Eлена Ахсенова
Методическая разработка занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Приложения
Приложение 1
Технологическая карта интегрированного занятия
Тема занятия : Пересказ рассказа Н. Носова «Леденец».
Цель: Формировать умение пересказывать с опорой на составленную мнемотаблицу.
Возрастная групп: старшая группа
Программные задачи:
Образовательные: учить детей пересказывать близко к тексту, соблюдать последовательность и выразительность рассказывания.
Развивающие: совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие, речевой слух, память и мышление.
Публикация «Методическая разработка занятий» размещена в разделах
Воспитывающие: воспитывать гуманные чувства и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты занятия : дети умеют пересказывать рассказ близко к тексту,соблюдая последовательность и выразительность, более развита монологическая речь, зрительное и слуховое восприятие,память и мышление. У детей воспитано гуманное и бережное отношение к природе
Подготовительная работа: беседа о посуде и местах ее хранения, дидактическая игра «.Накроем на стол»
Словарная работа: леденец, буфет, сахарница.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: книга с рассказом Н. Носова «Леденец», доска, мел (маркер).
Раздаточный материал: заготовки для мнемотаблиц, карандаши.
Этап Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационный 1. Отгадай загадку.
Послушайте и отгадайте загадку (Буслова Светлана)
Голова на тонкой ножке,
Вкусный он и сладкий.
Полижи его немножко –
И конец загадке!
Только палочка осталась
От загадки под конец,
Потому что кто-то скушал
Вкусный, сладкий …
2. Сообщение темы занятия
- Ребята, я вам прочитаю рассказ, который написал Н. Носов. Называется он «Леденец». Вы его внимательно послушайте и постарайтесь запомнить.
Отгадывают загадку
- леденец!
Внимательно слушают
Основной II. Работа по теме занятия
1. Чтение рассказа с показом иллюстраций в книге.
2. Беседа по содержанию.
- Как зовут главного героя рассказа?
-Что сказала ему мама перед уходом? (
- Миша послушался маму?
- Куда подошел Миша?
- Что такое буфет?
- Что Миша увидел в буфете?
- Что такое сахарница?
- Что было в сахарнице? (леденец)
- Что Миша стал делать?
- Что произошло с сахарницей, когда Миша хотел поставить ее на место?
- Как поступил Миша?
- Что спросила мама, когда вернулась?
- Как вы думаете, Миша заслужил леденец?
- Почему?
- Как бы вы поступили на месте Миши?
3. Повторное чтение рассказа с параллельным заполнением мнемотаблицы.
Для того, чтобы вы смогли сами рассказать рассказ «Леденец» мы нарисуем план. Я начну читать рассказ еще раз и постепенно мы заполним таблицы
III. Физкультурная минутка
1. Гимнастика для глаз:
Глазкам нужно отдохнуть
Нужно глубоко вздохнуть
Глаза по кругу побегут
Много-много раз моргнут
Глазкам стало хорошо
Увидят мои глазки все!
Пальчиковая гимнастика:
Посуду моет наш Антошка.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран.
IV. Продолжение работы по теме занятия
1. Чтение рассказа с параллельным заполнением мнемотаблицы
2. Отвечают на вопросы
- Миша
- Веди себя хорошо. За это я подарю тебе большой красный леденец
- нет
- к буфету
- шкаф для посуды
- сахарницу
- посуда для сахара
- леденец
- облизовать леденец
- прилипла к рукам
- соединил половинки, чтобы было не заметно
- как ты себя вел?
- нет
- обманул маму, не послушал ее
заполняется первая строка мнемотаблицы
(Ребята закрывают глаза)
(Глубокий вдох. Глаза закрыты)
(Глаза открыты. Движение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки)
(Частое моргание глазами)
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
(Потирают ладошки друг о друга)
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
(Выполняют имитирующее движение.)
Продолжаем читать рассказ зарисовывать план.
3. Пересказ рассказа по цепочке
4. Индивидуальные рассказы детей.
Заключительный V. Итог
-Вам понравился рассказ?
- Как называется рассказ, который учились рассказывать?
- Кто его написал?
- Как звали главного героя рассказа?
- Таблицы с подсказками дома приклейте в тетрадь, и попробуйте рассказать рассказ родителям. Дети отвечают на вопросы
-Леденец
- Н. Носов
- Миша
Приложение 2
Тема занятия : Пересказ рассказа Н. Петрова «Птичья ёлка»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия : Обогащать и пополнять словарь по теме «Зимующие птицы», закреплять названия зимующих птиц, развивать непроизвольную память, мышление, бережное отношение к птицам.
Программные задачи:
Образовательные: учить детей пересказывать близко к тексту, соблюдать последовательность и выразительность рассказывания.
Развивающие: совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие, речевой слух, память и мышление.
Воспитывающие: воспитывать гуманные чувства и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты занятия : дети умеют пересказывать рассказ близко к тексту,соблюдая последовательность и выразительность, более развита монологическая речь, зрительное и слуховое восприятие,память и мышление. У детей воспитано гуманное и бережное отношение к природе
Подготовительная работа: знакомство с зимующими птицами; развешивание кормушек на участке, подкармливание птиц; разучивание упражнения «Кормушка»; разучивание стихотворения С. Насонкиной «Ёлка для птиц».
Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, искусственная ёлочка,
Мультимедийный проектор, «украшение» для ё лочки: (фигурное печенье, кусочки хлеба и сдобных изделий)
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационный Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите зиму?
- А почему?
- Да, зимой можно весело провести время. Но не все так рады приходу красавицы зимы. Например, для птиц, зима – это очень тяжёлое время. И если мы не будем им помогать, то они могут погибнуть зимой. А как вы думаете, чем же мы можем помочь птицам зимой?
Воспитатель: Правильно, ребята! А вы знаете почему так важно кормить птиц зимой? В холодные дни птицам обязательно нужно много есть, иначе они могут замерзнуть насмерть. Привычной для них пищи зимой практически не бывает: насекомые прячутся и засыпают, а большинство растений укрыты толстым слоем снега. Все что остается птицам — это замерзшие ягоды на ветках деревьев. Поэтому, чтобы весной в нашей станице было много птиц, и вы могли послушать, как они поют и посмотреть, как молоденькие птенчики учатся летать, - зимой мы должны их регулярно подкармливать. Хотите поучаствовать в спасении птиц в трудное для них время?
Воспитатель: Тогда посмотрите на мольберт, сегодня к нам в гости прилетели птицы, давайте их назовём.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали всех птиц. А скажите, пожалуйста, что у них общего?
Воспитатель: Правильно, а давайте с ними поиграем, хотите?
Игра: «Что мы знаем про птиц»
Дети слушают
Дети отвечают на вопросы.
Дети рассказывают о птицах
Основной Восп: Очень хорошо. Мы с вами развесили на нашем участке кормушки и вы каждый день насыпаете туда корм. Кто скажет, зачем вы это делаете?
Восп: А зачем нужно подкармливать птиц зимой?
Восп: Правильно, а вы помните, какой корм любят зимующие птицы?
Восп: А чем нельзя подкармливать птиц?
Восп: Молодцы, вы всё помните, а значит, не навредите птицам во время зимы. И я предлагаю вам в этом убедиться.
Восп: (обращает внимание детей на ёлочку и корм для птичек)
Посмотрите, какая заснеженная ёлочка, а рядом находится разное угощение для птичек. Давайте разместим угощение на ёлке и пригласим птичек полакомиться. Но сначала ответьте на вопрос: - Что значит «заснеженная» ёлочка?
Восп: Правильно, теперь можно подойти и украсить нашу ёлочку.
Восп: Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам вспомнить стихотворение: «Ёлка для птиц» и прочитать его нашим гостям.
Мы ё лку украшали для всех голодных птиц:
Для снегиря, сороки, воробышек, синиц.
Скорее клёст и дятел летите к нам сюда
Для вас на нашей ёлке припасена еда.
Восп: Отлично, птички довольны и благодарят вас. А теперь, вспомните пожалуйста, какие рассказы мы с вами прочитали о зимующих птицах?
Восп: Очень хорошо, теперь присаживайтесь на свои места, я хочу прочитать вам ещё один интересный рассказ Н. Петрова «Птичья ёлка».
Восп: Дети, скажите, вам понравился рассказ? А как он называется?
Восп: А почему дети долго судили – рядили и решили устроить ёлку для птиц?
Восп: А что значит судили – рядили?
Восп: Как дети готовили праздник?
Восп: В рассказе говорится, что дети купили сдобные украшения. Вы знаете что это? Это украшения из сладкого теста: фигурные пряники и печенье в виде звёздочек, ёлочек, домиков, которые пекут перед Рождеством – прекрасным зимним праздником, рождением маленького Христа.
Эти украшения дети повесили на ветки и ёлка вышла на славу. А как вы понимаете это выражение?
Восп: Правильно, ёлочка удалась детям. И что произошло утром?
Восп: А как птиц называют в рассказе?
Восп: А вы знаете почему? Тело птиц покрыто перьями, поэтому их называют пернатыми. Обратите внимание, слово ПЕРО и ПЕРНАТЫЕ похожи. Что решили дети, когда птицы прилетели и стали громко чирикать?
Восп: А вы всегда благодарите за подарки, которые вам делают?
Восп: Ребята, а как вы оцениваете поступок детей? Какими они были?
Физ. минутка
Рано утром на опушке
Мы развесили кормушки, (развешиваем кормушки)
Для щеглов и для синичек, (загибаем пальчики)
И для всех годных птичек.
Не едите вы с ладошки (стучим пальчиком по ладошке)
Зёрна, семечки и крошки
Прилетайте на кормушку (машем руками как крыльями)
И покушайте немножко. (стучим пальчиком по ладошке)
Восп: Ребята, послушайте рассказ ещё раз для того, чтобы потом пересказать его. Если хотите, то можете мне помогать.
Воспитатель читает рассказ.
Восп: А теперь, вы немножко подумайте и подготовьтесь к пересказу. Помните, о последовательности событий в рассказе:
• Начинается рассказ с обращения Толи к своим сестрицам с предложением устроить ёлку для кого-нибудь;
• Затем вы можете рассказать о том, как дети судили – рядили и решили устроить ёлку для птиц;
• И, наконец, расскажите о том, что услышали ребята утром, и что они решили.
Дети внимательно слушают воспитателя
Дети украшают елку
Дети читают наизусть
стихотворение С. Насонкиной: «Ёлка для птиц»
Дети отвечают на вопросы воспитателя
Дети
слушают рассказ
Дети отвечают на вопросы
Дети выполняют физкультминутку
Пересказ
детьми
текста
Заключительный Воспитатель беседует с детьми о том, чей пересказ им больше понравился и почему? В чьём рассказе были упущены важные моменты? Кто использовал в своём рассказе слова, которые мы разбирали?
Дети отвечают на вопросы.