Лучший педагог года

Технологии коррекционно-развивающего обучения по физкультуре в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

лариса сечко
Технологии коррекционно-развивающего обучения по физкультуре в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Методические рекомендации

Современные разработки и технологии в области коррекционно-развивающего обучения по физической культуре социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Приоритетным направлением работы каждого реабилитационного центра является повышение качества знаний и умений через использование современных образовательных технологий на занятиях и внеклассных мероприятиях. Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка.

Публикация «Технологии коррекционно-развивающего обучения по физкультуре в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» размещена в разделах

Поэтому современный инструктор по физической культуре должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих занятиях. Инструктор по физической культуре, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы воспитанников.

Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива реабилитационного центра. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Поэтому целью данной методической разработки является повышение компетентности педагогов реабилитационного центра в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей и взрослых.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в системе образования, выделяет несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Инструктор по физической культуре близки к физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие воспитанников. К ним относятся: тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различают следующие технологии :

• стимулирующие позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки;

• защитно-профилактические заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;

• компенсаторно-нейтрализующие - это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности занятий;

информационно-обучающие технологии обеспечивают воспитанникам уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

• средства двигательной направленности физические упражнения (физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др. ;

• оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе);

• гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления).

Практика показывает, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычное занятие интересным и увлекательным. Игровая деятельность на занятиях физической культуры занимает важное место. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на занятиях дает возможность повысить у воспитанников интерес к физическим занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала воспитанников и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы на занятиях могут нести ряд функций:

обучающая;

• воспитательная;

коррекционно-развивающая;

психотехническая;

• коммуникативная;

• развлекательная;

• релаксационная.

Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем реабилитационном центре для несовершеннолетних :

• Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

• Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Для реализации этих принципов используется комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего реабилитационного периода.

Принципы, лежащие в формировании единства:

• Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.

• Принцип формирования осмысленной моторики – становится произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.

• Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы.

• Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Важным условием здоровьесбережения и здоровьеформирования является организация систематического мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности. Следующее условие – поэтапное развивающее взаимодействие с ребёнком педагогов, специалистов. В этом процессе мы создаём опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Организовываем умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.

• В своей работе с детьми с речевыми нарушениями я использую современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата.

• Тщательно продумываются условия реализации технологий, предметная среда, необходимые атрибуты, материалы и оборудование.

• Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

Использование презентаций на занятиях позволяет более подробно и наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движение можно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление воспитанников о технике двигательных действий.

С помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

Создание флеш-презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать помощниками инструктору по физической работе. Такой материал может быть использован также воспитателем при проведении утренней зарядки.

В нашем реабилитационном центре физкультурно-оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:

1. В процессе непосредственно — общеобразовательной деятельности активизируются разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.

2. Используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.

3. Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности.

4. В течение всей деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим

В своей работе использую следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие общеобразовательные технологии :

Виды здоровьесберегающих технологий. Время проведения в режиме дня; возраст детей. Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Подвижные и спортивные игры

Как часть непосредственно-общеобразовательной деятельности, на прогулке, ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.

2. Физкультурные минутки. Во время непосредственно-общеобразовательной деятельности 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления

3. Пальчиковая гимнастика. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно. Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

4. Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса.

5. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка.

7. Динамические паузы. Во время непосредственно-общеобразовательной деятельности и между 2-5минут по мере утомляемости в виде игр. Между непосредственно-общеобразовательной деятельности в виде танцевальных движений, элементов релаксации.

8. Ритмопластика

На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время непосредственно-общеобразовательной деятельности. Ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой.

9. Логоритмика

Как часть непосредственно-общеобразовательной деятельности Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение».

10. Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ инструктора.

11. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие.

12. Релаксация

В любом подходящем помещении.

В зависимости от состояния детей и целей, инструктора определяет интенсивность технологии.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1. Непосредственно – общеобразовательная деятельность 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

2. Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

3. Технология валеологической направленности. Серия игровых занятий «Азы здоровья» — 1 раз в неделю по 30 мин.

Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства

5. Проектная деятельность

По мере планирования. Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

3. Коррекционные технологии

1. Кинезиологическая гимнастика. Во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-общеобразовательной деятельности. Активизируют межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

2. Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

3. Психогимнастика (мимика и пантомимика) В процессе непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Структура внедрения комплексной системы коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих технологий.

• Подготовительный этап

• Практический этап

• Аналитический этап

Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:

1. Картотеки оздоровительных игр.

2. Составлены оздоровительные комплексы:

• дыхательной гимнастики;

• пальчиковой гимнастики;

• кинезиологической гимнастики;

• игровых упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

4. Картотека подвижных игр с речевым проговариванием.

Заключение

Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность в коррекционно-развивающей работе, формирует у инструктора и воспитателей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития воспитанников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Публикации по теме:

«А ты против». Деловая игра по профилактике наркомании в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Актуальность: Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную.

Фотоотчет о работе в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Чудеса аппликации»Фотоотчет о работе в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Чудеса аппликации» В Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Тополек" я веду кружек "Чудеса аппликации". В работе кружка участвуют ребята.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Открытое занятие в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиОткрытое занятие в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Новый год и Рождество Христово - светлые, добрые праздники, любимые с детства. В эти светлые дни принято дарить тепло и радость, особенно.

Презентация «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» В презентации описаны технологии развивающего обучения, основной целью которых является развитие элементарных математических представлений.

Социальный проект «Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре» МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского.

Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре ГКУ СО КК «Ейский СРЦРН» педагог-психолог Величко Т. Г. Тема: «Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками».

«Тепло родного очага». Сценарий праздничного мероприятия, посвященного Дню семьи, в социально-реабилитационном центре Ребенок 1: Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра, Весна нам дарит звонкий праздник, И главный гость на нем – Семья! Ребенок.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Конспект воспитательского часа в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Доброе слово что ясный день» Подготовила: воспитатель Бородинова Юлия Евгеньевна Цель: Показать ценность и значимость доброты. Задачи: 1. Учить детей выделять нравственную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии коррекционно-развивающего обучения по физкультуре в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 12:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД