Приложение МААМ

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией

Виктория Кожина
Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

На основании анализа методической литературы по проблеме, были разработаны рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрии.

Логопедическая работа носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием фонематического слуха и восприятия. Работа проводится поэтапно.

На подготовительном этапе решаются педагогические и логопедические задачи.

Публикация «Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах

Педагогические задачи: создание мотивации к преодолению речевого дефекта, формирование осознанного отношения к занятиям, усвоение правил поведения на занятиях, развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Специальные логопедические задачи:

1. Коррекция звукопроизношения;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие фонематического анализа;

4. Формирование навыка синтеза звуков;

5. Формирование фонематических представлений.

1. Коррекция звукопроизношения.

Этапы обучения правильному звукопроизношению у детей со стертой дизартрией включают :

1 этап - подготовительный, на этом этапе проводится подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает в себя шесть направлений:

• Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры.

• Нормализация моторики артикуляторного аппарата.

• Нормализация голоса и речевого дыхания.

• Нормализация просодики.

• Нормализация мелкой моторики рук.

Упражнения артикуляционной гимнастики, делят на два вида:

Статические и динамические. Каждое упражнение имеет условное название. Дети проявляют интерес к названию, поэтому легче запоминают упражнение.

«Часики»

Наш весёлый язычок На часы взглянул – идут

Повернулся на бочок. Тик – так, тик – так!

«Маляр»

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели.

«Горка»

Чок –чок, чок – чок, Сделал я уборку,

Я Весёлый Язычок А теперь - горку!

«Лопаточка»

Чок –чок, чок –чок Побегу теперь в кровать

Я Весёлый Язычок Отдыхать изасыпать.

«Лягушка улыбается»

Тянуть губы прямо к ушкам Улыбаются, смеются,

Очень нравится лягушкам. А глаза у них, как блюдца.

«Хоботок»

Подражаю я слону: Подудеть в неё мы сможем

Губы хоботком тяну. Ду – ду – ду, ду –ду –ду!

И на трубочку похожи

Развитие речевого дыхания так же проводятся в игровой форм. Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони, «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты, «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев,«Свечка» (задувание свечи, «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек). Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитее правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.

Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а, «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.

Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па», «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп», «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т. д. ;

Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».

• Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

2 этап – постановка звука. При постановки используют 3 способа.

Первый способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука [ч] или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею.

Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами для звука [ш], вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка для звука [р] палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску.

Третий способ - смешанный основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук.

3 этап - закрепление и автоматизация звуков. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным, затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах. Для автоматизации звука используют приемы сопряженного проговаривания отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок).

Дифференциация звуков.

С детьми проводится постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем, в слогах, словах, предложениях, чистогворках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

2. Развитие фонематического восприятия.

1 этап - узнавание неречевых звуков.

Задачи:

- развитие слухового внимания

-развитие слуховой памяти

Примерные задания:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Игра «В мире звуков»

Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т. д.)

Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

2 этап - различение высоты, тембра голоса.

Задачи:

-обучение детей различать высоту, силу и тембр голоса.

Примерные упражнения:

Игра «Большой, средний, маленький»

Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Игра «Улиточка»

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает.

3 этап - различение слов близких по звуковому составу.

Задачи:

- обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками;

- обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся только одним звуком.

Примерные упражнения:

«Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай» :

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;

баман, панан, банан, ваван, баван;

танки, фанки, шанки, танки, сянки;

витанин, митавин, фитамин, витамин;

бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;

птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;

квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

«Покажи, где, например, лук - люк».

[п - б, п' - б'] : почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил;

[т - д, т' - д'] : тачка - дачка, тоска - доска, подушка - кадушка, тина - Дина;

[к - г, к' - г'] : класс - глаз, кора - гора, калька - галька, кит - гид, крот - грот;

[ф - в] : Фаня - Ваня, сова - софа;

[л - в, л' - в'] : лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок;

[л - и, л' - й] : галка - гайка, стол - стой, галька - гайка; [р - л] : рожки - ложки;

[p - л'] : роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, марина - малина;

[с - з] : суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза;

[с - ц] : свет - цвет, лиса - лица;

[ш - ж] : шар - жар, Луша - лужа;

[ч - щ] : челка - щелка, плач - плащ, дочь - дождь;

[ч - ш] : чурка - Шурка, кочка - кошка;

[ч - т'] : челка - телка, печка - Петька, речка - редька;

[с - ш] : каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;

[с - ж] : сук - жук, сыр - жир, усы - уши;

[с - щ] : лес - лещ, плюс - плющ;

[з - ж] : роза - рожа, луза - лужа;

[м - м'] : Мишка - мышка;

[л - л'] : ел - ель, Юля - юла.

