Папки-передвижки

Активация познавательной деятельности на уроках биологии

Елена Кумейко
Активация познавательной деятельности на уроках биологии
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №135 ГОРОДА ДОНЕЦКА».

Активация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Учитель биологии Кумейко Елена Владимировна

Донецк,2017г.

Содержание.

1. Введение.

2. Задачи учителя.

3. Способы активации учащихся в ходе учебного процесса.

4. Формы и методы работы с учащимися.

5. Нестандартные уроки.

Публикация «Активация познавательной деятельности на уроках биологии» размещена в разделах

6. Использование на уроках ИКТ.

7. Роль словесного метода в учебном процессе.

8. Результативность работы - итог работы учителя и ученика.

9. Вывод.

1. Введение.

Слайд 3 В. А. Сухомлинский.

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой,они красиво зазвучат».

Слайд 4 Задачи учителя.

Задача учителя заключается в том, чтобы найти эти струны и помочь им зазвучать-соло, дуэтом или целым оркестром.

Для этого учителю очень важно увидеть потенциал каждого ученика, создать такие психолого-педагогических условия,при которых обучаемый может проявить активную позицию, раскрыть свою личность.

Кто-то активно работает в коллективе, а кто-то медленно и самостоятельно.

Одни учащиеся хорошо пересказывают,другие любят практические работы, третьи-участие в творческих проектах. Сколько детей, столько личностей со своими умениями и талантами.

Задача учителя заключается в необходимости рассмотреть личность, ее интерес и научить работать на результат, используя различные источники знаний и свои умения. Научить учащихся доносить полученные знания до аудитории получать радость от выполнения работы. Радоваться своим успехам и делиться ими.

Слайд 5 Какой урок можно считать успешным?

Для достижения своих задач учителю надо наладить взаимодействие обучаемого и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. А заинтересовать ученика на уроке, сделать каждый урок интересным и познавательным поможет создание для каждого «ситуации успеха» и условий для получения «успеха» от результата. Построить урок так,чтобы учащиеся понимали,что «с малой удачи начинается большой успех» и им захотелось повторить свой успех снова и снова, поверить в себя и свои возможности.

Слайд 6 Как достичь активности?

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий,при которых обучаемый может проявить активную позицию, выразить свое «я» .Достичь высокой активности на уроке можно путем индивидуального подхода к каждому ученику, исходя из его умений и стремлений. Направлять его работу в то русло, которое ему интересно. Очень важно вовлекать учащегося в коллективную деятельность-беседу, игру, практическую групповую работу, развивая умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, проявлять свои знания и умения.

Очень важно в конце урока сделать анализ проделанной работы, поощрить за большие и малые достижения, но и умело указать на ошибки, «простимулировать» оценкой.

Слайд 7 Активные и пассивные подходы в обучении.

Сравнение активных и пассивных подходов к обучению и восприятию

информации показывает, что при пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10 % того, что читают,

20% того, что слышат,

30% того, что видят,

50% того, что видят и слышат.

При активном восприятии информации ученики держат в памяти:

80% того, что сами говорили,

90% того, что делали сами.

Следовательно, для максимального усвоения информации на уроке необходимо применять активные формы и методы обучения.

Слайд 8 Приемы активации учащихся.

Наиболее эффективным активным методом обучения на уроке является нестандартное начало урока, которое позволит ученику получить эмоциональный настрой и продолжить урок в активном ритме. Примером может служить разгадывание ребуса, кроссворда, загадок или логических цепочек. Эта часть урока может стать частью их заранее подготовленного домашнего задания по теме.

Для учащегося это будет творческое задание, а для учителя - проверка творческого потенциала учащегося, для обучаемых - «мозговой штурм»

для повышения работоспособности и повторения материала.

Слайд 9 Тесты, кроссворды, викторины.

Продуктивной частью урока по проверке знаний или закреплению материала является использование тестов, результаты которых учащиеся могут оценить друг у друга. Вопросы викторины позволят фронтально поработать с классом и оценить уровень усвоения знаний. В ходе урока можно ввести соревновательный элемент между группами, что позволит ученику включиться в работу и «болеть» за результат своей команды. Все эти методы являются увлекательными для учеников и повышает плодотворность урока.

Слайд 10. Нестандартные уроки.

Повышение активности учащихся наблюдается на нестандартных уроках :

урок-поиск, урок-викторина, бинарный урок, урок-презентация, урок-соревнование, урок-игра.

Слайд 11 Урок-игра.

Если привычной и желанной формой деятельностью для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, для достижения образовательных целей. Урок – игра может включать в себя презентацию, соревнование, викторину и позволяет раскрыть творческие возможности детей и раскрыть их потенциал. Дети активно вовлекаются в процесс подготовки и участия.

Слайд 12 Творческие проекты.

В любое время года можно провести урок-экскурсию, который позволит наглядно и словесно усвоить материал, ознакомиться с природой и ее явлениями. Результатом урока может быть художественное отображение увиденной природы, описание круговорота веществ в природе или подготовка презентации о явлениях природы,о временах года. Свои творческие проекты учащиеся могут представить на уроке.

Бинарные уроки позволяют учащимся ознакомиться со знаниями из области нескольких наук, творчески совместить знания и практику.

Изготовление кормушек и скворечников на уроке труда с параллельным рассказом о птицах, или вывешивание изготовленных кормушек с рассказом об их необходимости, делает урок более познавательным и интересным и позволяет учащимся проявить и свои творческие способности.

Творческий проект : «Нужное из ненужного» позволил учащимся изготовить полезные вещи и новогодние игрушки из вторсырья и подготовить сообщение на тему: «Загрязнение города и способы использования вторсырья».

Слайд 13 Исследовательские работы.

Уроки-конференции, уроки-исследования, как итоговые уроки по теме или отчеты по своим проектам проходят интересно. Творческие работы являются результатом длительной исследовательской работой над объектами, кропотливой творческой деятельностью учащихся, их возможностью заявить о себе. Эти уроки могут подтолкнуть и других учащихся к работе над собственными проектами.

Учащиеся 6-х классов работали над проектом: «Моя лаборатория». Собрали интересный гербарий из растений нашего края, создали террариум, за которым наблюдали весь учебный год.

Слайд 14 Творческие работы

Учащаяся 7 –А класса работала над творческой работой, в которой описала жизнь своего питомца - кота породы «сфинкс», особенности его поведения.

Работа сопровождалась фотографиями и рисунками.

Слайд 15 Создание из интернет - ресурса нового информационного

продукта (ИКТ).

Для наглядной подачи своих творческих работ на уроке учащиеся используют средства ИКТ. Этот процесс заставляет их овладевать современными компьютерными технологиями, осваивать интернет-

ресурсы для пополнения знаний.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в окружающем мире. Задача учителя-помочь учащимся овладеть умением добывать знания из различных источников и уметь ими пользоваться.

Учащиеся готовят уроки-презентации, сообщения, тесты, викторины из источников интернет - ресурса, подбирают видеофрагменты к теме урока, создают плакаты, схемы.

Слайд 16 Словесные методы.

Не следует забывать на уроке об использовании словесных методов обучения. Очень важно развивать умение отстаивать свою точку зрения, использовать аргументы, делать выводы. Учитывая уровень знаний учащихся и их возможности, задание пересказать текст тоже является составляющей частью урока, способом усвоения знаний для учащихся. На уроке можно использовать «логическую цепочку», «рассказ-эстафету», «верю, не верю». Правильно поставленный вопрос или четко сформулированный ответ заставляет развивать мыслительную деятельность,совершенствовать коммуникативные навыки. Беседа во время урока позволяет развивать речь, формировать опыт общения, увеличивает развивающий эффект обучения.

Слайд 17 Результативность работы.

Любая проведенная работа требует подведение итогов и результативности. Работа учителя не является исключением. Задачи, которые ставит перед собой учитель, должны быть выполнены, иначе нет смысла в его деятельности.

Результатом работы учителя является:

- полученный уровень учебных достижений;

-участие в олимпиадах, конкурсах, написание творческих проектов ;

-высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированное умение добывать знания, развитие творческих способностей.

Результативность работы учащегося-это оправдание его собственных надежд. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Если оправдывается мотивация ребенка-это лучший результат его деятельности. Это его личное достижение.

Слайд 18 Закрепление успеха.

Вывод:

Повышенный интерес к предмету, постоянное взаимодействие учителя и ученика во время учебно-воспитательного процесса, достижение поставленных целей возможно в том случае, если сам ученик поможет учителю раскрыть свой потенциал, а учитель повлияет на его активную познавательную деятельность и оценит результаты работы.

Очень важным моментом оценивания является поощрение,награждение, закрепление успеха в коллективе. Ученику важно показать, что «с малой удачи начинается большой успех».

Только при взаимной заинтересованности учителя и ученика можно добиться хороших результатов.

Источники:

1. Педагогическое мастерство В. А. Сухомлинского (Электронный ресурс)- ronl.ru›raboty/pedagogika/39114/;

2. Нестандартные формы уроков - (Электронный ресурс)- fb.ru›article…nestandartnyie…nestandartnyie-urok;

3. Ученики картинки — (Электронный ресурс)-yandex.ua/images›ученики картинки

Публикации по теме:

Конспект познавательной деятельности «Мы такие интересные» Видео Познавательная деятельность в детском саду. Тема: "Какие мы интересные" Возрастная группа: средняя. Цель: Уточнить и обогатить знания детей.

Интегрированное занятие по познавательной деятельности Программное содержание: 1.) Формировать познавательную компетентность личности, закрепляя представление детей об осеннем времени года,.

Интегрированный урок химии и биологии по теме «Углеводы. Значение углеводов в жизни человека» Цели: • Продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению.

Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе Тема: "Встреча с князем Дмитрием Кантемиром, основателем поселка Кантемировка. Цель: расширить представления детей о родном поселке, о жизни.

Конспект познавательной деятельности «Число и цифра 5» Цель: продолжать закреплять навыки порядкового счета в пределах 5. Приоритетно-образовательная область: познавательное развитие. Задачи:.

Конспект познавательной деятельности «В гости к Лунтику» Конспект познавательной деятельности «В гости к Лунтику» Цель: Систематизировать знания об овощах. Задачи: Образовательные: Активизировать.

«Тип Кишечнополостные». Конспект урока по биологии 7 класс Конспект урока по биологии 7 класс Учитель – Майко Е. А. Дата: Тема: Тип Кишечнополостные. Цель: изучить характерные черты внешнего и внутреннего.

Конспект урока по биологии в 6 классе «Вегетативное размножение растений» Конспект урока биологии в 6 классе Тема: «Вегетативное размножение растений». Цель: создать условия для развития представлений о разных.

Нетрадиционные формы работы по развитию познавательной деятельности на уроках технологии Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.

Программа дополнительного образования по обучению детей начальных классов основам биологии «Мир природы» ПРОГРАММА дополнительного образования «Мир природы» Программа рассчитана на учащихся начальных классов Срок реализации 4 года Разработала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активация познавательной деятельности на уроках биологии
Опубликовано: 19 июля 2017 в 18:43
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активация познавательной деятельности на уроках биологии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кумейко (УИ 1218556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД