Светлана Коберниченко
Конспект урока по биологии в 6 классе «Вегетативное размножение растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока биологии в 6 классе
Тема: «Вегетативное размножение растений».
Цель: создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, роли вегетативного размножения в практической деятельности человека.
Задачи:
Предметные:
• учить устанавливать причинно-следственные связи;
• изучить способы размножения растений;
• научить применять полученные знания на практике.
Метапредметные:
Публикация «Конспект урока по биологии в 6 классе „Вегетативное размножение растений“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
• развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков, навыков работы с современным компьютерным оборудованием;
• формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Личностные:
• осуществление экологического, трудового воспитания;
• воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Тип урока : изучение нового материала.
Вид урока : комбинированный.
Оборудование:
• ПК;
• учебник В. В. Пасечника для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения»;
• презентация к уроку;
• различные комнатные растения;
• раздаточный материал;
Ход урока.
. Организационный момент.
. Проверка домашнего задания.
Тестирование по теме «Фотосинтез. Дыхание растений»
(приложение)
. Изучение нового материала.
Мотивация новой темы.
На зеленой лужайке,
На полянке в лесу,
В огороде на грядке
И на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный,
Клубника огромная,
Сирень пахучая,
Роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Яблоня плоды дающая
Собрались не напрасно:
А заспорили меж собой:
Как им род продолжить свой?
Проблемный вопрос:
Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару?
(ответы учащихся)
1. Правильно. Итак, тема нашего урока – «Способы размножения. Вегетативное размножение».
Слайд 1
2. Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. А что же такое размножение?
Слайд 2
3. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет. У растений различают 2 способа размножения : половое и бесполое. Бесполое размножение подразделяют на 3 вида: деление клетки, спорообразование и вегетативное.
Слайд 3
4. Деление клетки
Слайд 4
5. Споровое размножение растений.
Спора – специализированная клетка. Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новое растение. Одно растение может образовывать тысячу и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений. Спорами размножаются одноклеточные и многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны.
Слайд 5
6. Вегетативное размножение растений.
При вегетативном размножении новые особи развиваются из клеток органов (или их частей, за счет которых происходит рост и питание растений, т. е. вегетативных органов.
Какие органы цветковых растений относят к вегетативным?
Слайд 6
7. Виды вегетативного размножения
Слайд 7
8. Размножение корнями.
А) Корневые отпрыски – вырастают из придаточных почек на корнях. Размножаются осина, рябина, тополь, сирень, вишня, осот, иван-чай.
Слайд 8
Б) Корневые черенки – отрезок корня длиной 15 – 15 см. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных корней развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.
Слайд 9
В) Корневые клубни – появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней. Размножаются георгины, чистяк.
Слайд 10
9. Размножение стеблем. Подземными побегами.
А) Клубень
Много глаз на клубеньках,
Но пока они закрыты.
А откроются глазки –
Когда землей будут прикрыты.
Размножаются картофель, топинамбур.
Слайд 11
Б) Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. От корневища отрастают придаточные корни, а из верхушечной или пазушной почек развиваются молодые надземные побеги. Они используют питательные вещества, отложенные в корневище весной. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.
Слайд 12
В) Луковица
Они из долек состоят –
Такая дружная семейка!
И друг за друга постоят –
Попробуй-ка, разбей-ка!
Луковицу дольчатую необходимо делить на дольки, для посадки отбираются наружные дольки. Делить нужно осторожно, не повреждая чешуек.
Луковицу пластинчатую лучше не делить, но если в этом есть необходимость, то срез припорошить активированным углем для дезинфекции.
Размножаются лук, тюльпаны, нарциссы, лилии, гладиолусы, чеснок.
Слайд 13
10. Размножение стеблем. Наземными побегами.
А) Стеблевые черенки
Стеблевые черенки – отрезок побега с несколькими почками. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45°. Размножают смородину, розу, тополь, иву и многие комнатные растения – бальзамин, колеус, пеларгонию и другие.
Слайд 14
Б) К сожалению, при размножении корневыми черенками не всегда удается легко получить новое растение : черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надежный способ – размножение отводками.
Ветер ветку наклонил
И про ветку позабыл.
И на ветке от тоски
Появились корешки.
Размножаются смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.
Слайд 15
В) «Усы»
Можешь трогать (коль не трус)
У клубники длинный ус.
Ты розетку отрезай
И клубнику размножай.
Этот способ пригодится не только для размножения клубники, а точнее сказать – земляники садовой, но и для некоторых комнатных растений (камнеломка, хлорофитум).
Слайд 16
Г) Листья (листовые черенки)
Разберется новичок,
Целый куст дает листок.
Срежь листок и посади –
Новый кустик впереди!
Листовыми черенками (листьями) размножается много растений, но лучше всего этот способ подходит для бегонии, сансевьеры, сенполии (узамбарской фиалки, глоксинии.
Слайд 17
Д) Выводковые почки
Сидели словно в клетке
На маме эти детки.
Вот это детки-экстремалы!
Прыжки, полеты – все им мало!
Такие детки называются выводковыми почками. Их имеют не так много растений. Самое известное – каланхоэ.
Слайд 18
Е) Прививка
Плодовые деревья – яблони, вишни, груши, сливы – часто размножают прививками. Почку – глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка.
Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.
Прививка почкой - во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2—2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2—3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2—3 года по-бег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.
Слайд 19
11. Размножение культурой тканей
Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещенных в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей.
В специальных камерах, в которых поддерживают определенную температуру, влажность и освещенность, клетки образовательной ткани активно делятся и из них образуются крохотные растения.
В настоящее время этот способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, герберы, женьшеня и даже картофеля.
Используя культуру тканей, можно получить большое количество посадочного материала в любое время года.
Очень важно, что получаемый посадочный материал не заражен никакими болезнетворными микроорганизмами.
Слайд 20
12. Значение вегетативного размножения
А) Биологическое значение вегетативного размножения
Значительно быстрее захватить необходимую им площадь
Быстрее расселиться по большей территории
Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского организма
Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и т. д.)
Если семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным
Б) Хозяйственное значение вегетативного размножения
Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений
Необходимость сохранения наследственных признаков сорта
Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном
Успешная конкуренция с другими растениями
Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению
Растения, возникшие вегетативным путем, обладаю такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например, могут измениться размеры растения.
Слайд 21
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение теста «Вегетативное размножение растений»
(приложение)
V. Выставление оценок. Домашнее задание.
Ответы на тесты.
1 – в
2 – б
3 – б
4 – а
5 – г
6 – а
7 – а
8 – б
9 – г
10 – а.
Фотосинтез. Дыхание растений
1. В какой части клетки происходит фотосинтез?
а) цитоплазме;
б) ядре;
в) хлоропластах;
г) вакуоле.
2. При дыхании растение выделяет :
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) водород;
г) азот.
3. Солнечный свет необходим растению для :
а) дыхания;
б) фотосинтеза;
в) поглощения воды;
г) поглощения минеральных солей.
4. Для фотосинтеза растению необходимы вещества :
а) углекислый газ и вода;
б) углекислый газ и кислород;
в) кислород и вода;
г) органические вещества и вода.
5. Значение фотосинтеза в природе:
а) выделение кислорода, необходимого для дыхания живых организмов;
б) образование питательных веществ, необходимых живым организмам;
в) обеспечение организмов энергией;
г) все вышеперечисленное.
6. В процессе питания растение выделяет в атмосферу:
а) кислород;
б) органические вещества;
в) углекислый газ;
г) минеральные соли.
7. Энергию для процессов жизнедеятельности растения получают благодаря :
а) дыханию и питанию;
б) испарению и дыханию;
в) корневому давлению и испарению;
размножению и росту.
8. Фотосинтез происходит:
а) в темноте;
б) на свету;
в) круглосуточно;
г) зимой и летом.
9. Для растений характерно питание :
а) только путем фотосинтеза;
б) только минеральное;
в) готовыми органическими веществами;
г) фотосинтез и минеральное.
10. Листовая мозаика – это приспособление листьев к:
а) лучшему освещению;
б) лучшему получению минеральных солей;
в) размножению;
г) ко всему перечисленному.