Евгения Самохина
Методические рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми «Ознакомление и уход за комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
1.2 Методы и приемы формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними.
Передача экологических знаний — это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателями личностно-ориентированных методов работы с детьми, ярким проявлением этого является деятельность ребенка. Присутствие в ней элементов экологической информации служит показателем отношения ребенка к миру природы, вещей, к людям, себе. Отношение детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми „Ознакомление и уход за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Наряду с наблюдениями за комнатными растениями вне занятий проводятся специальные занятия - например сравнение комнатных растений, резко отличающихся не только по форме и цвету листьев, строению стебля, цветков, но и по уходу за ними (фикуса — алоэ, аспидистры — традесканции, фикуса — герани и др., экскурсии в ботанический сад, цветочный магазин, беседы, викторины о комнатных растениях и др.
Знания о комнатных растениях включают в себя :
- накопление опыта самостоятельного, дружеского общения с живыми существами;
- интерес к особенностям жизнедеятельности живого организма : его самочувствию, приспособлению к среде, росту и развитию. Возникновение разнообразных вопросов, суждений, предположений;
- радость от хорошего самочувствия живого объекта в естественной для него среде или аналогичных условиях, созданных человеком;
- беспокойство при нарушении условий обитания живого, роста и развития, целостности организма. Стремление исправить неблагоприятное состояние живого существа;
- нарастание осознанности отношения к живому в разных видах деятельности: учет связей строения, приспособления, роста и развития организма; его дифференцированных потребностей; своеобразия сезонного состояния животных и растений; особенностей растущего живого существа. Выполнение известных видов труда по уходу за животными и растениями, их выращиванию. Удовольствие от собственной своевременной и необходимой помощи другим живым;
- сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к животным, растениям и сверстникам.
Именно по отношению к 5-7 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, и стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Доказано, что в 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предмет по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. У дошкольников наблюдается переход познания на более высокую ступень.
Но следует отменить, что многие педагоги обращают внимание детей, прежде всего, на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяя растительным объектам живой природы, возможно, из-за небольшого количества привлекательных для детей методик знакомства с растениями.
Ознакомление дошкольников с растительным миром природы предполагается в той мере, чтобы можно было сформировать обобщенные умения самостоятельно рассматривать различные объекты и производить с ними простые преобразования, чтобы иметь достаточно полное и правильное представление, как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях. А это в свою очередь приводит к необходимости научить дошкольников выделять соответствующие свойства рассматриваемого объекта и обращать внимание на - те параметры явлений или предметов, которые их характеризуют.
Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Существенно важно, что ребёнок начнёт подходить к пониманиям явлений с правильных научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о развитии растений и принципах их протекания. А именно принцип научности и достоверности является основным при отборе содержания экологического образования дошкольников.
Как было сказано выше : результаты современных психологических и педагогических исследований /Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А Ветлугина, Н. Н. Подъяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савелков, Г. И. Щукина и др. / показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познавательными предметами, объектами.
Анализ общеобразовательных программ позволил выявит тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание формирования бережного отношения к комнатным растениям у детей старшего дошкольного возраста в процессе ухода за ними, что не позволяет практикам реализовать образовательную программу в полной мере, а с другой реализовать стандарт.
Интерес к растениям, желание за ними ухаживать формируются у детей успешнее, если работа в уголке природы сочетается с получением новых знаний. Источником знаний, кроме занятий, могут служить рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, особенно в тех случаях, когда они связываются с наблюдениями за ростом и развитием растений. Так же полезно использовать загадки. Последнее из названных занятий целесообразно проводить с детьми только тогда, когда у них есть достаточный запас знаний о комнатных растениях, навыки по уходу за ними.
Начинать эту работу необходимо с того, что сам педагог тщательно изучает литературу по методике ознакомления детей с природой, по организации их трудовой деятельности, специальную литературу, статьи об опыте работы детских садов. С этой целью для воспитателей можно организовать семинар-практикум.
Затем с детьми проводиться занятие-беседа о дежурстве в уголке природы, о самостоятельном распределении обязанностей: кто будет поливать растения, протирать листья, рыхлить землю, заниматься посадкой и пересадкой. Обратить внимание детей на то, что они должны начинать работу самостоятельно, не ждать указаний воспитателя. Разъяснить, как важен и необходим уход за растениями для правильного роста и развития.
Новые приемы ухода за растениями полностью выполняются воспитателем в присутствии детей. При этом воспитатели ставит цель не только познакомить их со способами работы, но и вызвать у детей желание выращивать их, ухаживать за ними, воспитывали бережное отношение к ним.
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.
Формирования мотива бережного отношения к комнатным растениям в процессе ухода за ними проходит несколько этапов.
На первом этапе детям показывают потребность комнатных растений в каждом факторе внешней среды отдельно, они усваивают: растениям нужны вода, тепло, свет, питательная почва. На следующем этапе рассматривается одновременно весь комплекс условий, необходимых для жизни растений, — дети учатся понимать, что нельзя полить цветок, но не позаботиться о том, чтобы ему было тепло и светло.
Следующий этап — ознакомление детей с сезонной жизнью растений, растущих в группе, с позиций обобщенных знаний о потребностях любых растений в комплексе факторов внешней среды. Дошкольники должны видеть разное состояние комнатных растений, с ними проводиться обсуждение: чего в данный момент не хватает растениям, почему они пришли в такое состояние.
Дальнейшее углубление идет в направлении освоения детьми дифференцированных потребностей разных растений в разных факторах среды (в тепле, свете, влаге, почве) : одним комнатным растениям нужно больше влаги, другим — меньше или совсем мало; одни растения нуждаются в большом количестве света, любят стоять на солнце, другие — от него страдают, им больше подходит северная сторона и т. д. Дошкольникам показывают: правильный уход за растениями, выращиваемыми в помещении, может быть осуществлен только с учетом их индивидуальных потребностей в разных факторах среды.
На последнем этапе дошкольникам показывается наиболее сложное проявление общей зависимости — жизнь растений в сообществе, раскрыто средообразующее влияние одних растений на другие, т. е. была продемонстрирована биоценологическая зависимость растительных сообществ, существующих повсеместно в природе. Дети должны понять связь из трех звеньев: растение — среда — растение. Состояние и жизнедеятельность конкретного растения, входящего в состав фитоценоза (раздельного сообщества, рассматриваются не только в связи с факторами неживой природы, но и в связи с характером влияния других растений, составляющих данное растительное сообщество.
Таким образом старшие дошкольники могут усвоить экологическую зависимость жизни растений от факторов внешней среды и на основе этих знаний понять жизнь растений в сообществе.
Чтобы научить детей правильному уходу за растениями в детском саду ребенок должен постоянно находится в окружении живой природы: в каждой группе создаются природные уголки, которые включают в себя различные образцы комнатных растений. Воспитатели ежедневно обучают детей уходу за растениями, наблюдению и изучению особенностей их развития.
В воспитании у детей трудолюбия, любви к природе важна преемственность в работе детского сада и семьи. Чтобы родители стали помощниками в деле воспитания трудолюбия у детей, надо заинтересовать их, показать, что дети могут серьезно трудиться, рассказать о значении труда в природе для развития и воспитания нравственных качеств личности.
Любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, стремится к ее улучшению, к бережному отношению.