Игра "Не ошибись"

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака".

4 этап - дифференциация слогов.

Задачи:

- научить детей дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком;

- научить детей дифференцировать слоги различающиеся гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.

Примерные упражнения:

«Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

на-на-на-па

ка-ка-га-ка

«Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.

«Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да-та-да

ба-па-ба

га-ка-га

та-да-та

па-ба-па

ка-га-ка

са-ша-са

за-са-за

ца-са-ца

ша-са-ша

са-за-са

са-ца-са

жа-ша-жа

ча-тя-ча

ща-ча-ща

ша-жа-ша

тя-ча-тя

ча-ща-ча

ра-ла-ра

ла-ра-ла

«Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва

5этап - дифференциация фонем.

Задачи:

- научить детей различать фонемы;

- научить детей различать правильно и дефектно произнесенный звук своей или чужой речи;

-научить детей дифференцировать акустически далекие и близкие звуки;

- дифференциация звуков несмешиваемых и смешиваемых в произношении.

Звук выделяют интонацией, постепенно опору на интонацию убирают. Работа начинается с дифференциации гласных звуков.

Детям раздают картинки: поезд, девочка, птичка.

Логопед говорит: Поезд –у –у –у

Девочка – а –а – а

Птичка –и – и – и

Логопед произносит звуки, сначала протяжно, затем коротко, дети поднимают соответствующие картинки. Затем картинки заменяют на фишки разного размера (цвета, формы) – игра продолжается. Затем задание усложняется. «Отложи фишку, если услышишь звук [А]». Логопед произносит ряд звуков: «А –И- У – И – А». Ребёнок откладывает фишки.

Игра «Зоопарк»

Наглядный материал - картинки с изображением тигра, лисы, слона, медведя, волка.

Детям показывают картинки, уточняют, что на них нарисовано. Логопед называет картинки. Нужно в одну клетку поселить зверей, в названии которых есть звук [С], в другую клетку остальных зверей.

Игра «Магазин».

Наглядный материал: игрушки в названиях, которых есть звук [С] :

Барабан, собака, белка, кукла, кубики, автобус.

На столе расставляют игрушки. Логопед их называет. Предлагается поиграть в магазин. Логопед – продавец, ребёнок – покупатель. Нужно купить игрушку, в названии которой есть звук [С].

Логопед: «Вы хотели купить собаку?» Звук выделяется интонацией. Ребёнок отвечает «Да или нет».

Подними руку, если услышишь слово со звуком [С]

Рука, дорога, сахар, море, лес, коса, утро, сани.

Игра «Какой слог лишний?»

Са –са – са –да

Су – су –су – ну

Со – со – со – ро

«Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [С]»

Ла, ка, со, ны, ма, су, га, сы.

Игра «У кого такая картинка?»

Дети получают набор картинок:

Крыша крыса

Мишка миска

Каска кашка

Логопед называет любое слово – название: «У меня есть крыша. У кого тоже есть крыша?». Дети нужную картинку закрывают фишкой. Если ребёнок закрывает не ту картинку, ему указывают на ошибку и фишку не дают, карточку со словом не откладывают в сторону, а оставляют у себя для последующего вторичного предъявления. Выигрывает тот ребёнок, кто раньше всех правильно закроет свои картинки фишками.

Игра «Какой слог лишний?»

Са – са – са – ша шо – шо – шо – со

Шу – су – су – су сы – ши – ши –ши

Игра «Отложи фишку, если услышишь слог со звуком С»

СА – ША – ШУ – СЫ – ШО – СУ

Весь речевой материал произносит логопед, ребёнок не проговаривает, а работает с наглядным материалом, выполняет инструкции.

3. Развитие фонематического анализа.

1 этап- выделение звука на фоне слова.

Задачи:

- Определение наличия или отсутствия звука в односложных словах;

- Определение наличия или отсутствия звука в двусложных словах;

- Определение наличия или отсутствия звука в трехсложных словах;

- Определение наличия или отсутствия звука в простых словах;

- Определение наличия или отсутствия звука в словах со стечением согласных.

Примерные упражнения:

Выделение звука на фоне слова.

1. Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор.

2. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.

3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком р.

4. Придумать слова со звуком р.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук р.

Вычленение первого ударного гласного из слова

Примерные задания:

1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.

2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.

3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный а,о,у.

4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у). Предлагаются, например, картинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, угол.

5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например облако, уши.

6. односложные слова без стечения согласных из обратного, прямого открытого, закрытого слога) : ус, да, мак, сок и. т. д.

-двусложные слова, состоящие из открытого закрытого слога: сахар, повар;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: клумба, крошка, крышка.

- трё хсложные слова: паровоз, ромашка.

2 этап- вычленение первого и последнего звука из слова.

Задачи:

- Вычленение первого ударного гласного из слова;

- Вычленение первого безударного гласного из слова;

- Вычленение первого согласного из слова;

-Определение конечного согласного в слове.

Примерные задания:

1. назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Ира, Ася, Игорь, Инга.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слов: осень, астры, уши, имя, ужин, арбуз, окно, игла, урок.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: осы, иглы, окна, уши, утки, арка.

4. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (согласного).

5. Назвать в заданных словах первый (последний) звук.

6. Отобрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

7. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т. д., которые начинаются с заданного звука (заканчиваются заданным звуком).

8. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

9. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

10. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине. Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

Лото "Необычные цветы". На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

Лото "Какой первый звук?" Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

3 этап – Определение количества, последовательности и места звука в слове.

Задачи:

-определение последовательности и количества звуков в слове;

- определение места звука в слове по отношению в другим звукам;

- определение звука в слове (в начале, середине, конце).

Примерные задания:

1. Выбрать картинки, в названиях которых определённое количество звуков.

2. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак, с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы, с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

3. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

4. Определить, где слышится звук [м] - в начале, в середине или в конце слова: монета, маска, мак, дом, дым.

5. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук [л] : в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

Игра «кубик»

На гранях кубика разное количество точек. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на кубике.

4. Формирование навыка синтеза звуков.

Задачи:

- Составление слова из последовательно данных звуков, слогов;

- Составление слова из звуков (слогов, данных в разбивку.

Примерные задания:

Игра "Собери слово". Ставим на стол карточку со слогом, например "ло" ребенок должен добавить к этому слогу ещё слоги, чтобы получилось слово. Например:

ябЛОко, коЛОкол, Лодка, сЛОн.

Попросите собрать слово из 2 слогов. Затем собрать слово из 3 слогов, из 4 слогов. Собрать слово более 4 слогов.

Игра "Цепочка" - необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. Например: молоко-кошка-каша-шапка и т. д.

Игра «Рассыпанное слово». Логопед называет звуки, а ребенок должен составить из них знакомое слово.

5. Формирование фонематических представлений.

Задачи:

- Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук;

-Подбор слов с заданным звуком;

-Нахождение картинок, в названии которых заданное количество звуков;

- Подбор слов с заданным количеством звуков.

Примерные задания:

Игра «Чудесный художник». Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова.

Игра «Кто больше» Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы).

Игра «Внимательный слушатель» логопед произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

Игра «Зоркий глаз» детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

Игра «Бусы». Логопед дает ребенку бусинки и нитку, а ребенок должен нанизывая бусинку называть слово с заданным звуком.

Таким образом, рекомендации по коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией включают традиционные для логопедической практики приемы.

Публикации по теме:

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Конспект занятия по формированию зрительно-моторных функций у детей второй младшей группы «По следам Петрушки» Задачи: 1. Формировать зрительно-моторные функции у детей 3-4 лет. 2. Закреплять цвета и форму предметов. 3. Закреплять понятия «один.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе детского сада Приключения охотника Пульки и его собаки Бульки. Тема: дифференциация звуков П и П’, Б и Б’. Цели: закреплять умение различать на слух.

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации для педагогов по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников 1. Методы и приемы профилактики по преодолению агрессивности детей В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные формы.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников младшего возраста Для развития у детей музыкальных способностей существуют следующие музыкальные игры и упражнения: «Музыкальные игрушки» Динь-динь-динь-динь.

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Многие авторы, изучавшие стёртые дизартрии, обнаруживают у детей.

Темпо-ритмические нарушения речи у дошкольников с дизартрией Темпо-ритмическое нарушение это сложное психофизиологическое расстройство, нарушение плавности речи. Плавность речи связана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
Опубликовано: 15 июня 2016 в 10:31
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кожина (УИ 400851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД