Лучший педагог года

Методическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группе

Татьяна Веселова
Методическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группе

Воспитатель:

- Перед нами стоит указатель. Где его можно встретить, ребята?

- Он встречается во многих рус. нар. сказках. Указатель, который показывает нам

путь. Он – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно знать?

Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Направо пойдешь – далеко не уйдешь.

Налево пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

- Так в какую же сторону мы пойдем (Прямо, чтобы узнать, что-то новое)

Дети проходят в группу, в зону «изба».

Воспитатель:

Публикация «Методическая разработка занятия „Обереги семьи“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь

интересных вещей. Где же мы? (В русской избе)

- А почему вы решили, что это изба? (Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда).

В давние – давние времена огромный мир окружал наших предков. Человек чувствовал себя зависимым от сил природы. Ведь в природе были и добрые, и злые духи. Стараясь защититься от всего опасного, человек создал себе убежище – дом.

- Что такое дом, ребята? (Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья).

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас, это наше жилье. Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.

Прежде всего, выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.

Воспитатель:

Сегодня мы, ребята, узнаем, какие обереги защищали дом наших предков. Вот оградили место будущего дома наши предки, а потом в центр будущего дома вкапывали дерево. Какое, как вы думаете, ребята? (Конечно же, березу. Березка – символ России). Именно березу наши предки называли ласково Берегиней. Камни большие с четырех концов света привозили, чтобы дом крепко стоял. Да деревья крепкие (ель, сосна) заготавливали на новую избу.

- А как вы думаете, ребята, когда деревья рубили для избы? (Зимой. Дерево зимой спит, ему не больно).

Воспитатель:

Хорошо, ребята. А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом или звали на помощь родню и соседей? (Звали на помощь родню и соседей). Правильно, ребята, звали и всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Да чтобы лучшие мастера свои умения показали, чтобы дом краше был и наряднее. А потом и сам хозяин нового дома шел другим помогать. Вот так и строили и жили сообща. Посмотрите, как красиво смотрятся старинные дома. Вот окна, а вот ставни, а вот чердачное окошко-солнышко, а вот наличники.

Стены дома, дверь служили естественным оберегом. Дома украшали символической резьбой, на дверь вешали специально вытканные шторы, обводили проем по контуру красной глиной. Наибольшей обереговой силой наделялся порог.

Воспитатель:

- Знаете ли вы какие-то приметы, связанные с порогом? Слышали что-нибудь от ваших бабушек, прабабушек? (Считалось, что нельзя передавать что-либо через порог, разговаривать, здороваться, стоять на пороге.)

Воспитатель: - В старые давние времена, когда на нашу землю часто нападали враги, шли войны, люди для своих близких изготавливали предметы, которые оберегали людей от несчастий. Такие предметы назывались амулетами или оберегами. Во время изготовления оберега, человек произносил молитвы и пожелания своему близкому человеку. И амулеты, и обереги помогали сберечь здоровье и сохранить жизнь.

- С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже знакомились. Давайте вспомним с какими оберегами мы уже встречались. (Куклы – обереги, пояса, мешочки с травами, украшения, узоры). - На каких предметах встречаются обережные узоры? (Одежда, пояса, головные уборы, резьба на избах, на посуде, на печке, на колыбельках).

В старину в колыбельку к ребенку клали еще и куклу - оберег. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили ее своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.

О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода. Куклы передавались от матери к дочке, а далее - внучке и правнучке. Традиционно куклам-оберегам лиц не рисовали, - они были «безликими». Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность, таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам.

- Каких кукол – оберегов вы знаете? Для чего они нужны? (Картинки кукол –оберегов).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра малой подвижности «Оберег»

Дети встают в круг и берут в руки один большой платок на всех, в центр кладется воздушный шар – солнце. Дети выполняют задания воспитателя так, чтобы «солнце» не упало. (Присесть, подпрыгнуть, подбросить шарик)

С незапамятных времен люди верят в силу оберегов. Они защищают нас от горя, неприятностей и дурного глаза. Обереги собирают положительную энергию и силу. В разных странах обереги разные. В Египте самым сильным оберегом считался скарабей. В Древнем Риме обереги имели форму заклинания. Люди носили на себе иглу от сглаза и вешали на дом два рога. В Средневековье каждый носил на себе ладанку с молитвой. У славян сильным оберегом считались полотенце и кристально чистая вода. И безусловно, самый сильный и известный оберег на удачу и счастье – подкова.

Я предлагаю вам сделать такой оберег – подкова. Но вы должны знать, что обереги не могут быть изготовлены для себя, никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег, обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души. Самые сильные – обереги те, которые изготавливаются для вас вашими родственниками.

-В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете оберег.

Дети подходя к столам, где приготовлено все для изготовления оберега – подкова.

По окончании работы дети рассказывают кому они подарят свои обереги.

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Развивающие:

• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

• Развитие интереса к русским традициям,

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

• Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.

• Знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа. Расширить представление детей об истории русской народной куклы.

Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, ставни, порог, Берегиня, наличники;

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, указатель с надписями, открытки с образцами деревянного зодчества, картинки с куклами – оберегами, доска – мольберт.

Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, колыбелька, печка, утварь.

Материалы для конструирования: шаблоны подков разного цвета, пластилин, досочки, природные материалы (крупы).

Предварительная работа:

• Чтение художественной литературы.

• Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие оберегов, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.

• Экскурсия в музеи «Мелочная лавка».

Публикации по теме:

Методическая разработка ООД в подготовительной группе «Новый год у ворот»Методическая разработка ООД в подготовительной группе «Новый год у ворот» Орловская область Ливенский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахзаводская средняя общеобразовательная школа».

Методическая разработка конспекта ООД в подготовительной группе «Путешествие по улицам родного города» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Воспитатель МБДОУ детский сад №34 «Золотой ключик» Мазина.

Методическая разработка конспекта ООД в подготовительной группе с применением ИКТ «Новый год на старый лад» Конспект ООД в подготовительной группе с применением ИКТ Новый год на старый лад Цель: продолжать формировать представление о празднике.

Методическая разработка мероприятия с детьми дошкольного возраста «День семьи, любви и верности» «День семьи, любви и верности» Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов.

Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной группе «Слепой музыкант» Методическая разработка музыкального занятия «Слепой музыкант». -Цель: Познакомить детей с творчеством И. Я. Паницкова. Задачи: Вызвать.

Методическая разработка организации ННОД в подготовительной группе «Домашние животные» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Домашние животные» Используемая.

Методическая разработка по образовательной деятельности «Древо моей семьи» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: ««Генеалогическое древо моей семьи» Возраст воспитанников: старший дошкольный.

Методическая разработка «Проект в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Тема проекта: «Путешествие в сказку» Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный. Вид проекта: групповой,.

Методическая разработка, сценарий спортивного праздника в подготовительной группе «В Новый год с богатырями. Х век» Методическая разработка, сценарий спортивного праздника в подготовительной группе «В Новый год с богатырями. Х век» Авторская группа: •.

Методическая разработка «Социальное партнерство ДОУ и семьи» МБДОУ ДС №1 «Сказка» пгт. Джубга Муниципального образования Туапсинский район Тема: «Социальное партнерство ДОО и семьи: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группе
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 17:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД