сейчас саратовский калач заменяется другими хлебобулочными изделиям, которые проще выпекать. Саратовский калач знаменит своим ароматом, пышностью и хрустящей кукурузной корочкой.

(Воспитатель угощает детей калачом)

Воспитатель: Теперь Громозека расскажет всем своим друзьям о нашем саратовском крае.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Список использованной литературы.

1. От рождения до школы Основная общеобразовательная программа /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2с

2. «Игровые экологические занятия с детьми» Л. П. Молодова, «Сборник программно-методических рекомендаций но изучению родного края в дошкольных учреждениях Н. А. Никифорова.

3. Николаева С. Н. «экологическое воспитание дошкольников» - М., ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

4. Журнал «Ребенок в детском саду» - № 5/2007; № 2/2007; № 1/2009;

№ 1/2005; № 5/2008; № 2/2006.

Публикации по теме:

Проект «Кондинский край — край чистых рос» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русская березка» Проект посвящен празднованию.

Конкурс чтецов для старших дошкольников «Край берёзовый, край Есенина» Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, зона в музыкальном зале, оформленная в стиле старинной русской избы (печка, деревянный.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной. Ставропольский край» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми.

Лэпбук «Мой край донской»Лэпбук «Мой край донской» В нашем детском саду особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей, изучению истории казачества. Поэтому для лэпбука была выбрана.

Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край»Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край» 20 октября 2018 года наш родной Хабаровский край отмечал юбилей - 80-летие. Мы с воспитанниками подготовительной группы провели непосредственную.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Методическая разработка занятия «Кузбасс — мой край родной» для детей подготовительной группы Цель: продолжать знакомить детей с картой Кемеровской области. Дать понятие о полезных ископаемых родного края. Развивать познавательную.

Методическая разработка нетрадиционного собрания для родителей «Кукольный театр — это волшебный край» Кукольный Театр - это волшебный край Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Мерзлякова.

Проект «Вятский край» Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем. «Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!».

Наш край родной, любимый!Наш край родной, любимый! Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Автор публикации:
Методическая разработка «Саратовский край — край незабвенный»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 18:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Саратовский край — край незабвенный»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Волкова (УИ 360806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД