МААМ-картинки

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Tany
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Воспитатель: Савченко Т. Н. - 2020г.

Содержание

1. Пояснительная записка. …. 3

2. Актуальность….4

3. Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду…. 5

4. Гигиенические факторы…9

5. Режим дня…. 9

6. Взаимодействие ДОУ с семьёй. …. …. 12

7. Список литературы…. 12

8. Спортивное развлечение «В здоровом теле - здоровый дух»…. 13

Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах

1. Пояснительная записка.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». В. А. Сухомлинский.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

2. Актуальность.

«Здоровье - это единственная драгоценность,

ради которой действительно не стоит жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ…» М. Монтень.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Исследования ученых показывают, что 20% зависит от наследственности, 20% - от окружающей среды, 10% - от системы здравоохранения, 50% - от образа жизни.

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо - и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направлен ные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»?

Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провожу диагностику исходного уровня

развития детей. В процессе диагностики я использую: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту.

Изучив полученные результаты, я намечаю план дальнейшей работы и ставлю для себя цель:

Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни.

Задачи:

• Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

• Формирование привычки к здоровому образу жизни;

• Профилактика нарушений простудных заболеваний;

• Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

• Привитие культурно-гигиенических навыков;

• Повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с воспитанниками.

3. Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Педагоги используют в работе с детьми следующие технологии :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика,

динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая

гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая

оздоровительная гимнастика).

• Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

• Динамические паузы проводятся между занятиями со статическим компонентом (10-12мин.). Их содержание могут составлять элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, различные виды физических упражнений, игр.

• Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

• Стретчинг – это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела.

• Релаксация, психогимнастика. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для работы подбирается спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

• Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится на занятиях, а также в любой удобный отрезок времени.

• Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

• Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех

тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг,

праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж).

На участке ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет

обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

• Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастикам, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арт-терапия, сказкотерапия).

Создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни. Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. В группе я стараюсь создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Закаливание детей раннего возраста является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, ревматизм и т. п.). В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся:

- закаливание воздухом (обязательные прогулки весной, летом, осенью);

- водные процедуры (игры детей с водичкой в тазике);

- летние солнечные ванны;

- поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении;

- воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений (зарядка в постели и ходьба по коврику босиком);

- правильный подбор одежды, облегченная одежда;

- босохождение по массажным коврикам.

4. Гигиенические факторы.

Важнейшим фактором в моей группе являются гигиенические средства

(выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная

гигиена, которые способствуют развитию, сбережению и укреплению

здоровья детей :

• ежедневные проветривания и влажная уборка помещений;

• соблюдение общего режима двигательной активности;

• чистота тела, чистота в группе;

• соблюдение температурного режима группы и в туалетного помещения;

• много света;

• режим питания;

• сон;

• правильное мытьё рук; использование носовых платочков при чихании и кашле, обучение элементарным приемам ЗОЖ.

• организация порядка проведения прививок;

• спокойный, доброжелательный тон воспитателя.

Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день.

5. Режим дня.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Утро:

• Утренняя гимнастика.

• Пальчиковая гимнастика.

• Мытьё рук и лица холодной водой.

Занятие:

• Осанка (профилактика скалеоза).

• Динамическая пауза на занятии.

• Гимнастика для глаз.

Прогулка:

• Двигательная активность (бег, игры, упражнения)

• Подвижные игры.

• Дыхательная гимнастика.

Перед сном:

• Босохождение.

• Ходьба по массажным коврикам (профилактика плоскостопия).

После пробуждения:

• Гимнастика пробуждения (в постели).

• Ходьба по массажным коврикам (профилактика плоскостопия).

• Босохождение.

• Мытьё рук и лица холодной водой.

После полдника:

• Психогимнастика.

• Осанка.

Вечер:

• Артикуляционная гимнастика.

Для профилактики переутомления детей в детском саду проводятся динамические паузы (физкультминутки).

Я использую физкультминутки после чтения книг, лепки, рисования. Например: физкультминутка «Мы веселые мартышки» включает в себя артикуляционную гимнастику, способствует профилактике плоскостопия. Развивает артикуляционный аппарат и дыхательные упражнения. Они способствуют профилактике ОРЗ:

1. «Фокус» : сдуть воображаемую вату с кончика носа

2. «Погреть ручки» : вдох носом, медленный выдох ртом.

3. «Насос» : улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка

4. «Заборчик – трубочка» : чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

К примеру, физкульминутка «Мы веселые мартышки» :

Мы весёлые мартышки, Дружно прыгнем к потолку,

Мы играем громко слишком, Оттопырим ушки,

Мы в ладоши хлопаем, Ногу поднесём ко рту,

Мы ногами топаем, Хвостик на макушку.

Надуваем щёчки,

И друг другу даже Языки покажем.

Пальчиковую гимнастику я провожу в любое удобное или свободное время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук.

Большую роль в своей работе я отвожу подвижным играм. Их я провожу на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате. Особенно моим воспитанникам нравится подвижная игра «Кот и мыши». Обычно, в роли кота выступаю я сама, а дети – мышки.

Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя я использую технологии музыкального воздействия. Музыкальное сопровождение – это элемент утренней гимнастики. Во время музыкального занятия дети прослушивают спокойную классическую музыку, детские песенки из мультфильмов или кинофильмов. Я стараюсь использовать музыку и в группе, во время свободной игры детей. Дети подпевают, тем самым развивая память, танцуют. Дети с удовольствием играют с музыкальными инструментами (дудочка, гармошка, барабан).

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья".

В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

• Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

• Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

• Массажёры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

• Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая

деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу

жизни.

Воспитатель контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

Планирует и проводит физкультурные досуги и праздники.

Создает условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей. Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке. Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы у детей ничего не находилась в руках и во рту.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять в своей работе.

6. Взаимодействие ДОУ с семьёй.

Работа с родителями для меня является важной составляющей всего педагогического процесса. Ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад я строю совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Для этого я провожу с родителями беседы на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие. Даю необходимые консультации (индивидуальные и групповые., по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Провожу родительские собрания, на которых выбирается родительский комитет, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Я стараюсь привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада. Родители активно посещают родительские собрания и принимают активное участие в жизни группы.

7. Список литературы:

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с., М. : Просвещение, 1986.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозайка-синтез, 2014.

4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М. : ВЛАДОС, 2002.

5. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.

6. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 4 августа 2021 в 20:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД