Мамонтова Наталья
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель методической разработки – показать дидактические возможности и особенности использования ИКТ на уроках технологии.
Основными задачами методической разработки являются обоснование значимости мультимедийного сопровождения урока, которое обеспечивает развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности через создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга.
Публикация «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Актуальность разработки
Мультимедийное сопровождение уроков позволяет преодолеть пассивный способ передачи ученикам готовых знаний, обеспечить деятельностный подход в обучении; повысить мотивацию школьников за счёт востребованности получаемых знаний; обеспечить эффективное управление вниманием учащихся на уроке.
Практическая значимость
Для реализации данной методики необходимо наличие в кабинете компьютера и мультимедиа проектора.
Включение компьютерных технологий в процесс обучения становится необходимым и неизбежным. Новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее эмоционально богаче. Это современное средство обучения имеет ряд преимуществ:
1) увеличивает информационный поток, даёт возможность сочетать слуховую, визуальную и интерактивную информации;
2) позволяет обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширяет зрительный ряд предъявляемой информации; построение схем, таблиц в презентации позволяет более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков, фото и видеоматериалов оживляют учебный процесс, вносят элементы занимательности; таким образом, делают урок более ярким и привлекательным;
3) презентация обеспечивает наличие и уровень обратной связи со всеми учащимися в рамках одного урока, помогает рационально использовать время на всех этапах урока, а также обеспечивает включенность каждого ребенка в учебный процесс;
4) позволяет в комплексе сочетать устную и практическую работу, что создаёт дополнительные условия для творческой работы учителя и учащихся;
5) даёт возможность демонстрировать технологические приёмы в динамике; а поэтапный крупномасштабный показ выполнения проекта позволяет ребятам быстрее понять технику его исполнения;
6) способствует качественной проверки знаний, умений и навыков при организации промежуточного и итогового контроля.
При всех указанных положительных качествах, нужно помнить, что использовать проектор нужно в оптимальном сочетании с другими педагогическими средствами: учебником, таблицами, тестами, инструкционными картами. Необходимо обязательно учитывать санитарно-гигиенические нормы при использовании ИКТ.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Они проявляют больший интерес к изучаемому материалу.
Дидактические возможности мультимедийных презентаций настолько широки насколько велико творчество каждого учителя. Остановлюсь на основных направлениях.
Каждый учитель знает, насколько сложен для учащихся процесс построения чертежа. С помощью мультимедийной презентации мною разработан поэтапный процесс построения чертежа фартука с нагрудником для учащихся 5 класса. При необходимости слайд можно повторить, добиваясь осознанного понимания выполняемой учащимися работы. При этом дети находятся под полным контролем учителя, стоящего лицом к классу.
При обучении учащихся технике «изонити «(урок по теме «Рисуем нитью») крупномасштабный показ техники заполнения окружности и угла в динамике позволил учащимся быстрее понять процесс его выполнения.
В зависимости от темы урока включаю в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, видеофильмы, тесты для проверки полученных знаний, а также технологические и инструкционные карты.
Появляется возможность оперативной и лаконичной подачи информации. Например, «Технологическая карта» из презентации к уроку «Горячие напитки», с помощью которой учащиеся выполняют практическую работу или инструкционные карты из урока по теме «Сервировка стола», где они обучаются приёму складывания салфеток.
Возможность использования таких слайдов при практической работе решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала.
Презентации использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного и при организации текущего контроля знаний. В них включаю материалы, отображающие ключевые моменты пройденной темы или демонстрирующие изученное понятие.
Оперативно провожу проверку практических работ.
Например, практическая работа по теме «Определение направления долевой нити (нити основы)»; пользу приносит совмещение слуховой и зрительной информации, увеличивается продуктивное рабочее время урока.
Обучение невозможно без таких методов научного познания, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Я использую приём для запоминания терминов в виде ассоциации между терминологией и способом действия и выполнения практической работы. Все необходимые термины по предмету записываются в словарь. Появляется возможность оперативной проверки терминов по схематическому обозначению и по образцу шва Ошибки разбираются, что позволяет совместить разные формы подачи информации, и способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию.
Возможность виртуальной экскурсии развивает познавательный интерес
Например, на уроке «Владимирский верхошов» ученики знакомятся с историей развития рукоделия, продолжают знакомство с традиционными народными промыслами России, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве и техникой выполнения этого вида глади. Это позволяет создать мне на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему, легче усвоить материал и выполнить практическую работу.
Сформировать глубокий познавательный интерес к предмету, вызывать у учащихся чувство удивления, обострить внимание, воздействовать на эмоции детей, способствовать созданию в классе психологического комфорта, готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов, помогает мне подбор яркого занимательного материала:
разгадывание кроссвордов,
головоломок,
загадок,
просмотр видеофильмов,
прослушивание легенд,
исторических сведений об известных вещах,
о людях и событиях.
Анализ результативности за 2016-2017 учебный год
Развитие познавательного интереса способствовало повышению качества у моих учеников по предмету. (На конец IV четверти повысилось на 19% по сравнению с I четвертью)
Главный результат моей работы – практические умения учащихся по темам программы. Работают постоянно выставки творчества детей в кабинете технологии. Дети участвуют в муниципальных и региональных конкурсах творческих работ.
Новизну методической разработки определила для себя в следующем:
1) Во-первых, этот современный элемент обучения позволяет «компенсировать» недостаточное количество наглядных и демонстрационных пособий;
2) Во-вторых, мультимедеийная презентация позволяет воплотить в себе возможности разных средств обучения: учебника, таблиц, схем, видеофильмов и многого другого одновременно.
Таким образом, надеюсь я вам доказала, что разработанный мной материал способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Литература
1. Под редакцией В. Д. Симоненко. Учебники технологии для учащихся 5. 6, 7 классов. М. : – 2013.
2. www.vladimir-city.ru
3. Красное-прекрасное. Лебедева Л. И., 1985 г., Издательство: М, Малыш.
4. Узоры вышивок // Узоры вышивок – 2006. №12, с. 11.
5. Станкович Г. П., Дунцова К. Т. «Этикет за столом»
6. Гильман Р. А. “Иголка и нитка в умных руках”, М. : Легпромбытиздат, 2002г
Мультимедийные ресурсы
1. “Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006”.