Екатерина Волкова
Методическая разработка «Саратовский край — край незабвенный»
▼ Скачать + Заказать документы
конкурс на лучшую методическую разработку
«Мой родной край – люблю тебя, горжусь тобою»
Выполнила:
Волкова Екатерина Алексеевна
Учитель – логопед
Мадоу детский сад № 35
2019г
г. Балаково
Цель: расширение знания детей о родном городе и области.
Задачи:
учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города;
формировать умение составлять слова: вставлять пропущенные буквы, искать слова среди множества букв;
Публикация «Методическая разработка „Саратовский край — край незабвенный“» размещена в разделах
закреплять полученные знания о полезных ископаемых области и о главной реке области – Волге;
воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование и материалы:
Предварительная работа:
Просматривание мультфильма «Тайна третьей планеты»
Рассматривание карты саратовского края;
дидактические игры «Третий лишний»
рассматривание иллюстраций, чтение книг о Саратовской области.
Рассматривание глины и песка, изучение их свойств.
Чтение книг, разучивание стихов, рассматривание открыток и иллюстраций, слушание песен о Саратовской области и России. рассматривание иллюстраций о родном крае и его достопримечательностях, игры с дидактическим материалом о родном крае,
беседы о добыче природных ископаемых Саратовской области;
Ход НОД
I.Организационный момент (мотивация)
(Дети стоят полукругом)
Воспитатель:
Давайте порадуемся солнцу и птицам (поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руки)
«Доброе утро!» - скажем мы вместе
«Доброе утро!» – маме и папе
«Доброе утро!» - останется снами
(Дети садятся на места)
Воспитатель: У порога в детский сад, я встретила удивительное существо.
Оно сказало, что летело на соседнюю планету на космическом корабле и сбилось с курса, упало и очутилось около нашего сада. Я позвала это существо в гости к нам в группу. Существом оказался инопланетянин Громозека.
(Воспитатель показывает на экране иллюстрацию инопланетянина Громозеки)
Воспитатель: Я знаю его секретный язык и буду переводить вам, что он говорит.
(Воспитатель обращается к экрану)
Воспитатель: Громозека спрашивает вас, ребята, куда он попал. Ему понравился наш край, и он просит рассказать о том удивительном месте, где мы живём.
II.Основная часть
Ребенок: 1
Далеки твои просторы,
Широки твои поля,
Вся Саратовская область,
Это родина моя.
Ребенок: 2
Пусть проходят год за годом,
День за днём бегут рекой,
Но богата ты народом,
С очень светлою душой.
Ребенок: 3
Твой народ, встаёт с рассветом,
И с зарёй ложится спать,
Чтоб свою родную область,
Своим делом прославлять.
Ребенок: 4
Наполняет вновь водою,
Волга мать твои поля,
Чтоб пшеницы, стало вволю,
Чтоб цвела твоя земля.
Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем шум нашей любимой реки Волги.
(Дети слушают аудиозапись звуков реки)
Дыхательная гимнастика
И. п. : о. с. 1 — вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 — руки вниз, опуститься на стопу, на выдохе произносить: «А-а-а-х!».
Повторить 3—4 раза.
Воспитатель: Прислушаемся к шуму леса
И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.
Воспитатель: А теперь вдохнем аромат леса
И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.
Воспитатель: Да, мы живем в Саратовской области. Наш край очень уникален, красив и удивителен. Я расскажу вам легенду о возникновении Саратовской области.
Легенда.
Уже много лет существует на Волге город Саратов.».
В старину рассказывали: «На берегу Волги в старенькой избушке жил рыбак Сарат. Был он сиротой. Каждый день ходил Сарат на реку ловить рыбу. Грустно ему было. Только однажды с ним случилось настоящее чудо. Пошел он, как обычно, один на берег Волги с удочкой. Долго ловил рыбу, но так ничего и не сумел поймать. Лишь под вечер выловил Сарат одну-единственную рыбку. Но это была чудесная серебряная стерлядь. Вдруг она посмотрела в глаза рыбаку и говорит: – Отпусти меня! За твое добро и я тебе отплачу: исполню твою самую заветную мечту. Жалко стало Сарату серебряную рыбку. Решил он ее отпустить. На прощанье стерлядь дала рыбаку ларчик и сказала: – Положи в него то, что тебе дороже всего на свете. И в полночь закопай его на твоем любимом месте. А утром жди чуда! Рыбак отпустил серебряную стерлядь в Волгу. А сам вернулся в свою избушку, поставил на стол подарок от рыбы…
Долго сидел рыбак и думал, что же для него самое дорогое и важное в жизни. «В этом мире для всех людей самым дорогим является хлеб. Без хлеба нет жизни», – так подумал рыбак и положил в ларчик три хлебных зернышка. «И еще я очень люблю яблочки, – вспомнил он и положил в ларчик три яблока. – И как в этом мире можно прожить без музыки? Я люблю слушать мелодию моего колокольчика», – и рыбак положил в ларчик маленький колокольчик. В полночь пришел он на гору, которая высилась над берегом Волги. Сарат побежал к Волге. Серебряная стерлядь уже ждала его, качаясь на волнах. – Твое желание исполнено, – сказала она. – Ты мечтал о встрече с друзьями, которые всегда бы тебя понимали и были близки по духу. В этом краю ты обязательно найдешь себе друзей. Здесь ты будешь счастлив. Смотри, сколько хлеба кругом – ты об этом мечтал. Смотри, сколько яблонь – ты тоже об этом мечтал. Слушай, сколько музыки вокруг – и об этом ты мечтал. Дай городу свое имя и будь счастлив!
Так появился Саратовский край».
Воспитатель: Понравилась вам история?
/Ответы детей/
Воспитатель: Давайте покажем Громозеке, как выглядят герб и флаг Саратовской области?
Игра «Символика Саратовской области»
Из предложенных гербов дети должны отсортировать России, Саратова и Балакова, герб и флаг Саратовской области и прикрепить их на магнитную доску.
(Воспитатель демонстрирует гербы и флаги России, Саратовской области и Балакова)
Воспитатель: Теперь вместе с Громозекой поиграем в «Сочинялки».
Составим рассказ на тему: «Где я живу?», добавляя слова в предложения.
Игра «Сочинялки»
1. Я живу в стране, которая называется …
4. Столица России…. (город Москва).
3. Президент России – это…
4. Символы России – это…
5. Голубой цвет на флаге России означает….
6. Город Балаково входит в … область.
7. Саратовская область стоит на реке….
8. На гербе Саратова изображена рыба….
9. Город Саратов произошел от слов….
10. Я живу по адресу: город …., улица …., дом …., квартира….
Физминутка
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: У меня есть карточки. Вам нужно посмотреть на них и подумать, как изображения на этих картинках могут быть связаны с Саратовской областью.
(Воспитатель выставляет на доску картинку ракеты и фотографию Гагарина, актера Е. Лебедева, картинку быка и солью г. Энгельс – дети дают ответы, если затрудняются педагог помогает или задаёт наводящие вопросы)
Воспитатель:
Волгу легко найти на карте.
Мне нравится её речная гладь.
По ней скользит и пароход, и катер,
А до воды - совсем рукой подать.
На берегах её высоких
Стоит наш городок родной.
Здесь мы любуемся с тобою
Реки прозрачною водой.
Воспитатель: Вот на карте изображена река Волга. Это одна из самых больших рек в России. Её издавна называли Волгой – матушкой. Она течёт сверху вниз.
Воспитатель: Вода Волги чистая, прозрачная и светлая. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде и не видывали. Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карп, карась, щука, окунь.
Игра «Рыбки – камни – водоросли».
Игра по типу «Камень-ножницы-бумага».
Сначала воспитатель объясняет детям значение команд:
«рыбки» — покачивающиеся движения ладошек»;
«камни» — руки сжимаются в кулаки ;
«водоросли» — пальчики вверх и покачиваются.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.
Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд.
/Ответы детей- полезные ископаемые/
Воспитатель: Молодцы! Нефть, газ, известняк, глина, песок - это полезные ископаемые. Другими словами, это подземные богатства Земли.
Игра
Воспитатель: Саратовский край богат на ископаемые. Посмотрите, у меня перемешались буквы. Надо их собрать и получатся слова
ЛМЕ
АСЕР
ФНЕТЬ
ТОРФ
Воспитатель: Как мы можем назвать все эти слова, одним словом?
/Ответы детей - Это полезные ископаемые, которые добывают в нашей области/
Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: А теперь давайте пройдём в нашу «лабораторию».
Ребята, вы любите рисовать? Можно рисовать не только красками и карандашами, ещё можно рисовать песком. Хотите попробовать? У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).
/Ответы детей/
Воспитатель: Верно, а теперь, разровняв песок, пальчиком нарисуйте любой узор. Вам нравится рисовать песком?
/Ответы детей/
Воспитатель: А теперь возьмите стаканчики с глиной, и давайте попробуем порисовать глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок).
/Ответы детей/
Воспитатель: А теперь попробуйте разровнять глину и нарисовать пальчиком узор. Получилось? Почему не получилось? (Глина слиплась комочками, она твёрдая)
/Ответы детей/
Воспитатель: Скажите, чем песок отличается от глины? (песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).
/Ответы детей/
Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины.
III.Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Посмотри Громозека, сколько всего мы с ребятами рассказали тебе про саратовский край. И вас, ребята, вместе с нашим гостем ждет сюрприз. За то, что мы столько узнали, выполнили различные задания, вас, ребята вместе с нашим гостем хочу угостить саратовским калачом. Саратовский калач – один из символов нашей губернии, это визитная карточка. Люди старшего поколения хорошо помнят времена, когда калач был на столе у большинства жителей области. Сейчас саратовский калач заменяется другими хлебобулочными изделиям, которые проще выпекать. Саратовский калач знаменит своим ароматом, пышностью и хрустящей кукурузной корочкой.
(Воспитатель угощает детей калачом)
Воспитатель: Теперь Громозека расскажет всем своим друзьям о нашем саратовском крае.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Список использованной литературы.
1. От рождения до школы Основная общеобразовательная программа /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2с
2. «Игровые экологические занятия с детьми» Л. П. Молодова, «Сборник программно-методических рекомендаций но изучению родного края в дошкольных учреждениях Н. А. Никифорова.
3. Николаева С. Н. «экологическое воспитание дошкольников» - М., ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
4. Журнал «Ребенок в детском саду» - № 5/2007; № 2/2007; № 1/2009;
№ 1/2005; № 5/2008; № 2/2006.