Папки-передвижки

Методические материалы для центров уединения и релаксации для детей ОВЗ в адаптивных детских садах и школах

Елена Визнер
Методические материалы для центров уединения и релаксации для детей ОВЗ в адаптивных детских садах и школах
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение

Детский коллектив — первый социальный институт ребёнка. Вместе с тем одна из задач современного образовательного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия детей. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате и классе педагог обустраивает особое место, где ребенок ОВЗ может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.

Публикация «Методические материалы для центров уединения и релаксации для детей ОВЗ в адаптивных детских садах и школах» размещена в разделах

Жизнь ребёнка и его поведение во многом зависят от эмоционального состояния. Дети с ОВЗ чаще подвержены переменам настроения. Их легко развеселить, но ещё легче огорчить, расстроить или обидеть. Часто дети не способны самостоятельно справляться с переживаниями, поэтому на помощь педагогам приходит создание центра уединения, способствующего регуляции эмоционального состояния детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения, РАС;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Для детей с нарушениями интеллекта, с РАС пребывание в группах, классах с детьми является некомфортным и даже пугающим. Уже адаптировавшись к детскому саду, своему классу часто дети не желают или даже бояться покидать привычное помещение.

Оборудованный в самой группе и классе такой уголок позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя спокойнее, и при этом оставаться в обществе сверстников.

2. Цель и задачи создания центра уединения

Цель – обеспечение детям психологического комфорта в группах и классах.

Задачи:

1. Научить ребенка выражать свои эмоции приемлемо, в безопасной форме;

2. Предупреждение чрезмерного возбуждения нервной системы;

3. Научить детей приемам регуляции своего настроения;

4. Повышать самооценку тревожных и застенчивых детей;

5. Научить бесконфликтному общению друг с другом;

6. Создание благоприятного микроклимата в группе, классе ОУ.

3. Требования к оформлению уголка уединения

1. Уголок не должен быть слишком большим по размеру (ощущение уюта и спокойствия ребенку дает миниатюрный домик, шатер или палатка)

2. Цветовая палитра уголка не должна быть слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушенным

3. На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло, приветствуются мягкие модули;

4. Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству;

5. Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Педагог периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности;

6. При подготовке пособий педагог обязательно учитывает возрастные особенности детей.

7. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

8. Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

9. Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии ребенка, в центре уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

4. Критерии для оценивания центра уединения и релаксации

1. Внешний вид;

2. Безопасность;

3. Соответствие возрастным особенностям;

4. Наполняемость пособий (разнообразие, соответствие возрасту, эстетические и гигиенические показатели).

5. Примерное наполнение центра уединения и релаксации

1. Предметы для выражения негативных эмоций:

• Подушки для битья, подушки-поплакушки;

«Стаканчик гнева» (коробка, корзина, сундук и т. д.) в который ребенок может выговорить свои нехорошие слова и мысли;

«Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

2. Предметы для расслабления и релаксации :

Сенсорные игрушки (шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши, «Ласковое солнышко» с ленточками, которые можно накручивать на палец);

• Плеер с релаксационными композициями : шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает педагог, школьники сами;

• Игрушечный телефон для воображаемых звонков близким;

• Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки, коврики;

Материалы для изо-деятельности (для лепки — пластилин, цветное тесто, материалы для рисования своего настроения);

• Карточки-схемы для выполнения пальчиковой и дыхательной гимнастики;

• Настольный фонтан, водопад.

3. Предметы, развивающие эмоциональную сферу:

• Волшебные предметы (башмачки, палочка, плащ, шляпа, маски);

• Дидактические игры («Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции»);

• Предметы для выражения эмоций «Куб настроения», «Цветок эмоций»,

«Книги доброты». Альбом с изображениями добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

«Подушка-обнимушка» (мягкая тряпичная кукла).

«Коробка - примерения»

• Фотоальбомы с семейными и групповыми фото, а также фотографии домашних питомцев.

4. Дидактические игры («угадай эмоции», «хорошие и плохие поступки», «мои чувства»)

5. Остров отдыха.

Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ центр уединения является незаменимым многофункциональным средством здоровье сбережения, выполняя следующие функции:

- помощь в адаптации к ОУ;

- средство для установления контакта и общения с ребенком;

- релаксация и восстановление сил участников образовательного процесса.

Пребывание в уголке уединения позволяет детям расслабиться, восстановить силы, а интересные упражнения помогают развивать мелкую моторику,стабилизируют эмоционально-личностную сферу.

Публикации по теме:

«На морском берегу» (занятие по физкультуре для старшей группы с элементами психогимнастики, релаксации)«На морском берегу» (занятие по физкультуре для старшей группы с элементами психогимнастики, релаксации) Ход занятия: Зал оформлен в морской тематике. Дети заходят в зал под звуки ветра и шума прибоя волн, крика чаек. Свободно располагаются.

Презентация «Центр релаксации»Презентация «Центр релаксации» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с Вами опытом работы по вопросу о создании центра релаксации в подготовительной.

Комната релаксации для дошкольников-таинственное пространствоКомната релаксации для дошкольников-таинственное пространство Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации,.

Фотоотчет «Конкурс театральных центров»Фотоотчет «Конкурс театральных центров» Почему театр так важен в жизни ребёнка? Большую часть времени дети проводят в детском саду. Театрализация - это разновидность игровой.

Конспект НОД по рисованию «В садах созрели яблоки» в средней группеКонспект НОД по рисованию «В садах созрели яблоки» в средней группе Цель: Научить детей рисовать образ сказочного дерева — яблони. Задачи: Учить рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Мастер-класс «Мраморная абстракция». Арт-терапевтическое упражнение для релаксацииМастер-класс «Мраморная абстракция». Арт-терапевтическое упражнение для релаксации В последнее время наблюдается увеличение процента дошкольников с синдромом повышенной физической активности (гиперактивностью) такие дети.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243370-11 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя.

Подопечные столичных центров для детей-сирот приняли участие в экологической акции 2243370-11 Ребята из центров содействия семейному воспитанию и московских особых семейных центров второй год подряд принимают участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические материалы для центров уединения и релаксации для детей ОВЗ в адаптивных детских садах и школах
Опубликовано: 7 марта 2024 в 06:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические материалы для центров уединения и релаксации для детей ОВЗ в адаптивных детских садах и школах» (включая файлы) размещена пользователем Елена Визнер (УИ 3370556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД