МААМ-картинки

Методические основы создания проблемных ситуаций на краеведческом содержании

вера васильченко
Методические основы создания проблемных ситуаций на краеведческом содержании

Методические основы создания проблемных ситуаций на краеведческом содержании

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном городе, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Публикация «Методические основы создания проблемных ситуаций на краеведческом содержании» размещена в разделах

Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, он не ценит память … Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному месту, где он родился имеет ближайшее окружение. Постепенно мы знакомим ребенка с детским садом, своей семьей, своей улицей, поселком, областью, а затем и со страной, ее столицей и символами. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Как же нужно детям преподносить материал краеведческого содержания, что бы вызвать у них любознательность, способность мыслить самостоятельно и исследовать объекты родного поселка, села?

Так как нужно рассказывать дошкольнику об истории поселка, села? Является ли иллюстративно-объяснительный метод единственно возможным средством формирования у детей представлений о месте, где он родился? И кто или что, помимо самого педагога, может стать источником информации о прошлом и настоящем родного поселка, села?

Большинство занятий в детском саду, связанных с изучением родного поселка, строится в виде вербального сообщения педагогом историко – культурной информации, которая сопровождается демонстрацией фото- или видеоизображений, презентаций. Даже выход за пределы помещений детского сада в пространство поселка, села и изучение достопримечательностей «на месте» не изменяют ситуацию, поскольку чаще всего воспитателями используется все тот же иллюстративно – объяснительный метод обучения – экскурсия.

Опасность подобного подхода в том, что приобретаемые ребенком знания оказываются «мертвыми» (В. П. Зинченко). Все сведения предоставляются дошкольнику в «готовом» виде: над ними не нужно размышлять, их нужно принять, запомнить и при необходимости воспроизвести. По утверждению психологов, такие знания не имеют особой значимости для человека и быстро вытесняются из памяти, поскольку сам человек не приложил к их «рождению» собственных усилий. Итогом «информационно-рецептурного обучения» (А. И. Савенков) становится потеря любознательности, способности мыслить самостоятельно, что делает практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания и, в конечном счете, саморазвития личности. При подобном выстраивании образовательного процесса не может быть речи о каком-либо «обретении ребенком себя».

Решение данной проблемы, лежит в более широком применении в краеведческом образовании исследовательских методов и проблемной технологии. При этом объектом исследования и одновременно источником исторических представлений дошкольников о прошлом и настоящем родного поселка, села может выступать то культурное наследие, которое сосредоточено на данной локальной территории.

Культурное наследие для системы образования – это «совокупность всех доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых…». Неслучайно слово «наследие» близко к выражению «идти по следам», т. е. пользоваться тем, что уже существует. Таким образом, культурное наследие поселка, села включает в себя:

•не только уникальные, существующие в единственном экземпляре, шедевры архитектуры, скульптуры, инженерной мысли, но и типичные объекты, являющиеся результатом культурно – преобразовательной деятельности человека. Например, типовые жилые дома, рядовые сооружения, обычные фонари, павильоны общественного транспорта и питания, природно – культурный ландшафт, предметы повседневного быта и пр. ;

•не только материальные объекты, сосредоточенные на локальной территории, но и элементы духовной культуры, выработанные предыдущими поколениями и востребованные сегодня: идеи, эстетические и моральные нормы, язык и диалекты, фольклор, обычаи, традиции. Как правило, такие составляющие культурного наследия имеют наглядное, «зримое» воплощение – они отражаются в поведении людей, их речи или в окружающих предметах;

•не только то, что было создано в далеком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками. Культурное наследие не есть что-то неизменное, данное раз и навсегда. Эта сфера постоянно пополняется новыми уникальными и типичными образцами. В этом контексте к сфере наследия могут быть отнесены современные здания, улицы, памятники, возникающие новые традиции и т. д.

Столь широкая трактовка данного понятия детерминирована необходимостью «приблизить» культурное наследие к ребенку, связать такое далекое и непонятное для дошкольника прошлое поселка, села с его сегодняшней жизнью и деятельностью. В поле зрения ребенка попадают не только личностно значимые объекты культурного наследия («здание моего детского сада», «мой дом, двор», «парк Тополек и торговые предприятия, где я часто бываю с родителями» и пр., но и культурные явления, события, свидетелем или участником которых он является. Именно эта категория объектов дает возможность дошкольнику в буквальном смысле прикоснуться к миру прошлого, свободно «войти» в историю. Так, например, Слайд рассматривая декоративное оформление ближайшей к дошкольному учреждению улицы и центральной площади, сделанное в преддверии Нового года, 9 Мая – Дня Победы в Великой Отечественной войне, рассматривая можно не только задуматься о причинах зарождения традиции украшать поселок накануне важнейших памятных дат, но и поразмышлять, почему именно эти встречающиеся на баннерах, рекламных плакатах и постройках изображения (символ года, Дед Мороз, елка, цветы, георгиевская ленточка, ордена и медали, вечный огонь, и пр.) стали символами Нового года, Дня Победы, что они могут рассказать о Великой Отечественной войне.

Признание способности объектов культурного наследия родного края быть полноценными источниками исторических и культурологических представлений дошкольников заставляет педагога проектировать образовательный процесс на иных основаниях.

Перечислю наиболее важные правила, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

1. Изучение любой краеведческой темы должно разворачиваться в логике «от анализа объекта культурного наследия самими дошкольниками к дополнению и уточнению выдвинутых детьми версий педагогом в контексте проблемного вопроса Почему и Зачем».

В этом контексте знакомство детей, например, со спецификой поселка должно начинаться не с пояснений взрослого, а с предложения, адресованного воспитанникам, рассмотреть одно из сооружений, которое «встречает» всех, кто приезжает в поселок. На экране продемонстрировать фотографию этого сооружения – въездного знака, установленного на границе поселка. На въездном знаке размещены название и что еще?. Слайд Этот знак является своеобразной визитной карточкой поселка и достаточно красноречиво повествует об его уникальности.

Ну например, воспитатель, не сообщая точного названия объекта (въездной знак) и ничего не рассказывая о нем, предлагает детям поразмышлять, почему и для чего устанавливаются подобные объекты? Почему вверху въездного знака изображена ель и голубая полоса? Что они могут значить? Поскольку никакой предварительной информации дети не получили, они вынуждены, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и ранее приобретенные знания, искать ответы на поставленные вопросы исключительно в самом объекте. Дав возможность всем желающим высказаться, педагог обобщает и уточняет прозвучавшие мнения и версии, а также выявляет круг вопросов, на которые дети по каким-то причинам не смогли найти ответ. Констатация проблем, с которыми столкнулись дошкольники во время исследования, как правило, рождает у них желание, во что бы то ни стало найти решение. Именно в этот момент они обращаются за помощью к педагогу. Дети задают интересующие их вопросы, которые ориентированы на пополнение недостающей историко-культурной информации. Лишь после того, как познавательный интерес возник, взрослый может изложить все те сведения, которые не только востребованы детьми, но и важны с точки зрения раскрытия изучаемой темы.

Следует помнить, что результат детского исследования во многом зависит от правильности выбора объектов культурного наследия. Важнейшими критериями отбора являются:

- доступность объектов для детей дошкольного возраста (объект не должен быть перегружен сложными и неясными значениями и смыслами);

- информативность — способность объекта наиболее полно и выразительно «рассказать» о прошлом и настоящем родного поселка, села;

- соответствие теме, главной идее занятия.

2. При изучении любой краеведческой темы должны использоваться вопросы открытого типа, как инструмент организации процесса исследования объектов культурного наследия и развертывания коллективной дискуссии.

В отличие от вопросов закрытого типа, предполагающих однозначный и единственно правильный ответ («Это здание?»«Да». «Сколько в нем этажей?»«Три», открытые вопросы располагают к широкому описанию, объяснению, аргументации, выдвижению различных точек зрения. Как правило, они начинаются со слов «почему?», «зачем?», «каким образом?», «как вы полагаете?» и пр. Приведу несколько примеров формулировок вопросов открытого типа, которые можно использовать при рассматривании мемориала «Воинской славы». Как вы полагаете, кому или зачем поставлен данный мемориал? Почему звезда лежит у подножия, а не располагается на боковой стене? Как вы полагаете Что можно сказать о времени, когда эти люди жили? Является ли они героями? Что может подтвердить ваше мнение?

Давайте попробуем выяснить, почему этот мемориал установлен именно в этом месте? Какие детали мемориала остались для вас непонятными? О чем бы вы хотели спросить меня? Каждый из приведенных вопросов задается отдельно, таким образом, проектируется пошаговая исследовательская деятельность дошкольников.

Отметим, что формулирование поисковых и дискуссионных вопросов – одна из сложнейших задач, стоящих перед педагогом. Для каждого исследуемого объекта перечень вопросов будет свой – в зависимости от характера объекта, его информационной насыщенности и образовательных задач, решаемых в рамках той или иной краеведческой темы. Но в любом случае вопросы должны быть сформулированы так, чтобы помочь детям провести подробный и тщательный анализ объекта культурного наследия; стимулировать воспитанников высказывать разные точки зрения; как можно дольше поддерживать активность обсуждения.

3. При изучении краеведческой темы педагог должен строго соблюдать правила ведения коллективной дискуссии.

Педагогические возможности дискуссии трудно переоценить. Во-первых, ученые, изучающие сферу когнитивного развития, утверждают, что наше мышление облечено в слова, а поэтому мы не в состоянии до конца понять свою же собственную мысль до тех пор, пока не проговорим ее вслух (Л. С. Выготский: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове»). Во-вторых, объекты культурного наследия поселка, села порой предполагают и допускают наличие различных толкований и прочтений. Их восприятие напрямую зависит от личности человека: его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир и пр. Множественность индивидуальных трактовок одного и того же объекта может быть выявлена лишь в диалоге. В-третьих, в коллективных обсуждениях участники дискуссии помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в объекты культурного наследия. По мере увеличения пространства смыслов и мнений, индивидуальному сознанию открывается то, что раньше могло остаться за пределами его внимания. Дошкольники могут «надстроить», развить собственную версию, пересмотреть первоначальные взгляды, прийти к совершенно иным выводам или, наоборот, укрепиться в своей правоте. Таким образом, дискуссия позволяет выйти на иной, качественно новый уровень осмысления обсуждаемой проблемы, когда из мозаики различных впечатлений и версий складывается «объемный», всесторонний образ увиденного. Так, от высказывания к высказыванию, от мнения к мнению, ребенок продвигается как по «строительным лесам» к решению проблемы.

Педагог в ходе организуемого им детского исследования выступает в непривычной для себя роли – роли фасилитатора (facilitator – с англ. «посредник»). Функция фасилитатора состоит в том, чтобы помочь дошкольникам самим найти решение поставленной проблемы. Педагог должен создать такие условия, при которых ребенок чувствует себя максимально комфортно, с удовольствием включается в напряженный процесс общения с объектами, хранящими память о прошлом, не боится размышлять и высказываться.

Для того чтобы коллективная дискуссия успешно развернулась, педагогу необходимо соблюдать ряд правил. При организации коллективного обсуждения воспитатель должен:

- держать нейтралитет. Он не высказывает собственного мнения, не озвучивает каких-либо наиболее распространенных в краеведческой, культурологической, искусствоведческой, исторической литературе версий;

- предоставлять право высказаться всем желающим;

- принимать как допустимую любую версию, даже если она покажется странной или неверной. Педагогу не следует торопиться исправлять ответ. Лучше попросить дошкольника обосновать свое мнение конкретными наблюдениями, задав вопрос открытого типа, ориентированный на аргументацию («Что ты видишь, что позволяет тебе сделать такой вывод?» и др.);

- прояснять высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;

- увязывать высказывания детей между собой, тем самым показывая, как разворачивается процесс дискуссии, как из мозаики различных мнений складывается целостная картина прошлой жизни поселка, села;

- не оценивать ответы дошкольников («правильно»«неправильно», «хорошо»«плохо»).

Практическая часть:

Педагоги делятся на команды, в соответствии с тем, на какой возрастной группе они работают (старшей или подготовительной).

Задание №1

1 команда - педагоги, которые работают с детьми старшего возраста

2 команда - педагоги, которые работают с детьми подготовительного возраста.

Педагогам предлагаем варианты картинок с изображением объекта поселка и нужно к нему придумать поисковые вопросы, которые можно будет задавать детям в ходе знакомства с ними.

Задание №2

Предложить педагогам придумать интересные темы (2 - 3) краеведческого содержания о Яи, которые можно предложить детям старшего и подготовительного возраста и написать кратко к ним содержание.

Задание №3

Выбрать тему, которая больше всего заинтересовала вас (педагогов) и попробовать придумать мотивационный этап к данной теме и продукт (конечный результат).

Принятие решения: к следующей встречи, придумать дидактическое пособие или игру по знакомству с поселком Яя.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса Мастер- класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса» Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель.

Картотека проблемных ситуаций «Пожарная станция» Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность. Мотивация Жила-была Пожарная.

Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников «Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников» Проблемные ситуации «В кинотеатре» Вы.

«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается». Беседа с решением проблемных ситуаций БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПЕШЕХОДОМ И ПАССАЖИРОМ РАЗРЕШАЕТСЯ Беседа с решением проблемных ситуаций Цель: • Закрепить у детей знание правил дорожного.

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию.

Картотека проблемных игровых ситуаций для развития взаимоотношений старших дошкольников Картотека проблемных игровых ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Целью является усвоение ребенком общественных норм и ценностей,.

Картотека проблемных ситуаций «Зоопарк» Словарный запас: энциклопедия, зоопарк, материк, климатическая зона. Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки.

Картотека проблемных ситуаций с игровым макетом по ПДД «Улица города»Картотека проблемных ситуаций с игровым макетом по ПДД «Улица города» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197345, Санкт-Петербург,.

Моделирование проблемных ситуаций «Осторожно незнакомец» для детей старшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» посёлка Мостовского муниципального.

Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические основы создания проблемных ситуаций на краеведческом содержании
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 04:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД