Получи документы

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Наумова Наталья
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребенок с особенными возможностями здоровья?

Дети с ЗПР — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.

Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Подобранные задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся : после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первую парту, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать.

Словарный запас школьника с ЗПР отличаются бедностью, ограниченность словарного запаса в значительной степени определяются недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Для этого я создаю условия, способствующие успешному запоминанию:

• Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

• Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно;

• Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

При изучении словарных слов стараюсь использовать различные приемы и методы :

приемы зрительного запоминания : зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов ;

метод сопоставления групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы);

метод противопоставления : (например, ученик-учитель; и т. д);

метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;

• составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д;

• составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;

занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, юморесок, загадок, проведение конкурсов, викторин.

Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. Например, проводится картинный диктант по теме «Школа». Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. А затем выполняют задания по теме урока: найти и подчеркнуть слова- предметы, отвечающие на вопрос что, кто, поставьте их во множественном числе. В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, разделили на две группы, изменили число.

Работу над трудными словами я разделила на нескольких этапов.

I этап. Подготовительная работа. Группирую слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом. Такой подход к формированию блоков позволяет решить развивающую задачу, т. е. создается возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и темп продвижения каждого ученика; Подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы поговорки, тексты диктантов с изучаемыми словами, задания; Готовлю демонстрационный и раздаточный материал.

II этап. Самостоятельная деятельность ученика. Ученик готовит карточки на слова изучаемого блока; составляет индивидуальные карточки на слова, в которых допускал ошибки при контроле; оформляет творческий словарик.

Вот некоторые приемы, которые можно использовать при повторении словарных слов: письмо слов на кальке, по трафарету, самостоятельно или с комментированием; прочитать слова с таблицы орфографически, деля на слоги; устный картинный диктант: назови слово как пишем, поднимая карточку с гласной буквой; зрительный диктант: дети читают слово хором, затем оно убирается, остается картинка, записывают самостоятельно или с комментированием. Любят ученики, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или игрушка. Слова на карточках написаны с пропущенной буквой. Любят дети и такую игру: «-Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их?» Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает похвалу. Затем коллективно исправляем ошибки.

Запоминание в начальных классах играет очень важную роль, им не следует пренебрегать; а наоборот, нужна гибкая система мотивации и игровых методик, облегчающих детям запоминание. Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, карточки в устных диктантах, хоровое произношение. Очень интересно проходят мини-диктанты, загадывая загадки. Их я собираю по классам и используют на уроках, работая со словарными словами.

Словарь в загадках можно использовать как по темам, классам, алфавиту, так и в игре «Доскажи словечко». Дети не только вспоминают словарные слова, но и расширяют кругозор, знакомятся с окружающим их миром. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Игры: «Волшебные яблочки», «Собери ягоды в корзину», «Цепочка слов» и др.

Итак, словарная работа занимает очень важное место на уроке русского языка и требует от учителя постоянного поиска практического материала и приемов обучения. Задания и упражнения, систематизированные по учебным темам, ставят целью помочь учащимся с ЗПР запомнить написание слов с непроверяемым написанием, что способствует развитию их устной и письменной речи.

Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового образца, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Конспект занятия по ИЗО деятельности для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «Осеннее дерево» (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ) Задачи: • уточнить знания детей об изменениях в природе осенью; • уточнить знания.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 13:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наумова Наталья (УИ 700752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД