Лучший педагог года

«Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Тамара Шевченко
«Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска «Санаторная школа – интернат №133, ДО

Методическая разработка

Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики

детей дошкольного возраста.

Воспитатель I категории

Шевченко Т. Н.

Новосибирск 2019 г.

Содержание

Введение стр. 1

2. Основная часть стр. 2- 4

2.1. История возникновения техники торцевания

Публикация «„Техника „торцевание“ как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2.2. Этапы техники торцевания

2.3. Виды торцевания

2.4. Практическая значимость

3. Заключение стр. 4-5

4. Вывод стр. 5

5. Приложение 1 стр. 6

Приложение 2 стр. 7

Приложение 3 стр. 8

Приложение 4 стр. 9

Приложение 5 стр. 10

6. Список литературы стр. 11

Введение.

«Источник способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.»

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы:

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест психолого-педагогических исследований. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Мелкая моторика не является безусловным рефлексом как ходьба, бег и требует специального развития. Поэтому систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности головного мозга - у детей улучшается память, внимание, связная речь, логическое мышление, слух. Это основное условие успешного развития и обучения. Детей необходимо заинтересовать каким-либо посильным видом деятельности, в процессе которого создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений, чем и является работа с бумагой.

Цель: совершенствовать мелкую моторику, координацию движений кистей и пальцев рук через нетрадиционный вид деятельности - торцевание.

Задачи:

-создавать условия для свободного творчества.

- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, укрепление мышц рук и пальцев, воображения, внимания, фантазии, памяти;

-выработка навыков ориентации на листе бумаги;

-выработка навыков с различными материалами и инструментами;

-выработка навыков аккуратности работы с материалом;

-обучение безопасной работы с инструментами;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, красоту к окружающему миру;

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

1

2. Основная часть

2.1. История возникновения техники торцевания.

В Европе искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XVI века. Создавались миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа.

В XIX веке бумагокручение уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях и т. д. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть ХХ века оно было забыто.

2.2. Техника торцевания.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Задача педагога – пробудить эту творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Мелкая моторика совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также зрительной системой.

Поделки в технике торцевания делаются с помощью мелких объемных элементов из бумаги. Для этих целей лучше использовать гофрированную бумагу, можно использовать цветные салфетки. Объемный элемент композиции представляет собой сжатый, небольшой кусочек бумаги в виде конуса и называется «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя прорисованный контур.

Инструментарий:

• ножницы;

• клей, особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Хорошо подойдет клей карандаш; карандаш необходим при нанесении будущей композиции

• бумага для торцевания лучше подходит гофрированная, можно использовать цветные салфетки;

• стержень от шариковой ручки или палочка с тупым концом, или карандаш, для выполнения аппликации.

• в качестве основы используют весьма разнообразные материалы, для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картона, потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, пластилина.

2

Этапы техники торцевания :

1. Этап. Подготовительный.

а. нарезаем полоски из бумаги ширина 1 – 1,5 см;

б. из полосок, режим квадратики (1х1см, размер по желанию;

в. клей карандаш;

г. стержень или тонкая палочку с тупым концом;

д. иллюстрация из книжки, готовый рисунок в зависимости от поставленной цели.

2. Этап. Обучающий.

а) Тупой конец палочки (стержня) ставим на середину квадратика.

б) Сминаем и прокатываем между пальцами «торцовку».

в) Смазываем клеем «торцовку».

г) Приклеиваем «торцовку» к рисунку по контору.

д) Постепенно, аккуратно заполняем весь рисунок «торцовкой». В зависимости от рисунка. Каждый элемент приклеиваем вплотную друг к другу, чтобы не оставались промежутки. Рисунок можно выполнить по контуру, либо заполнить полностью. В зависимости от подготовленности ребенка и поставленной задачи перед ребёнком.

3. Этап. Самостоятельная деятельность.

При организации самостоятельной деятельности, ребёнок сам выбирает рису-нок, который он хотел бы выполнить в технике торцевания.

Задача воспитателя проконтролировать выполнение работы ребенка.

Самостоятельная деятельность является одним из главнейших этапов развития ребёнка, способствующий формированию его творческой активности.

4. Этап. Рефлексия деятельности.

После окончания выполненной работы дети рассматривают свои рисунки и отвечают на вопросы, предложенные воспитателем.

5. Этап. Заключительной.

Оформление работ в рамки. Выставка творческой деятельности детей.

2.3. Виды торцевания.

Техника торцевания отличается своей вариативностью. В зависимости от основы и расположению «торцовок», использую следующие виды.

Контурное торцевание — бумажные скрутки обрамляют контур рисунка. Используется для создания кантов, рамок, бордюров и при комбинировании с другими техниками, например, скрапбукингом.

Торцевание по плоскости торцовки располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей плоскости.

3

Объемное торцевание разная плотность скручивания торцовок и прикрепление их к объемной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые и сложные композиции.

2.4. Практическая значимость.

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки, можно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Украшать интерьер дома, детского сада.

В сфере художественно-эстетического развития дети научатся :

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

В сфере социально-коммуникативного развития дети научаться :

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- правильно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у детей развиваются такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

3. Заключение.

Искусство изготовления поделок в технике Торцевания является не только увлекательным и способом проведения досуга, но и технологией интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС, а также средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, торцевание влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Техника торцевания способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

4

Ожидаемые результаты:

В результате обучения на занятиях дети:

познакомятся

- с искусством Торцевания;

научатся

- различным приемам работы с бумагой,

- следовать устным инструкциям;

овладеют

- формами техники торцевания,

- умениями создавать композиции с изделиями, выполненными в технике тор-цевания,

- навыками работы в коллективе,

- навыками культуры труда;

повысят уровень развития

- внимания, памяти, мышления, пространственного воображения,

- мелкой моторики рук и глазомера,

- художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

улучшат

- коммуникативные способности.

4. Вывод.

Занятия предусматривают развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Обучение искусству Торцевания занимает важное место в системе эстетиче-ского воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.

5

Приложение 1

Этапы процесса торцевания

1. Этап.

2. Этап. Обучающий.

Тупой конец палочки (стержня) ставим на середину квадратика.

Сминаем и прокатываем между пальцами «торцовку».

6

Приложение 2

Смазываем клеем «торцовку». Приклеиваем «торцовку» к рисунку по контору.

Если объемная поделка из пластилина, «торцовки» крепятся без клея.

Вынимаем стержень.

3. Этап. Самостоятельная деятельность.

7

Приложение 3

При организации самостоятельной деятельности, ребёнок сам выбирает рисунок или объёмную поверхность, который он хотел бы выполнить в технике торцевания.

4. Этап. Рефлексия деятельности.

• Понравилось ли тебе работать в технике торцевания?

• Что было самым трудным?

• Что было самым интересным?

• Какие работы вам понравились? Почему

5. Этап. Заключительной.

Оформление работ в рамки. Выставка творческой деятельности детей.

8

Приложение 4

9

Приложение 5

Виды торцевания

Контурное торцевание Торцевание по плоскости

Объемное торцевание

10

Список литературы

1. Венгер Л. А., Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер., Е. Г. Пилюгина - М. : Просвещение, 1998.- 69с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.- 156 с.

3. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.- 35с.

4. Соловьева Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс, 2004.- 62 с.

5. Лыкова И. А. Художественно – эстетическое развитие.

Издательский дом «Цветной мир», Москва 2015,

6. КомароваТ. С. Развитие художественных способностей дошкольников.» изд. : Мозаика –Синтез Москва,2015

7. Ивлева С. Н. Техника торцевания из бумаги – секреты рукодельниц., Москва 2010

8. Торцевание//Страна Мастеров// (электронный ресурс).-

https://stranamasterov.ru/node/996.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника аппликации как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста " Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать.

Игровая технология «Пальчиковые дорожки» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаИгровая технология «Пальчиковые дорожки» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Исследованиями учёных было установлено, что уровень речи напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Известному педагогу В. А.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детейДидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; 2. Поделиться с педагогами своими.

Песочная технология как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Актуальность данной темы заключается в том,.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности.

Самообразование «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей» для младшего дошкольного возраста Актуальность. Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики кисти и пальцев рук у ребенка. По данным исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2019 в 13:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД