Получи документы

Методические материалы по организации коррекционной работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, посредством труда

Юлия Лиханова
Методические материалы по организации коррекционной работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, посредством труда
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ тифлопедагогических исследований показывает, что трудовая деятельность является важным фактором коррекционно - педагогического и воспитательного процесса слабовидящих детей дошкольного возраста.

По мнению В. П. Ермакова, Г. А. Якунина в процессе трудового обучения и воспитания у ребенка со зрительной патологией вырабатывается активная жизненная позиция, развивается коммуникативная сторона речевого общения, корректируются и восстанавливаются нарушенные и недоразвитые функции.

Публикация «Методические материалы по организации коррекционной работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, посредством труда» размещена в разделах

В практике моей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия трудовая деятельность (бытовой труд, ручной труд) имеет для меня важное значение.

Моих воспитанников очень привлекает ремонт книг. Книжка или журнал, требующие ремонта – это хороший повод для организации трудовой деятельности ребенка - дошкольника. Чтобы продлить жизнь книги нашего книжного уголка, регулярно организую детей в подгруппы с целью ремонта книг. Дети подготовительной подгруппы активные участники работы в «Книжной мастерской», а старшие дети учатся у своих более опытных в этом отношении сверстников.

Я обратила внимание, что при выполнении трудовых действий по ремонту книг у детей активно корректируются и развиваются процессы восприятия - точность, целостность, осознанность, а так же активизируются сенсорные процессы. Этому во многом способствуют такие трудовые операции, как подгонка «заплатки» для книги; нарезание полосочек; создание новой обложки и подобное.

В процессе труда активно ведётся коррекция, а так же профилактика такой существенной речевой проблемы детей данной категории, как речевой формализма, поскольку в процессе ремонта книг у ребенка в сознании создаются и укрепляются связи между словом и конкретным предметом, словом и действием.

В тифлопедагогической теории и практике обращается внимание, что наиболее трудным компонентом в трудовом процессе у слабовидящих детей является исполнительская функция. Отсюда «оречевление» всех трудовых операций, словесные инструкции для отдельных воспитанников по способу действия или коллективное обсуждение этапов трудовых действий так же направлено на профилактику речевого формализма воспитанников, словарную работу.

Одновременно осуществляется и коррекция умения ориентироваться в микропространстве, в задании, действовать по намеченному плану, по инструкции, то есть осуществляется работа по пространственной ориентировке.

Труд - постоянный источник развития познавательных способностей детей и это так же положительно отражается на результатах коррекционной работы по развитию процессов восприятия.

Детские журналы, публикующие занимательные задания по типу «Вырежи по контуру и склей», «Игрушки - самоделки для дошкольников» очень популярны у моих воспитанников.

Воспитанники с интересом и аккуратностью мастерят кукол для настольного театра, склеивают модели машин. Действуя в дальнейшем с этими поделками в свободной детской деятельности (например, в театрализованной игре) у них совершенствуются социальные и коммуникативные компетенции.

Конечно, я как педагог и наш помощник воспитателя помогаем детям получить высокий результат труда, чтобы этот труд приносил детям удовлетворение и радость, а так же стимулировал их к выполнению новых, может даже более сложных заданий.

Следует так же сказать, что результат любого детского труда оценивается только положительно. Создаваемая мною ситуация успеха позитивно отражается на формировании у детей положительной самооценки.

Мною замечено, что коллективная трудовая деятельность, направленная на общий результат позитивно отражается на личностном развитии воспитанников. Повышает детскую самооценку, развивает ответственность, чувство товарищества и подобное.

Коллективная трудовая деятельность в старшей группе

«Книжная мастерская» (вторая половина дня)

Цель: закреплять и совершенствовать трудовые умения и навыки воспитанников с нарушением зрения в процессе коррекционно – образовательного и воспитательного процесса.

Задачи:

1. Продолжать учить детей ремонтировать книги, ориентируясь на коррекционно – образовательные методы обучения (словесная инструкция, показ).

2. Содействовать в развитии мелкой моторики рук; глазомера; зрительно – моторной координации и пространственной ориентировки (микро и макро).

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, а так же способствовать доводить начатое дело до конца. Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, отзывчивость и взаимопомощь по отношению к товарищу.

Предварительная работа :

Воспитанники в процессе индивидуально – подгруппового взаимодействия с педагогом закрепляли и совершенствовали простейшие трудовые умения и навыки труда по ремонту книг : нарезание бумаги заданного размера и цвета, аккуратной работе с клеем и ножницами.

В процессе специально организованных бесед педагогом подчеркивалась значимость общественного труда, необходимость трудиться не только для себя, но и для всех.

Оборудование: книги, которые необходимо починить; ножницы; клей; салфетки бумажные; листы цветной и белой бумаги; линейки и карандаши; вывеска «Книжная мастерская».

Ход:

Выкладываю на стол табличку «Книжная мастерская», привлекая внимание детей. Сообщаю им об очередном открытии мастерской по ремонту книг. Приглашаю подгруппу детей из пяти воспитанников.

- Ребята, давайте определим, что нам необходимо сделать, чтобы наша мастерская начала работать? Дети отвечают, что надо найти книжки, нуждающиеся в ремонте, бумагу, ножницы, клей и заклеить порванные книги.

- Лева, поручаю тебе просмотреть книжки книжного уголка и отобрать такие, которые необходимо подклеить. Смотри глазками очень внимательно!

Пока Лев выполняет задание, мы готовим оборудование.

- Что дальше, подсказывайте! Подвожу детей к пониманию того, что надо принести в мастерскую бумагу, ножницы, клей, карандаши и линейки, потому что все эти предметы нужны нам, чтобы заклеить порванные книги.

Распределяю между тремя детьми (Аленой, Ирой, Тимофеем) обязанности собрать перечисленные средства для труда.

Все материалы выкладываем к табличке «Книжная мастерская». Туда же добавляем книги, требующие ремонта. Рассматривая эти книги вспоминаем, что первая и последняя страница книги называется обложкой. Отмечаем, что у книг есть корешок, где склеены или сшиты страницы книги (вся беседа строится с использованием художественного слова – загадки про книги).

Обращаю внимание, что книгам требуется разная помощь. Показываю, что одной книге надо сделать делать новый корешок.

- Алена, подскажи, как будешь делать новый корешок? (надо взять полоску бумаги, приложить полоску к книге и отрезать нужной длины. Затем взять клей, смазать полоску и наклеить на корешок у книги. Отмечаю, что новый корешок для книги должен по цвету бумаги подходить как можно точнее. Передаю книгу для ремонта Алене

Другая книга нуждается в новой обложке.

- Кто расскажет, как можно сделать новую обложку у книги? Об этом нам расскажет Тимофей: кладем книгу на лист бумаги, обводим книгу по контуру простым карандашом, вырезаем по контуру ножницами, смазываем клеем, теперь приклеиваем на обложку книги и разглаживаем).

Вот тебе, Тима, мы и поручим сделать новую обложку. Не забудь обратит внимание на цвет обложки книги и подбери похожий лист бумаги.

Показываю книги для них надо из полосочек подогнать «заплаточки» разной длины – «подлечить» совсем немного.

Лере и Леве предлагаю взять эти книги.

Напоминаю, что полосочки бумаги для книжных «заплаток» сначала надо аккуратно разлиновать. Важно, чтобы полосочки были не узкие и не очень широкие. Примерно ширина 5 см. У вас есть линейка, чтобы проверить нужный размер. Старайтесь выполнять задание аккуратно. Затем заплатки подгоняются под нужный размер. Тут внимательно работают руки и глаза.

Данным детям демонстрирую показ способа действия с объяснением: берем книжку и полосочку правильного цвета, прикладывать полоску к книге и отрезать полосочку нужной длины, затем смазываем ее клеем и приклеиваем к книге.

Ну что же, приступайте к работе.

По ходу обращаюсь к детям, которые уже выполнили свою часть работы, а вы помните правило – сделал сам, помоги другу? Хотите помочь своим товарищам подклеить книги?

Молодцы, ребята! Хорошо вы потрудились. Теперь книги аккуратные и красивые. Они говорят вам: «Большое спасибо, друзья!»

Публикации по теме:

«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа).«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа). Конспект организации и проведения труда в природе (старшая возрастная группа.) Тема: «Мы сажали огород - посадка рассады помидоры»..

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические материалы по организации коррекционной работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, посредством труда
Опубликовано: 17 июня 2020 в 07:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические материалы по организации коррекционной работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, посредством труда» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лиханова (УИ 832799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД