МААМ-картинки

Постановка звука [Р] от межзубного [Д] в форме игры «Веселый драндулет» (5 фото)

Татьяна Миркунова
Постановка звука [Р] от межзубного [Д] в форме игры «Веселый драндулет»

Составила: учитель-логопед ресурсной группы МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 196» Миркунова Т. И.

Постановка звука [Р] от межзубного [Д] в форме игры «Веселый драндулет»

Описание: игра демонстрирует способ постановки звука Р по подражанию с использованием физиологически целесообразных движений артикуляционного аппарата.

Противопоказанием для использования данного способа является межзубное произношение звуков (межзубный сигматизм свистящих и шипящих, межзубный ламбдацизм, межзубное произношение Т. Д. Н).

Публикация «Постановка звука [Р] от межзубного [Д] в форме игры „Веселый драндулет“» размещена в разделах

Данный способ особенно хорошо зарекомендовал себя при постановке звука онлайн.

Игра подразумевает свободное творчество, данный вариант показывает основные приемы работы, творческая фантазия может менять сюжет.

Способ доступен для использования детям с 5 лет.

Цель игры : способствовать постановке и введению в речь детей, в том числе с ОВЗ, дошкольного возраста звука Р в игровой эмоционально окрашенной форме.

Оборудование:

1 вариант : изображение папы-дятла, дедушки –дятла, классического автомобиля «Драндулета», веревочка, привязанная к карандашам для пальчиковой гимнастики, детали конструктора «Лего» для конструирования драндулета, карточки для автоматизации звука Р в словах на ДР, ТР, презентация для автоматизации звука Р.

2 вариант: без оборудования.

Предварительная работа: выполнение артикуляционной гимнастики с целью тренировки языка выполнять необходимые для постановки звука Р упражнения, успешное выполнение основных упражнений (качели, удерживание части конфетки кончиком языка за верхними резцами, часики, лошадка, грибок, гармошка, парус, индюк (индюшата за забором, т. е. движения языком вперед-назад по альвеолам без выхода языка из полости рта, маляр, заводим моторчик, вибрируя губами, выработка сильной воздушной струи по центру языка, упражнение «Фокус», работа над усилением мышц гортани «Пароход гудит Ы», артикуляционный самомассаж и массаж.

Примечания к артикуляционной гимнастике:

1)При невозможности выполнения ребенком упражнения «Лошадка» необходимо начать с упражнения «Поругаем волка (мишку и т. д.) Ц-Ц-Ц». Суть его заключается в создании смешной ситуации с игрушкой и ее шутливом порицании : грозим пальчиком и слегка присасываем язычок за верхними резцами, издавая звук, который можно обозначить как Ц-Ц-Ц. но он образуется за счет присасывания языка за зубами и отрывании (звук, как при целовании, а не звуки ТС (Ц). Это упражнение на начальном этапе не требует широкого открытия рта, язык логопеда виден ребенку, т. к. находится сразу за резцами, характерный звук знаком ребенку, часто используется в быту, легко имитируется.

На следующем этапе ругаем волка медленно, стараясь задержать присосавшийся язычок подольше, широко открывая рот при отрывании. Затем переходим к «Лошадке».

2)Часто ребенок достаточно неплохо выполняет базовые упражнения артикулционной гимнастики для звука Р, но звук «не идет». Особенно это проявляется у детей, страдающих дизартрией. При проведении контрольного упражнения «Дятел» с зафиксированной между резцами (с заходом в полость рта на глубину не более 2-3 мм) пробки становится заметна невозможность языка подниматься к верхнему небу из-за блокировки движений нижней челюсти зажатой между ними пробкой. При произнесении серии звуков Т,Д,Н язык упирается в пробку, а не поднимается за верхние резцы.

В этом случае необходимо произносить серии звуков Д. Т. Н и прямые слоги с гласными первого ряда с зажатой таким образом между резцами пробкой или другим гигиенически и санитарно приемлемым предметом до нормализации амплитуды самостоятельных вертикальных движений языка в полости рта.

Ход игры:

1. Упражнение «Дятел стучит»

В лесу живет дятел. Он лечит деревья, добывает своим острым клювом из-под коры червячков и личинок. Это папа-дятел. Смотри, как он стучит

(демонстрация игрушечного папы-дятла на дереве). Давай постучим, как дятел! Совместное произнесение Д-Д-Д 10 раз. (Фото 1)

Фото «Веселый драндулет»

Тут прилетел дедушка-дятел (демонстрация игрушечного дедушки-дятла, окрашенного в менее яркие тона). Он старенький и не может так громко стучать. Послушай, как он стучит (Т-Т-Т). Давай, постучим, как дедушка-дятел! Совместное произнесение Т-Т-Т 10 раз. (Фото 2)

Постановка звука [Р] от межзубного [Д] в форме игры - фото

Один раз папу-дятла пригласили в гости. Он решил поехать на своём автомобиле. У дятла был старинный автомобиль, который назывался драндулет. (Фото 3)

Фото №1 Составила учитель логопед ресурсной группы МБДОУ Центр развития ребенка детский сад Миркунова Т

Дятел никак не мог его завести. Оказывается, раньше автомобили заводили с помощью специального стартера. Давай поможем дятлу завести его драндулет!

2. Пальчиковая гимнастика

Сначала надо потренироваться. (Упражнение «Кто быстрее намотает верёвочку стартера» - рецепрокная двуручная деятельность, одно из лучших упражнений для подготовки руки к письму.) (Фото 4)

Фото №2 Описание игра демонстрирует способ постановки звука Р по подражанию с использованием физиологически целесообразных движений артикуляционного аппарата

3. Выполнение постановочных упражнений перед зеркалом

Теперь можем заводить драндулет!

Выводим язычок за зубки, говорим «Д» и в этот момент резко прячем язычок за альвеолы, протягивая по верхнему небу.

Движения языка сопровождаются, визуально и моторно усиливаются соответствующим движением кисти руки, имитирующей движение языка (рука, согнутая в локте ладонью вверх, совершает достаточно резкое движение по направлению к корпусу тела одновременно с заходом языка в ротовую полость).

Объяснение: при таком движении язык скользит по альвеолам и звучащий Д трансформируется в проторный, еще редуцированный звук Р. Логопеду также необходимо на первом этапе произносить звук несколько редуцированно, чтобы ребенок слышал схожесть и, уверенный в собственном успехе, продолжал выполнять упражнение. Эмоциональная окраска игры и похвала ребенка способствует быстрейшему достижению результата.

Молодец! Ты помог папе-дятлу завести драндулет!

Дедушка-дятел тоже захотел поехать в гости. У него тоже был драндулет. Но дедушка был старенький и заводил драндулет так : выводим язычок за зубки, говорим «Т» и в этот момент прячем язычок за альвеолы. Давай вместе поможем дедушке-дятлу завести драндулет!

Движения языка сопровождаются, визуально и моторно усиливаются соответствующим движение кисти руки, имитирующей движение языка (рука, согнутая в локте ладонью вверх, совершает достаточно резкое движение по направлению к корпусу тела одновременно с заходом языка в ротовую полость). (Фото 5)

4. Автоматизация в слогах (при таком способе постановки удобнее автоматизировать звук сначала в слогах)

По дороге папа-дятел встретил букву А, получилось (выводим язычок за зубки, говорим Д, прячем язычок+А=ДРА, затем Ы, Э,О,У).

Дедушка-дятел тоже встретил букву А, получилось (выводим язычок за зубки, говорим Д, прячем язычок+А=ДРА, затем Ы, Э,О,У).

5. Автоматизация в словах в начале слова под ударением и без.

Папа-дятел ехал-ехал и увидел в лесу драку, драп, дракона, драму, дрон, дрова, дрофу, друга, дружину, дробь, дровни, дрозда, (демонстрация картинок).

Дедушка-дятел ехал-ехал и увидел в лесу травы, трап, трассу, трал, травку, травлю, трос, трое, тройку, тропик, тропку, труд, трубку, трусики (демонстрация картинок).

6. Упражнения на усиление вибрации языка.

Вдруг из лесу выскочил тигр и стал рычать на папу-дятла, помоги ему развить на драндулете большую скорость, чтобы его не съел тигр! (повторяем упражнение, с силой дуя на язык, возможно сочетание с гласными а, ы, движение сопровождаем небольшим резким поднятием грудной клетки, плечей вверх, показывая телесно необходимость совершить усилие). Затем ему на помощь приходить дедушка-дятел и тоже развивает скорость.

Некоторым детям легче заводить моторчик от Д, некоторым от Т.

Постепенно по ходу занятий язычок высовывается все меньше и переходит к положению за верхними резцами в полости рта.

7. Особенности использования механической помощи для получения вибрации кончика языка.

Возможно использование механической помощи для усиления вибрации кончика языка. При непонимании ребенком, особенно при постановке звука онлайн, механизма традиционной механической помощи способ «Драндулет» предусматривает использование повсеместно распространенных гигиенических ватных палочек. При этом палочка заводится под язык, поднятый к альвеолам, и вибрационные движения совершаются сверху вниз, постепенно к ним подключается сильная воздушная струя.

Затем однократное резкое движение палочки из-под языка вверх и наружу с произнесением звукосочетаний ДРА, ДРО, ДРЫ, ДРЭ, ДРУ и ТРА, ТРО, ТРЫ, ТРЭ, ТРУ.

8. Далее следует традиционная схема автоматизации звука с использованием различных игровых приёмов.

Заключительные положения

Данный способ постановки хорошо зарекомендовал себя у большого количества детей и вызывает у них положительный эмоциональный отклик, особенно у мальчиков.

Можно начало занятия посвятить постройке драндулета из конструктора Лего, удобно строить его постепенно, например: выполнили 10 упражнений «качели», поставили деталь, выполнили 10 упражнений «маляр», поставили деталь. Это служит дополнительной игровой мотивацией ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л]Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла"Игры-помощники" предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука "Л"Игра «Найди картинку».

Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?»Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей пройденного материала.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнять и совершенствовать.

Подвижные игры для малышей в стихотворной форме В данное время я работаю с малышами и вот хочу предложить вашему вниманию простые игры,которые я сама для них сочиняю. В общем,как,вы знаете.

Викторина «Осень» в форме игры «Что? Где? Когда?» Непрерывная организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Образовательная область: «Познавательное.

Зимние игры для малышей в стихотворной форме Сегодня я хотела бы предложить вам новые игры для малышей,которые я составляю сама. Мои дети очень любят играть в такие игры,они простые.

Автор публикации:
Постановка звука [Р] от межзубного [Д] в форме игры «Веселый драндулет»
Опубликовано: 28 октября 2021 в 19:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД