Лучший педагог года

Экскурсия «Сажаем леса»

Худякова Вера Ивановна
Экскурсия «Сажаем леса»

Экскурсия «Сажаем леса»

Оглавление

І Введение--- 3 - 4

ІІ Содержание мероприятия--- 4 - 10

1. Вводная беседа--- 4

2. Сообщение учителя--- 4 - 7

3. Прибытие на место назначения---7

4. Экскурсия по питомнику--- 7 - 8

5. Экскурсия по участку посадки леса--- 8 - 9

6. Практическая часть экскурсии--- 9

ІІІ Результат мероприятия--- 9

ІV Выводы--- 10

V Заключение--- 10

Приложения--- 11- 17

Публикация «Экскурсия „Сажаем леса“» размещена в разделах

І Введение

В современном мире всё большую актуальность приобретают проблемы экологии. Человек будущего – это личность, глубоко понимающая значение природы для людей. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Нельзя допустить, чтобы вирус «моя хата с краю – я ничего не знаю» распространялся среди людей.

Экскурсия, как современная технология в образовании и воспитании школьников очень актуальна. Она позволяет обучающимся наблюдать мир природы, делать сопоставления, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Здесь формируется система представлений о природных комплексах, о труде человека во имя процветания края. Экскурсия «Сажаем леса» позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал природы, формировать ценностное отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Экологическая экскурсия «Сажаем леса» представляет собой групповое посещение природного комплекса «Питомник Обливского лесничества» и участка посадки молодого леса. Мероприятие относится к возрастной группе «Молодые защитники природы». Экскурсия проведена с обучающимися 11 класса 27.04.2018г.

Общее количество участников мероприятия – 13 человек (2 педагога, 10 обучающихся, 1 представитель лесничества).

В мероприятии принял участие специалист І категории Шолоховского межрайонного Отдела управления развития лесного хозяйства Ростовской области Кобызев А. В.

Доставка участников экскурсии до природного комплекса осуществлялась на школьном автобусе.

Заранее педагогом была определена тема экскурсии, предварительно изучена местность, выбран объём теоретического материала, определён маршрут.

Цель экскурсии : расширить и углубить уровень экологических знаний, формировать чувство гражданской ответственности за сбережение, рациональное использование и восстановление лесных ресурсов.

Задачи:

1. ознакомить обучающихся с деятельностью лесничества при восстановлении леса и приумножении лесных богатств в Обливском районе;

2. закрепить, систематизировать и расширить знания о методах восстановления и формирования лес;

3. формировать знания о том, как проводится искусственное восстановление леса;

4. формировать умения и навыки по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональному самоопределению;

5. вовлекать учащихся в работу по восстановлению и охране леса, развивать волонтерское движение в защиту леса;

6. воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

ІІ Содержание мероприятия.

1. Вводная беседа

Учитель. Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время экскурсий на природу. Поделитесь своими впечатлениями.

Учащиеся. Рассказывают

Учитель. Часто по вине человека лес гибнет. Исчезают лесные массивы. Что делать? Как спасти лес?

Учащиеся. Беречь природу. Охранять лес. Восстанавливать лес.

Учитель. Сегодня у вас будет возможность не только полюбоваться красотой нашего леса, но и принять участие в посадке будущего лесного массива.

Отправляясь на экскурсию, всегда надо помнить особые правила. Кроме правил охраны природы необходимо соблюдать правила поведения школьников на экскурсии :

1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.

2. Все движения должны быть по возможности бесшумны.

3. На остановках собираться вокруг педагога. Продолжать движение с разрешения руководителя.

4. Слушать внимательно информацию и стараться запомнить.

5. Не ломать веток, не срывать цветы.

6. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.

Сегодня мы посетим природный комплекс «Питомник Обливского лесничества» и участок лесничества, на котором, благодаря заботе человека, рождается лес - гордость нашей малой родины. Расстояние до питомника мы преодолеем на автобусе. По пути я расскажу вам об истории создания питомника, о развитии лесничества и о значении леса для нашего района.

2. Сообщение учителя

Наш родной Обливский район расположен в северо-восточной части Ростовской области на расстоянии 360 км от Ростова-на-Дону. Его территорию пересекают железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие два региона. Обливский район - традиционно сельскохозяйственный. Из 2013,5 км общей площади его территории более половины - 179,84 тыс. га - занято сельскохозяйственными землями. Здесь выращивают зерновые культуры, в основном озимую пшеницу, подсолнечник, картофель, овощи, бахчевые культуры. Для Обливского района, где большие площади знаменитых черноземов изъела ржа водной, ветровой и овражно-балочной эрозии, оздоровляющее действие леса на окружающую среду приобретает особую ценность.

В Обливском районе большие площади занимают песчаные почвы. В результате интенсивной эксплуатации они еще в XIX - начале XX вв. в ряде районов превратились в подвижные пески, засыпавшие станицы, пастбища, пашни. С давних времён на подобных территориях стали создаваться урочища. Урочищами, как известно, называют природные места, отличающиеся от господствующего ландшафта. Леса в степи — урочища. Такими урочищами стали и те посадки, которыми честные и дальновидные люди в прошлом веке и в наше время пытались навести экологический баланс в районе. Как было записано в документе войскового атамана, в задачу входило проведение работ «по успокоению сыпучих подвижных песков». Лесные культуры заложили на непригодных для возделывания сельскохозяйственных культур, выпаса домашних животных песках в виде полос длиной 120-130 м и шириной 25-30 м с оставлением между ними межполосных пространств таких же размеров. Преобладающими породами были сосна обыкновенная и крымская. Большинство

лесных насаждений из сосны, березы, акации белой и других пород были посажены и сохранились до наших дней.

Зеленые насаждения, главным образом акации, березы и сосны, в этом месте стали сажать в качестве эксперимента по облагораживанию территории, и через несколько десятков лет на месте голой степи возник настоящий оазис. Сейчас на территории песков нашего района расположено уникальное биологическое разнообразие. Из редких обитателей можно выделить шелковистого хрущика, а также шаровидного медляка, являющихся псаммофильными (песколюбивыми) организмами. Травяной покров состоит преимущественно из чабреца, австралийской полыни и ракитника. Некоторые растения занесены в Красную книгу России, другие – активно используются в фармацевтике.

Очень живописны посадки хвойных деревьев, выращенные на песках, богатейшие лесонасаждения с разнообразным животным миром вдоль основных водных артерий – рек Чир, Машка, Березовая. Эти природные объекты, придающие облику района неповторимый колорит, являются прекрасным примером не только природного памятника, но и примером широких возможностей человека, удачно направленных на преобразование природы и ее облагораживание. Они представляют для нас не только эстетический, но и познавательный интерес. Подлинные архивы о развитии лесного хозяйства в Обливском районе не сохранились, но установлено примерное начало деятельности - 1937 год.

До 1905 года целенаправленного лесоразведения в районе не было, т. к. не существовало организационного начала и средств. После Революции 1917 года функции надзора фактически выполнялись Сельскими Советами.

После 1905 года предпринимали отдельные попытки по инициативе местных властей, проводить посадку леса на участках с целью защиты хуторов и пашен от песчаных бурь, но масштабы были настолько мизерны, что своей роли эти посадки не могли выполнить.

В 1934 году впервые предприняты попытки организовать в районе отдел, отвечающий за состояние леса в районе.

В 1936 году создан Обливский лесхоз. В то время существовал Чернышевский район, который позже вошел в состав Обливского района и существовал Чернышевский лесхоз. Оба лесхоза, Обливский и Чернышевский, объединены в единый Обливский мехлесхоз в 1962 году.

Лесокультурное производство того времени было слабым. Основная тягловая сила - быки, лошади, да и тех было недостаточно.

Отечественная война 1941-45годов на целое десятилетие затормозила деятельность лесхоза, и только начиная с 1950 года положено начало лесокультурному производству и более грамотному ведению лесного хозяйства. Основные направления лесохозяйственной деятельности лесхоза было восстановление разрушенного войной хозяйства, восстановление лесов,уход за ними и охрана от пожаров и самовольных порубок. В лесхозе совершенствовался аппарат специалистов, созданы лесничества, которые возглавили специалисты лесного хозяйства. До 1953 года в лесхозах техники не было, поэтому посадки на песках проводилась вручную под меч Колесова. Ежегодный объем посадок составлял не более 10-12 га.

Начиная с 1958 года и в особенности после укрепления лесхозов, наступили значительные перемены в развитии Обливского лесхоза. За период работы с 1962г. по 1978 объем посадок возрос и достиг в среднем 1250-1500 га, в т. ч. сосны на песках-800-900га. Огромный тракторный парк, насчитывающий более 40 физических тракторов различных марок, два мощных Т-130 (корчевателя) и другая техника позволяла лесхозу решить самые сложные задачи от посадок новых до раскорчевки старых малоценных насаждений и замененных более ценными породами, главным образом, хвойных. За этот же период созданы два базисных питомника, оснащенных поливными системами.

На сегодняшний день ГАУ РО «Лес» расположено на территории Обливского, Советского, Тацинского, Морозовского, Милютинского районов, включает в себя два лесничества: Селивановское (площадь 12331га) и Обливское (площадь 22615 га, пять участковых лесничеств: Селивановское, Обливское, Чернышевское, Маньковское, Быстрянское.

В 2012 году положено начало создания двух постоянных питомников по выращиванию посадочного материала на территории Обливского и Тацинского районов. На покупку техники и оборудования для Обливского питомника по Областной программе было выделено 8545,00 тыс. рублей.

В настоящее время в лесхозе работает 80 человек, созданы две пожарно-химические станции, постоянно обновляется технический парк, который сейчас насчитывает 79 единиц техники и 80 единиц оборудования, созданы две пожарно-химические станции.

На первый взгляд кажется, что всё нипочём деревьям-великанам, раскинувшим свои могучие кроны над землёй. А на поверку оказывается, что лес слабее и беззащитнее многих крохотных существ, обитающих в нём. Дело в том, что лес прочно связан с местом своего рождения и в отличие от животных не может покинуть его, если даже там создадутся условия, совсем непригодные для жизни. Нередко под воздействием необдуманной хозяйственной деятельности человека леса оказываются на грани гибели. Ведь лесу, как и всему живому, необходим воздух, питательные вещества, он не терпит чрезмерных физических вмешательств в его жизнь. Для того чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему все эти потребности.

Сегодня у вас, ребята, есть возможность увидеть, какие работы выполняются сотрудниками лесничества по восстановлению леса.

3. Прибытие на место назначения

Учитель. Мы находимся на территории Питомника Обливского лесничества

Сегодня о работе по восстановлению леса расскажет нам специалист І категории Шолоховского межрайонного Отдела управления развития лесного хозяйства Ростовской области Кобызев Александр Владимирович.

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие работы ведутся сейчас в питомнике, поделитесь своими планами на будущее. (Приложение №1)

4. Экскурсия по питомнику

Кобызев А. В.

Ребята, вы находитесь на территории питомника Обливского лесничества. Здесь мы выращиваем саженцы акации, сосны обыкновенной, сосны крымской, клёна, туи. Отсюда молодые деревца отправятся на определённые площади для посадки. Так рождается новый лес.

В Обливском лесничестве в 2014 г. создан свой питомник. Раньше отмечается дефицит посадочного материала. Не хватало как хвойных, так и лиственных деревьев. Ситуация изменилась - в питомнике из маленьких семян появляются ростки будущего леса и различных растений, которые пойдут на озеленение территорий.

Ежегодно в питомнике засевают лесными культурами около 200 га.

Для сохранности и дальнейшего формирования насаждений при искусственном лесовосстановлении большое значение имеет уход.

Для успешного прорастания семян необходимы влага, тепло и воздух. Важно своевременно регулировать густоту и сомкнутость насаждения. С большим трудолюбием, любовью и заботой ухаживают рабочие лесничества за маленькими деревцами.

Для того чтобы молодой лес вырос и стал гордостью нашего района, нужно помочь ему выстоять, уберечь его.

Я приглашаю вас отправиться вместе со мной на участок, где происходит в данный момент посадка леса.

5. Экскурсия по участку посадки леса

Кобызев А. В.

Лесовосстановление проводят на территориях, как правило, ранее находившихся под лесом. Лесовосстановление обеспечивает непрерывное и эффективное восполнение запасов древесины, изымаемых при рубках главного пользования, выращиванием высокопродуктивных насаждений хозяйственно ценных пород, а также сохранение и повышение природоохранных и др. полезных свойств леса.

Главная проблема «Восстановление и формирование лесных ресурсов на территории Обливского района» решается на научной основе в соответствии с разработанными системами мероприятий. Успехи в решении этой проблемы зависят от того, насколько глубоко и твердо будут усвоены и соблюдены правила ведения лесного хозяйства. Приемы и методы хозяйствования в лесу требуют специальных знаний по биологии леса — жизни лесных насаждений.

Посадка леса – это создание лесных культур путём высаживания лесного посадочного материала на подготовленную лесокультурную площадь. (Приложение №2)

Борозды были нарезаны при помощи специального трактора прошлой осенью 2017г. для того, чтобы после выпадения снега в них задерживалась влага. В напитанную влагой почву весной мы сажаем саженцы. Площадь ручной посадки, на которой мы находимся, составляет 95 га, т. е.

(Приложение №3)

Посадка соответствует расчетно-технологической схеме. Схема размещения на основании проектов лесовосстановления составляет сосна 3 х 0,8 м., акация 3 х 1,0 м. Оправка сеянцев проводилась вслед за посадкой путем отаптывания. Такая работа выполняется для того, чтобы не образовалась в корнях воздушная прослойка, которая навредит корням. (Приложение №4)

На участках устанавливаются специальные столбы - указатели. На столбах делают зарубки, которые называют «щёчками». На «шёчках» при помощи трафаретов записывают все данные по участку. (Приложение №5)

Собственный посадочный материал (сеянцы акации белой) находился в прикопках во влажном состоянии. Непосредственно перед посадкой производилось подновление корней и обмакивание в глиняно-навозной болтушке. (Приложение №6)

Благотворная деятельность лесоводов поистине неоценима. Величие лесовода заключается в том, что он один из первых в процессе своей повседневной работы создает то, чем сам может и не воспользоваться, но что будет с благодарностью оценено потомками.

Учитель. Деятельность лесовода может быть подчеркнута словами чеховского героя Астрова: «Когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что, если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью.».

6. Практическая часть экскурсии

Кобызев А. В.

Ребята, сейчас вы можете тоже поучаствовать в посадке лесного массива.

(Демонстрирует, объясняет)

(Дети выполняют работу) (Приложение №7)

7. Обобщающая беседа

Учитель. Вот подошла к концу наша экскурсия. Но прежде чем мы отправимся домой, я предлагаю вам, ребята, высказать своё мнение по поводу мероприятия.

(Учащиеся делятся впечатлениями. Они дают высокую оценку экскурсии, говорят о том, что они узнали много интересного и полезного, обещают беречь природные богатства края)

Кобызев А. В. Ребята, вы сегодня во время экскурсии смогли увидеть этапы работ по восстановлению леса. Я уверен, что это надолго останется в вашей памяти. Вы всегда будете бережно относиться к лесу. (Приложение № 8)

(Приложение №9 Видео)

(Приложение №10)

ІІІ Результат мероприятия

В результате у школьников сформировалось понимание необходимости выполнения правил поведения в природе по принципу «Не навреди!», понимание того, какое влияние имеет поведение человека и вся его деятельность на окружающий мир. Экскурсия позволила мотивированно и обосновано подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы. Доверительная обстановка во время проведения бесед дала возможность детям высказать свои мысли, суждения, чувства, что поможет выработке личностного отношения к окружающей среде.

Школьники ознакомились с историей и деятельностью лесничества, с организацией работы по восстановлению леса и лесных богатств в Обливском районе.

Интересный рассказ специалиста І категории Шолоховского межрайонного Отдела управления развития лесного хозяйства Ростовской области Кобызева А. В. способствовал формированию особого уважения к людям, работающим в лесничестве. Благодаря Александру Владимировичу, было сконцентрировано внимание детей на нужном природном объекте Ребята не остались пассивными слушателями и приняли участие в посадке леса.

Благодаря экскурсии, у многих старшеклассников появится желание участвовать в посадке леса

Итоги экскурсии будут закреплены на последующих занятиях.

ІV Выводы

Цель экскурсии достигнута, задачи выполнены.

Участники экскурсии расширили и углубили свои знания в области экологии леса, ознакомились с деятельностью лесничества при восстановлении леса и приумножении лесных богатств в Обливском районе, приняли участие в посадке нового леса

Экскурсия позволила сформировать умения и навыки по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствовала экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональному самоопределению.

Мероприятие способствовало воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края.

V Заключение

Благодаря экскурсии, школьники получили реальную и достоверную информацию об Обливском лесничестве, о состоянии лесов в районе. Мероприятие побудило ребят принять посильные практические меры для спасения лесов, развернуть пропагандистскую работу среди учащихся и населения.

Участие в мероприятии специалиста лесничества позволило закрепить сотрудничество между МБОУ Солонецкой СОШ и Обливским лесничеством.

Удалось повлиять на сознание ребят и улучшить отношения между природой и человеком, активизировать нравственную, правовую, эстетическую и практическую деятельности нового поколения.

Учащиеся Солонецкой средней школы развернули активную деятельность по сохранению и приумножению лесов. По примеру обливских лесничих они организовали посадку саженцев сосны и акации на территории школьного участка, организовали различные акции, проводили экологические конференции, на которых не раз поднимался вопрос защиты леса.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проектной деятельности «Огород сажаем сами — угощаемся с друзьями»Фотоотчет о проектной деятельности «Огород сажаем сами — угощаемся с друзьями» После январских праздников мы решили с нашими детьми подготовительной группы «Незабудки» посадить огород на подоконнике. Объявили об этом.

Фотоотчет «Сидим дома с пользой. Расстения сажаем, с питомцами играем!»Фотоотчет «Сидим дома с пользой. Расстения сажаем, с питомцами играем!» Рада приветствовать всех,кто заглянул на мою страничку! В этой публикацией хочу продолжить серию рассказов о том, как мои воспитанники.

Фотоотчёт о трудовой деятельности в природе весной «Сажаем цветы в клумбы»Фотоотчёт о трудовой деятельности в природе весной «Сажаем цветы в клумбы» Цель: сформировать у детей культуру труда и расширять знания о цветах, растущих на клумбах. Задачи: Научить детей правильно ухаживать.

Фотоотчёт «Сажаем цветы на клумбе в старшей группе»Фотоотчёт «Сажаем цветы на клумбе в старшей группе» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Сажаем рассаду в огороде»Конспект занятия по трудовой деятельности «Сажаем рассаду в огороде» Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на территории.

Конспект занятия с песком «Мы сажаем огород» с детьми 2–3 летКонспект занятия с песком «Мы сажаем огород» с детьми 2–3 лет Направление: познавательное развитие. Тема: Мы сажаем огород. Педагогические цели: учить рассматривать игрушки и предметы, вслушиваться.

Мастер-класс «Сажаем огурец, рукколу и подсолнух» — пошаговые фото!Мастер-класс «Сажаем огурец, рукколу и подсолнух» — пошаговые фото! Что же это за коробочки? Что там внутри? Изучаем внимательно их содержимое, вскрываем и рассматриваем: Каждое, отдельно взятое растение,.

План проведения тематического дня «Сажаем огород» в средней группеПлан проведения тематического дня «Сажаем огород» в средней группе Наступил последний месяц весны. Погода стоит прекрасная. Все в природе распускается и растет. Пришла пора нам потрудиться на огороде.

Проект в старшей группе «Мы сажаем огород»Проект в старшей группе «Мы сажаем огород» Проект «Мы сажаем огород» Воспитатель: Радостева Наталья Михайловна Старшая группа. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных.

Стенгазета к Международному Дню леса «День леса»Стенгазета к Международному Дню леса «День леса» 21 марта - Международный день леса. День леса - праздник, имеющий значение для каждого человека, ведь леса - это не только природное богатство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия «Сажаем леса»
Опубликовано: 6 июля 2020 в 09:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД