Приложение МААМ

Методические рекомендации для родителей по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Марина Дранишникова
Методические рекомендации для родителей по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

У людей, живущих в современном мире множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, почвы, воды… погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Чтобы вырастить новое поколение людей бережно и осознанно относящихся к природе необходимо начинать экологическое образование и воспитание с детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Публикация «Методические рекомендации для родителей по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Только видя перед собой пример бережного отношения родителей к окружающей среде, ребенок начнет относиться к ней так же. Дорогие родители, помните, пожалуйста, что можно десятки раз говорить о том, что природу загрязнять нельзя, но приехав на пикник и не убрав за собой место отдыха, мы взрослые одним действием можем перечеркнуть всю предварительную «говорильню» и о бережном отношении к природе. Будьте внимательны к своим поступкам и своим словам, помните, что ребенка нельзя обмануть, потому что он живет не услышанными когда-то словами, а пережитыми событиями. Невозможно привить любовь к природе, не любя ее искренне.

Но искусству любви к природе можно и нужно учиться, хотя бы для того чтобы не покупать чистый воздух в резервуарах, ведь воду-то мы с вами уже покупаем. Еще лет десять пятнадцать кто-нибудь сказал бы об этом, многие из нас бы не поверили.

Давайте вместе педагоги и родители позаботимся о нашем будущем и будущем наших детей. Начнем с простого: познакомим их с явлениями и объектами ближайшего окружения, т. е. природой наших мест. С растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т. д. ребенку важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом важно не перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний, а нам известно, что развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний о ее объектах, а представление об основных закономерностях природы.

Так хочется надеяться, что наши совместные усилия по воспитанию экологической культуры ребенка не пройдут бесследно, и в наших детях мы сможем воспитать эмоциональное, бережное отношение к природе и окружающему миру. Научим видеть его красоту, сопереживать животным и растениям. Привьем желание предпринимать определенные действия по сохранению и улучшению окружающей среды.

С этой целью мною были разработаны методические рекомендации для родителей по формированию у детей экологической культуры, которые могут быть использованы и педагогами как в форме беседы на прогулках с детьми, так и в форме специально организованной образовательной деятельности.

«Божья коровка, улети на небко».

Вот и наступил месяц май. Как радуют глаз первые бабочки: крапивницы, лимонницы. Помните детскую забаву, поймав божью коровку мы предлагали ей улететь, приговаривая «Божья коровка, улети на небко…». И ведь наши дети проделывают то же самое, не стареет детская присказка. Увидев эту картину, мы взрослые можем рассказать малышу много интересного. Попробуйте начать подобным образом:

«Знаешь ли ты, малыш, что божьи коровки, бабочки, стрекозы, муравьи, шмели и пчелы – животные? Они являются самыми древними и многочисленными обитателями нашей планеты Земля. А появились они около 250 миллионов лет назад.

У всех насекомых 6 ног, а тело состоит из трех частей: головы, на которой находятся два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенный период времени появляются крылья.

Большинство насекомых питаются молодой листвой, стеблями и побегами растений. Есть и такие, которые грызут корни и древесину деревьев, портят посевы – они называются вредителями. С ними хорошо справляются наши крылатые помощники – птицы.

Но не все насекомые являются вредителями. Известные тебе божьи коровки, муравьи, бабочки, пчелы, стрекозы и многие другие насекомые приносят пользу растениям и людям.

Божьи коровки уничтожают вредных тлей.

Стрекозы на лету ловят разносчиков болезней – мух и комаров.

Муравьи являются «санитарами леса», а так же переносят семена растений, тем самым способствуя их расселению.

Бабочки и шмели опыляют растения.

Пчелы дают людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи и целебное вещество – прополис.

Гуляя по цветущему лугу не пытайся поймать красивую бабочку или стрекозу, легкокрылого мотылька или жука – солдатика. Лучше понаблюдай за ними, и ты узнаешь много интересного о жизни этих хлопотливых маленьких обитателях нашей планеты».

А в следующий раз я расскажу тебе о том, почему птицы летом не поют….

Почему летом птицы не поют?

Начинается лето – пора отпусков и активного отдыха на природе. Как хочется выехать из душного города на природу: к реке, в лес. И, конечно же, порадовать ребенка пребыванием на свежем воздухе целый день. Отправляясь в лес, попробуйте задать ребенку вопрос: «Почему летом птицы не поют?». Нельзя конечно сказать, что они не поют вообще, но если вы до этого месяца уже бывали в лесу, то наверное заметили, что пение их заметно попритихло. Так кое-где можно услышать разрозненное чириканье, или голос кукушки.

Не спешите рассказать ребенку, почему так происходит, дайте ему возможность поразмышлять, проанализировать, задавайте наводящие вопросы, подтолкните его к выводу и самостоятельному открытию. Ведь из той информации, которую мы услышали, забывается 80 %, а то, что мы открыли сами, мы будем помнить всю жизнь. А вот с какого вопроса можно начать беседу с ребенком: «знаешь ли, ты малыш, в какое время года прилетают в наши перелетные птицы? Ну конечно же, весной. Как ты думаешь, почему именно весной? Не торопитесь заваливать его энциклопедической информацией, наверняка он сам сможет догадаться, что с приходом весны появляются насекомые, и теперь птицам есть чем питаться. Вот теперь вы можете рассказать ребенку о том, что «…самцы прилетают раньше самок. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи» (Ю. Дмитриев).

В весенних лесах слышится звонкий веселый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнезда, устилают их перьями. Скоро в птичьих теремках появятся яички. Каждой птице надо летом торопиться: отложила яйца – высиживай, высидела птенцов – воспитывай, учи летать. Ведь каждый птенец должен к концу лета стать самостоятельным и жить своим умишком. Потому-то летом птицам не до песен: знай, таскают корм в гнезда и потчуют своих деток. И ласточке и горихвостке приходится отправляться на охоту раз по триста – четыреста в день, не меньше. За один только день они тысячу километров пролетают.

У дятлов от бесконечного лазанья с кормом в клюве к птенцам в дупла перья истерлись, пообтрепались, что и не узнать: оборванцы оборванцами! Зато сами птенцы щеголи: сидит этакий модник – недоросль на краешке дупла и криком кричит – есть без конца просит. До песен ли им бедным.

И только кукушку летом в лесу часто услышать можно, как ты думаешь, малыш, почему?»

А в следующий раз я расскажу вам о том, почему плачет клен…

Почему плачет клен?

Вот и наступил последний месяц лета – август. В этом году он выдался особенно жарким. Может быть, именно поэтому, спасаясь от городской жары, мы стремимся выехать на природу: к водоему, в лес. Чтобы отдых был интересен не только вам, но и вашим детям расскажите им о деревьях, которые вы увидите вместе, помните, пожалуйста, что ничто так не сближает как совместно пережитые эмоции. Можно по-разному смотреть на одно и тоже дерево, на один и тот же куст. Можно пройти мимо и не заметить красоты появившегося первого желтого листочка на березе, а можно…

Обратите внимание своего ребенка на первую красавицу в русском лесу – березу. Предложите ребенку самостоятельно описать ее. Пусть он самостоятельно скажет какая она высокая, стройная, кудрявая… Если малыш затрудняется, помогите ему. Рассмотрите, какие у большущего, чуть не с пятиэтажный дом, дерева семена-крылатки совсем малюсенькие. Сеятель-ветер разносит их далеко-далеко. И первыми на местах, где лес вырублен, всегда вырастают именно березки.

Посмотрите на осину. Странное дерево – его листва на глазах меняет цвет: то осина зеленая, то серебристо – серая. Оказывается, это проделки ветра: сверху-то осиновый лист - зеленый, а снизу – серебристый. Из-за ветра, как хамелеон, меняет окраску! Есть такая поговорка: «Дрожит как осиновый лист». Посмотришь – и впрямь все время дрожат осиновые листочки. Только не от страха, все проще: у осиновых листьев совсем тоненькие черешки – вот листья и дрожат- шевелятся от малейшего ветерка. Пригните осторожно веточку к земле, дайте ребенку возможность рассмотреть и запомнить, как выглядит листочек осины.

У клена лист как будто вырезан ножницами. И еще может показаться, будто клен плачет – с листьев капает. Кто-то обидел дерево? Нет, это из него выходит лишняя влага. Оказывается, так бывает перед дождем, когда сам воздух влажен. Так что клен умеет предсказывать погоду: заплакал – жди дождя. Симпатичные «кленовые носики» - его семена. Они, кружась, летают на своих крылышках, как игрушечные вертолетики.

Дуб – настоящий лесной богатырь, намного крепче других деревьев. Когда-то из дуба делали боевые дубинки – палицы; выдалбливали челны и плыли на них по рекам до самого синего моря. Рассмотрите, какие красивые и запоминающиеся у него листья.

Ель и сосна - вечно зеленые, смолистые, и вместо листьев у того и у другого колючие хвоинки. Только у сосны – длинные, а у елки – короткие. На обоих деревьях растут шишки (в них прячутся семена). У елки они длинные, а у сосны – шишки коротышки. Лес, где растут одни ели – ельник. Лес, где сплошь сосны – бор.

Рассматривая и рассказывая ребенку о деревьях, вы получите огромное удовольствие, видя пытливый огонек в его глазах, но еще большее удовольствие вы испытаете, когда по возвращении домой малыш будет рассказывать об увиденном своим бабушкам и дедушкам или товарищам по игровой площадке. Не прерывайте его, дослушайте, а еще лучше задайте дополнительные вопросы. Ведь человек усваивает больше информации, если проговорит ее в устной речи.

Не жалейте осенью труда – впереди снега и холода!

Вот уже и сентябрь - первый месяц осени. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно – красные на осинах, закружились в воздухе опадающие листья, словно нетерпится деревьям и кустарникам пышное летнее убранство обронить. Именно в этом месяце дорогие родители у вас есть уникальная возможность сравнить и выявить различия в цвете летних и осенних листьев. Попросите ребенка самостоятельно назвать деревья, с которых упал каждый листочек, ведь этому мы его уже научили.

Кстати осень поменяла не только убор леса, но и жизнь всех его обитателей. Спросите ребенка, как он думает, почему некоторые птицы торопятся улететь в теплые края? Если у него не получится сразу ответить на ваш вопрос, задайте ему наводящий. Чем питаются птицы? Как и где они добывают корм? Что случится, когда выпадет снег? И вот ваш малыш делает новое самостоятельное открытие, посмотрите, как горят его глаза. А вот синица на зиму не улетают. Собравшись в стаи они поют, свистят, перекликаются, заглядывают во все щели и трещинки, доставая оттуда яички и личинки насекомых, тлей, жучков-короедов. Кочуя по лесу, по опушкам, синицы все чаще приближаются к человеческому жилью. Почему? Вот и еще одно открытие на подходе.

Кое кто из запасливых четвероногих впрок набивает припасами свои кладовые. Кому-то приходится срочно ремонтировать прохудившееся жилье. Зайцы, лисы и прочие сами утепляются: меняют летнюю одежку на зимнюю. Не забывают они поменять и окраску? К чему им такая маскировка?

Крот чистит подземные галереи, белка сушит грибы.

Ящерицы, змеи забились на зиму под кучи хвороста, под груды опавших листьев, выбираются оттуда все реже и реже, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму.

Летучие мыши, те на зимовку в дупла старых деревьев, в темные пещеры прячутся. Завернутся, как в одеяло, в собственные крылья-перепонки, зацепятся за что-нибудь коготками и повиснут вниз головой. Спокойной ночи!

Рыбы забираются на зимовку в глубокие омуты (в подводные ямы). Вероятно, им там дремать теплее.

А вот она, основная примета осени – этой сырой, неуютной поры: тихо кружатся и безмолвно падают с деревьев на землю золотистые и багряные листья. Кто же их срывает? Вероятно, ребенок предположит, что это проделывает ветер, но обратите его внимание на то, что даже в безветренную погоду листопад продолжается. Расскажите ребенку, что с осени до самой весны листья деревьям попросту ни к чему, они свое отработали – все лето напролет кормили, поили деревья. А осенью, когда деревья начинают засыпать и не в еде, ни в воде до теплой поры не нуждаются, наступает время листопада.

Само дерево, всеми своими ветками, так и отталкивает от себя желтые, отмершие листья. В том месте, где каждый листик держится за ветку, нарастает что-то вроде непроходимой стенки. Вот уж листику не за что держаться, и он сам собой отламывается и, кружась, падает. Подует ветер – дерево еще быстрее избавляется от пожелтевшего наряда. Кстати, опавшей листве предстоит напоследок сослужить дереву еще одну службу, и не только ему: она желтым одеялом укроет от мороза и древесные корни, и приготовившеюся зимовать траву. А перегниет листва – почва под деревом станет от перегноя еще плодороднее. Вот и выходит, что в природе ничего случайно, просто так не происходит. А случись вдруг чудо: вовремя не сбрось дерево листву – жди беды: студеной порой зимующие листья примутся по-кошачьи цепко удерживать нападавший снег – на ветках нарастут громадные белые шапки. Разве дереву справится с такой тяжестью? В конце концов, ветки сломаются и оно погибнет, а так, без листвы, снег соскользнет на землю, и налегке дерево благополучно перезимует.

Спокойной ночи

Кажется, еще вчера осень справляла новоселье, а сегодня оглянись-ка вокруг: мягко стелет, да жестко спать. Октябрь начался с резкого понижения температуры воздуха. Разбойный ветер кусты за вихры дерет. В лесу гул, стон, валится сухостой. Достиг своего ветер: косо зачертил липкий снег. Таков октябрь: когда чем кроет землю – когда листком, когда снежком. Все чаще нас стало интересовать состояние погоды на сегодня, завтра, на предстоящую неделю. И от ребенка 4 – 5 лет можно часто услышать вопрос, «Какая сегодня погода?».

- Сегодня тепло, - отвечают родители, - ярко светит солнышко, дождя и ветра нет.

А бывает и по другому.

- Сегодня холодно, - говорят мама и папа, - небо закрыто серыми облаками, идет дождь и дует сильный ветер. Иногда родители говорят просто :

- Сегодня хорошая погода. Или наоборот.

Но как же ответить правильно на вопрос ребенка, если он или она спросят, мама, или папа, а что такое погода? Что он в состоянии понять в этом возрасте.

Для начала предложите ребенку самому объяснить, как он себе представляет значение этого термина. Ну а потом, мудро согласившись с его мнением, внесите коррективы в это понятие, если они потребуются. В этом возрасте важно давать ребенку точную, пусть не научную, но все таки, достоверную информацию. Очень важно как вы это преподнесете. Будет ли ребенку интересно, или он уже через пять минут забудет, что задавал вам этот вопрос. Важно объяснить ребенку не только значение термина «погода», но и ее влияние на взаимосвязь в живой и неживой природе. Расскажите ребенку, что погода – это сочетание температуры воздуха (холодно, тепло, жарко, облачности (ясно – небо чистое, светит солнце; переменная облачность – на небе много облаков, они закрывают солнце; пасмурно – небо затянуто облаками, солнца не видно); осадков (дождь, снег); ветра (сильный, порывистый, слабый). Все эти процессы вызываются изменением состояния воздуха, окружающего Землю, его нагреванием или охлаждением. Солнце нагревает Землю и воздух. Некоторые части земли получают больше солнечных лучей, поэтому там теплее. Погода играет исключительно важную роль в жизни всего живого на земле. А теперь предложите своему малышу подумать и рассказать, как именно погода влияет на эти явления и насколько может человек регулировать этот процесс. Например, стоит жаркая погода – что может лучше для купания в реке? Но вот для урожая такая жара может оказаться губительной. Много снега – великолепно для лыж, но попробуй добраться куда-нибудь в снегопад. Состояние погоды влияет и на поведение человека. Плохая погода может отправлению поездов и самолетов, уничтожить урожай или сделать невозможной работу на открытом воздухе. С приходом осени изменился температурный режим и следовательно изменилась и наша одежда, спросите ребенка какой она стала? Будьте уверены, что такие взаимосвязи дети способны установить уже в трех летнем возрасте, при условии, конечно, что вы обращаете внимание своего ребенка на такие особенности.

- А как дикие звери приспособились к холодам? Многие животные защищаются от холодной зимы тем, что проводят ее во сне. Такое поведение называется зимней спячкой. Медведи, барсуки, ежи при подготовке к спячке наедаются досыта. Зайцы, лисы, волки и прочие сами утепляются: меняют летнюю одежку на зимнюю. Ящерицы и змеи спят в подземных норах, под кучами хвороста, под грудами опавших листьев. А летучие мыши предпочитают для спячки пещеры или дуплистые деревья. Завернуться, как в одеяло, в собственные крылья перепонки, зацепятся за что-нибудь коготками и повиснут вниз головой. Так и проспят до весны. Лягушек тоже больше до весны не встретишь, эти – бултых! – на самое дно, зарылись в тину – и молчок. Рыбы забираются в глубокие омуты (в подводные ямы). Вероятно, им там дремать теплее. Одним словом грустные наступают деньки, хотя как сказано в наших знаменитых стихах, и «очей очарование» и щедрое богатство осенних красок!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 13:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дранишникова (УИ 49486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД