Лучший педагог года

Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной группе «Слепой музыкант»

татьяна Крайнюхова
Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной группе «Слепой музыкант»

Методическая разработка музыкального занятия

«Слепой музыкант».

-Цель:

Познакомить детей с творчеством И. Я. Паницкова.

Задачи:

Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения.

Развивать творческие способности детей посредством прослушивания музыки.

Воспитывать любовь к музыке, любовь к родному краю.

Публикация «Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной группе „Слепой музыкант“» размещена в разделах

Развивать музыкальную память детей, творческое воображение, умение различать звучание различных инструментов.

Методы :

Художественное исполнение музыки

Исполнение должно быть выразительным, точным.

Словесный

Слово должно быть кратким, интересным, вызывать чувства, выраженные музыкальными средствами.

Ход занятия.

Дети заходят в зал. Садятся. Звучит музыкальное приветствие :

Музыкальный руководитель - «Здравствуйте, ребята.» (До-ре-ми-фа-соль-соль)

Дети: «Здравствуйте.»(Соль-ми-до)

Музыкальный руководитель :Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного композитора, нашего земляка. Зовут его Иван Яковлевич Паницкий. Это выдающийся композитор и баянист.

Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в большой, бедной семье батрака-пастуха, в городе Балакове, Саратовской губернии. В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение. Музыкальное дарование у Ивана Яковлевича стало проявляться с раннего детства. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, к гудкам паровозов, к напеву русских народных песен, танцевальным наигрышам, он стал воспроизводить их на семиклавишной невской гармошке. Вскоре этот инструмент перестал удовлетворять ребенка. В четырехлетнем возрасте мальчик стал понимать и воспроизводить аккордовые созвучия, сложные произведения. В 1911 году, пятилетним ребенком, Ваня Паницкий впервые выступил в концерте в своем родном городе Балаково.

Вот что рассказывает об этом первом своем концертном выступлении сам Паницкий: «Однажды мой брат рассказал учителю школы Аркадию Ивановичу Майорову, что я играю на гармошке. Тот попросил брата привести меня к нему. Учителю понравилась моя игра. Я играл в школе русские. песни «Ноченька», «Во саду ли, в огороде», вальсы «В минуту грусти», «Зимняя сказка», «На солках Маньчжурии», «Осенние мечты», польки «Стрекоза», «Славянка», танцы «Венгерка», «Чардаш». Мне много аплодировали. Преподаватели собрали деньги, купили мне подарки, угощали различными сладостями. Одним из подарков был камертон. От этих двух стальных палочек я дознал звук «ля».

А сейчас мы с вами послушаем, как звучит баян. Звучит русская народная песня «Во саду ли в огороде».

После выступления в женской школе, в том же 1911 году, был организован и проведен в местном кинотеатре первый открытый платный концерт Паницкого. Концерт имел большой успех у общественности города Балакова. Вскоре состоялись еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом, как и первый.

Серьезно заниматься музыкой Паницкому не пришлось. В семье не было денег и с шестилетнего возраста юный музыкант стал работать по найму: играл в ресторанах и трактирах. Помимо ресторанов, Ивану Яковлевичу со своим братом приходилось немало играть на платных домашних танцевальных ве- черах, которые начинались с 8—9 часов вечера и заканчивались в 5—6 часов утра. Так проходили детские годы Паницкого.

Ваня Паницкий в пятилетнем возрасте

В 1912 году в Балаков прибыли украинские артисты для постановки пьесы «Наталка-Полтавка». Как-то получилось, что они оказались без своего аккомпаниатора и начали искать местного музыканта-гармониста. Никто не решался взять на себя музыкальное сопровождение этой пьесы. Дал согласие только маленький музыкант Ваня Паницкий. Он быстро, с напева артистов, выучил все мелодии и прекрасно сопровождал на своей гармошке игру артистов. Участники спектакля были поражены абсолютным музыкальным слухом, феноменальной памятью и исключительными способностями мальчика.

В первые годы Советской власти Иван Яковлевич находился в своем родном городе. Он восторженно слушал звуки новой нарождающейся жизни. Все симпатии его были на стороне тех, кто отвоевывал свободную жизнь. Здесь, в Балаково, формировались боевые части легендарной дивизии Василия Ивановича Чапаева. Бойцы и командиры этих частей во главе с Чапаевым были той аудиторией, для которой И. Я. Паницкий не только с любовью играл все, что знал, но и создавал фантазии, композиции, новые произведения. Долгие годы Иван Яковлевич с волнением вспоминал своего земляка, легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева и его слова: «Погоди, Ваня, потерпи немножко. Кончится гражданская война, разобьем мы беляков, тогда я вернусь, обязательно отправлю тебя учиться».

В 1921 году отец Ивана Яковлевича в поисках работы выехал со всей семьей в Саратов. В 1925 году Паницкий поступает в Саратовское музыкальное училище по классу скрипки, В 1926 году в Саратове был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты не только Саратова и Саратовской области, но и других областей и городов. Своей игрой Паницкий покорил всех членов жюри и занял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени. Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился со многими баянистами, слышал их. Он решил сам научиться играть на баяне и очень скоро овладел этим инструментом.

С 1932 по 1944 год, наряду с исполнительской деятельностью в театре Паницкий работал преподавателем музыкального училища. Среди его обработок наибольшим успехом пользуются «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу-прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и многие другие произведения. В'репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произведения русских, западных классиков и советских композиторов.

А сейчас мы послушаем знаметитую пьесу «Полонез» Огинского. Звучит баян.

11 марта 1951 года в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт двух выдающихся- исполнителей на народных инструментах — И. Я. Паницкого и солиста Ленинградекбй филармонии балалаечника П. И. Нечепоренко. Концертный зал был переполнен. Иван Яковлевич Паницкий был встречен публикой тепло и радушно. Присутствующие на концерте услышали чудесную и близкую сердцу советского человека музыку. Временами баян в рукахзамечательного исполнителя по характеру звучания становился неузнаваемым.

Композитор Исаак Осипович Дунаевский, посетивший Ивана Яковлевича и прослушавший в его исполнении несколько обработок народных и других музыкальных произведений, выразил свое восхищение следующими словами:

«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца Вашу поэтическую игру. После встречи с Вами баян для меня стал открытием».

Жизнь и творчество Ивана Яковлевича Паницкого —слепого музыканта, прошедшего путь от забитого нуждой, полуголодного мальчика, игравшего в трактире на гармошке, до исполнителя высокого класса, солиста филармонии, заслуженного артиста республики,— яркий пример того как трудолюбие и упорство помогают достичь не бывалых высот в жизни.

Ребята, наше занятие закончилось. Я прошу вас ответить на несколько вопросов:

1. Как называется музыкальный инструмент на котором играл Ваня Паницкий?

2. Чем отличается баян от аккордеона?

3. Какие пьесы мы с вами сегодня послушали?

4. Какие музыкальные инструменты прозвучали?

Список использованной литературы:

1. Справочник баяниста, автор А. П. Басурманов, под общей

редакцией профессора Н. Я. Чайкина. Москва 1987

2. В. М. Галактионов. «И. Я. Паницкий». Москва. 1995.

3. Фотоматериал В. В. Грачёва.

Публикации по теме:

Конспект открытого музыкального занятия в первой младшей группе «Колобок-музыкант» Оборудование: игрушки: колобок, снеговичок; столик, ширма в виде домика, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, погремушка. Ход.

Методическая разработка ООД в подготовительной группе «Новый год у ворот»Методическая разработка ООД в подготовительной группе «Новый год у ворот» Орловская область Ливенский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахзаводская средняя общеобразовательная школа».

Методическая разработка музыкального развлечения «Музыка у нас в гостях» Методическая разработка музыкального развлечения «Музыка у нас в гостях» Авторы: Волкова Татьяна Юрьевна, музыкальный руководитель высшей.

Методическая разработка музыкального занятия «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов» в средней группе Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество, используя разные виды деятельности, закрепляя знания о музыкальных инструментах.

Методическая разработка «Организация музыкального праздника в ДОУ» О чем мечтает круглый год каждый ребенок? Конечно о празднике - красивых и ярких подарках, веселых хороводах, красочном карнавале, задорных.

Методическая разработка, сценарий спортивного праздника в подготовительной группе «В Новый год с богатырями. Х век» Методическая разработка, сценарий спортивного праздника в подготовительной группе «В Новый год с богатырями. Х век» Авторская группа: •.

Методическая разработка сценария «Мы казачата» в подготовительной группе Цель: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни Кубанских казаков. Задачи: Развивать у детей познавательный.

Методическая разработка сценария осеннего развлечения в подготовительной группе «Осень — за и против» Методическая разработка сценария осеннего развлечения в подготовительной группе. «Осень: за и против» Подготовила: музыкальный руководитель.

Методическая разработка сценария экологической игры в подготовительной к школе группе «Что? Где? Когда?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» комбинированного вида Методическая разработка сценария.

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Жила-была Алёнушка» в средней группе Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Жила — была Алёнушка» по применению здоровьесберегающих технологий. Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной группе «Слепой музыкант»
Опубликовано: 11 августа 2019 в 19:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД