Людмила Мерзлякова
Проект «Вятский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем.
«Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!»
(долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский)
Дождиночки на листьях, будто слёзы,
Лесами окружённые поля…
И зимние, уснувшие берёзы –
Всё это наша вятская земля.
Не высказать обычными словами
Привязанность к земле наших отцов,
Но спутником незримым всюду с нами
Живущая в сердцах наших любовь.
Г. Цыпуков «Вятская земля»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект „Вятский край“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», опубликованной в 2009 году,«духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
1. семейной жизни;
2. культурно-регионального сообщества;
3. культуры своего народа;
4. российской гражданской нации;
5. мирового сообщества.
Конечно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста, то более доступны их пониманию ценности семейной жизни и культурно-регионального сообщества.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Один из основных принципов ФГОС ДО: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одна из задач ДО: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
ГИПОТЕЗА
Для выполнения данных требований детей необходимо познакомить с этими ценностями и нормами. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Для младших дошкольников это семья, дом, детский сад. А для детей старшего дошкольного возраста: родной город, родной край. Любовь к России начинается с любви к своей малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Вятского края.
ЦЕЛЬ проекта «Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!» : заложить основы воспитания нравственного гражданина, знающего и любящего свою малую Родину.
ЗАДАЧИ проекта :
• Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, ремёсла, народные промыслы, промышленность.
• Познакомить с именами тех, кто прославил край (учёные, спортсмены, защитники отечества).
• Учить воспринимать духовное наследие наших соотечественников (художественная литература, живопись, музыка, культура разных народов, населяющих нашу область).
• Расширить знания детей о флоре, фауне, природных ресурсах и памятниках природы Кировской области.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
• Воспитывать любовь к родному краю, эмоционально ценностное отношение к культуре.
УЧАСТНИКИ ПРЕКТА: воспитатели, дети, родители
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Организационный
2. Практический
3. Результативный
1. Организационный этап
Создание предметно-развивающей среды
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую.
Она включает в себя:
• Символику города и области
• Тематические альбомы и фотоальбомы («История города», «Города Кировской области», «Природа Вятского края», «Экономика Кировской области», «Знаменитые люди нашего края», «
• Наборы картинок, открыток
• Предметы народного быта
• Народные музыкальные инструменты
• Изделия мастеров народных промыслов
• Дидактические игры
• Материал для конструирования и изобразительного творчества
• Материал о народностях Вятского края
• Подборка книг «Кировские писатели детям», картотека вятского фольклора
• Репродукции картин вятских художников
Планирование
Проблема состоит в том, что детский сад работает по единому тематическому плану. Поэтому я разработала перспективный план по ознакомлению детей с родным краем в соответствии с темами детского сада. Знакомясь с темой, дети получают и знания по краеведению. И в течение года мы охватываем довольно широкий круг вопросов, связанных с родным краем.
2. Практический этап
Систему работы с детьми построила с учётом возрастных особенностей детей, их способностей и интересов. Работа по краеведению проводилась во время совместной деятельности (во время НОД и в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей (как индивидуальной, так и вместе со сверстниками), в работе с родителями.
Направления работы с детьми (формы работы) :
Знакомство с флорой и фауной родного края
Беседы о климатических условиях города, области
Д/игры «С какого дерева лист», «Не каждый грибок в кузовок», «Ягоды лесные и садовые», «Что перепутал художник?» и другие.
Различные викторины
Оформление альбомов с видами животного и растительного мира Кировской области
Создание «Красной книги Кировской области»
Проект «Поможем птицам зимой!»
Презентация «Памятники природы Кировской области»,«Заповедники Кировской области» и другие
История города и его достопримечательности
Беседы «Мой город на Вятке», «По улицам города», «Путешествие по городам Кировской области»
Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций…
Чтение художественной литературы и фольклора.
Дидактические игры «Район, в котором мы живём», «Волшебные ленты дорог»
Рисование «Мой любимый город», «Где я отдыхал», «Путешествие по городу»
Строительные игры
Сюжетно-ролевые игры
Промышленность и сельское хозяйство области:
Рассматривание фотоальбомов
Создание альбомов «Предприятия города», «Сельское хозяйство»
Знакомство с профессиями
Д/и «Кому, что нужно для работы»
Составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту»
Сюжетно-ролевые игры
Народности Вятского края, их костюмы, праздники
После того как мы рассмотрели костюмы различных народов, дети принесли из дома кусочки ткани, бусинки, ленты, тесьму. Были созданы такие народные костюмы: русский, татарский, украинский, марийский, удмурдский.
Предметы быта наших предков
Выставка «Предметы старины далёкой»
Дидактические игры «Бабушкина избушка», «В русской избе»
Игра на сравнение «Город или деревня?»
Вятские писатели :
Владимир Ситников, Павел Маракулин, Евгений Чарушин, Владимир Крупин, Тамара Копанева, Елена Наумова, Наталья Козвонина, Сергей Гагаринов, Роза Агафонова
• Чтение произведений
• Рассматривание иллюстраций
• Рисование, лепка
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Вятские художники (Шишкин, Васнецов, Хохряков, Рылов)
• Рассматривание репродукций
• Составление рассказов «Чем мне нравится картина» и др.
• Организация выставки
• Рисование
Знакомство с городом Котельничем и Котельническим местонахождением древних ящеров – парейазавров, одним из крупнейших в мире.
• Просмотр презентации
• Игра «Палеонтологический музей»
Народные промыслы Вятского края
• Оформление уголка народного творчества
• Дидактические игры «Народные промыслы России», «Из чего сделан предмет?»
• Изготовление поделок из природного материала
• Создание «Дерева Вятских ремёсел»
• Просмотр презентаций
• Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
• Создание дымковской игрушки
Более подробно остановлюсь на одном из направлений работы. Когда дети рассматривали предметы народных промыслов, их внимание привлекли самые яркие, весёлые, праздничные предметы – дымковская игрушка. Они с интересом выслушали рассказ о ней, и с радостью лепили. Но из пластилина получилось не совсем то, что хотелось детям.
И вот тогда я предложила сделать настоящую дымковскую игрушку. Для начала мы проверили свойства глины. Затем прочитали все материалы, которые нашли о процессе изготовления игрушки мастерицами. И вот, с помощью технологических карт Лыковой, игрушка слеплена. За неимением печи, игрушки отправились сушиться к горячим батареям, а дети взялись за изучения элементов дымковской росписи с помощью дидактических игр: «Нарядим дымковскую барыню», «Дымковская мозаика», «Подбери силуэту пару». «Красота дымковского орнамента».
Пока мы изучали дымковский узор, игрушка высохла, дети её побелили мелом, разведённым молоком, а затем расписали яркими красками и решили подарить мамам на 8 марта. Но до праздника ещё оставалось время, и дети решили показать наши поделки всем желающим. Опыт игры в музей у детей уже был, поэтому потребовалось совсем немного времени, чтобы создать «Музей дымковской игрушки». Потом дети вывесили приглашение в коридоре и принимали гостей, рассказывая им о том, как делается дымковская игрушка.
Работа с родителями:
• Участие в создании развивающей среды (создание демонстрационного материала «Достопримечательности города», помощь в приобретении дидактических игр, пополнении выставки предметов народных промыслов, в изготовлении пособий)
• Участие в проектах «Поможем птицам зимой», «Здание (памятник, о котором я хочу рассказать и о других.
• Изготовление поделок для выставок «Золотые руки мам»
• Участие в праздниках
3. Результативный этап
Подводя итоги работы, я провела мониторинг результатов усвоения детьми знаний о родном крае, используя низко формализованные методы (наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности). У детей есть знания о природе родного края, об истории города, о людях, прославивших наш край… Воспитанники нашей группы научились более осознанно воспринимать события и факты социальной действительности, анализировать их. У них появилась устойчивый интерес к изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.
Проведё нная работа позволяет сделать выводы:
В период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры.
Интерес к истории, традициям культуры родного края поддерживается через различные виды деятельности детей, прежде всего через игру и продуктивные виды деятельности.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Данная работа должна начинаться как можно раньше. Поэтому дошкольный возраст играет важнейшую роль в патриотическом воспитании.