Наумова Наталья
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребенок с особенными возможностями здоровья?
Дети с ЗПР — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Инклюзивное образование
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.
Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Подобранные задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся : после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первую парту, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать.
Словарный запас школьника с ЗПР отличаются бедностью, ограниченность словарного запаса в значительной степени определяются недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Для этого я создаю условия, способствующие успешному запоминанию:
• Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
• Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно;
• Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
При изучении словарных слов стараюсь использовать различные приемы и методы :
• приемы зрительного запоминания : зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов ;
• метод сопоставления групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы);
• метод противопоставления : (например, ученик-учитель; и т. д);
• метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
• составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д;
• составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
• занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, юморесок, загадок, проведение конкурсов, викторин.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. Например, проводится картинный диктант по теме «Школа». Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. А затем выполняют задания по теме урока: найти и подчеркнуть слова- предметы, отвечающие на вопрос что, кто, поставьте их во множественном числе. В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, разделили на две группы, изменили число.
Работу над трудными словами я разделила на нескольких этапов.
I этап. Подготовительная работа. Группирую слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом. Такой подход к формированию блоков позволяет решить развивающую задачу, т. е. создается возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и темп продвижения каждого ученика; Подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы поговорки, тексты диктантов с изучаемыми словами, задания; Готовлю демонстрационный и раздаточный материал.
II этап. Самостоятельная деятельность ученика. Ученик готовит карточки на слова изучаемого блока; составляет индивидуальные карточки на слова, в которых допускал ошибки при контроле; оформляет творческий словарик.
Вот некоторые приемы, которые можно использовать при повторении словарных слов: письмо слов на кальке, по трафарету, самостоятельно или с комментированием; прочитать слова с таблицы орфографически, деля на слоги; устный картинный диктант: назови слово как пишем, поднимая карточку с гласной буквой; зрительный диктант: дети читают слово хором, затем оно убирается, остается картинка, записывают самостоятельно или с комментированием. Любят ученики, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или игрушка. Слова на карточках написаны с пропущенной буквой. Любят дети и такую игру: «-Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их?» Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает похвалу. Затем коллективно исправляем ошибки.
Запоминание в начальных классах играет очень важную роль, им не следует пренебрегать; а наоборот, нужна гибкая система мотивации и игровых методик, облегчающих детям запоминание. Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, карточки в устных диктантах, хоровое произношение. Очень интересно проходят мини-диктанты, загадывая загадки. Их я собираю по классам и используют на уроках, работая со словарными словами.
Словарь в загадках можно использовать как по темам, классам, алфавиту, так и в игре «Доскажи словечко». Дети не только вспоминают словарные слова, но и расширяют кругозор, знакомятся с окружающим их миром. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Игры: «Волшебные яблочки», «Собери ягоды в корзину», «Цепочка слов» и др.
Итак, словарная работа занимает очень важное место на уроке русского языка и требует от учителя постоянного поиска практического материала и приемов обучения. Задания и упражнения, систематизированные по учебным темам, ставят целью помочь учащимся с ЗПР запомнить написание слов с непроверяемым написанием, что способствует развитию их устной и письменной речи.
Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового образца, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.