Получи документы

Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии. Из опыта работы

Маргарита Михайлова
Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии. Из опыта работы

Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии. Из опыта работы.

Не для кого не секрет, что с конца ХХ века начала появляться проблема, с которой столкнулись педагоги – музыканты – резко сократилось количество детей с ярко выраженными музыкальными способностями. По статистике, в 80-х годах прошлого века, из одного класса общеобразовательной школы, музыкой занималось, как минимум, 30 % учащихся, а остальные могли, практически без проблем, воспроизвести голосом мелодию. В начале ХХI века, из одного класса общеобразовательной школы, музыкой занимается, в лучшем случае, 1-2 человека.

Публикация «Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии, Из опыта работы» размещена в разделах

Одна из важных задач, которую решает вокально-хоровая деятельность в школе – приобщение как можно большего числа детей к искусству хорового пения.

Почему эта прoблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов? Oчевидно, прежде всего потому, что кoллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Этo и развитие музыкальных спoсобностей, и фoрмирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств.

Организация хорового коллектива начинается с приёма будущих певцов. На первых уроках музыки проводится прослушивание детей 1 класса. Проверка музыкального слуха, ритма, голоса ставит своей целью не столько конкурсный отбор хористов, сколько констатацию уровня их музыкального развития и выявление их музыкальных возможностей.

Исходя из известного положения, что все способности развиваются, я беру всех желающих обучаться пению. Поэтому контингент учащихся оказывается самым разнообразным. Это дети с ярко выраженными музыкальными данными и прекрасными голосами. Но все же по состоянию голосового аппарата, по наличию музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти уровень основной массы детей бывает ниже среднего.

В свою вокально – хоровую студию я зачисляю даже так называемых «гудошников» - детей с голосовыми и слуховыми проблемами, но очень желающих заниматься в хоре. Конечно, установив за ними особое наблюдение, в последствии старюсь выяснить причины и найти пути исправления неверного интонирования. Причины фальшивой интонации могут быть различны: отсутствие внимания, неразвитый певческий диапазон, отсутствие координации между слухом и голосом.

Моя практика показала, что при регулярных хоровых занятиях, при индивидуальной работе с каждым ребенком у одних учащихся очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, а для других требуется очень много времени, терпения и такта преподавателя, применение особых методик, чтобы научить этих детей петь, то есть верно воспринимать и верно воспроизводить звук. Приятно было наблюдать, как совершенно не поющие дети (а это третья часть хора) к концу второго года обучения запели чистыми высокими голосами.

С самого начала вокально-хоровой работы хормейстеру младшего хора нужно обязательно учитывать психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. У детей 7-10 лет механизм голосообразования еще не развит, но именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования. Певческие возможности ребенка сильно ограничены, поэтому остро стоит вопрос охраны певческого голоса – петь без напряжения, негромко. Развитие и дальнейшее воспитание голоса будет идти на основе постепенного перенесения качеств, присущих примарным тонам, на весь диапазон.

Дети склонны копировать учителя, а у некоторых учеников ярко выражено стремление показать себя. Такой прием работы как подражание просто необходим на первом этапе работы с начинающими певцами. Показ педагога является очень эффективным методом работы. Но при этом следует использовать не только метод подражания «Сделай как я», но также привлекать наиболее активных и способных учеников, которые могут служить примером для подражания. И это стремление показать себя очень важно подхватить и верно направить, давая возможность проявлять детям активность и инициативность.

Для маленьких детей типична быстрая утомляемость от однообразной деятельности. В работе с малышами надо обязательно учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте. Поэтому при планировании урока необходимо переключение на разные виды деятельности – необходима частая смена заданий, песен, упражнений. К примеру, на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. И все же не следует слишком долго задерживаться на ее разучивании. Полезно взять другую песню и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми дети познакомились на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии можно вновь вернуться к первой песне и уже на более высоком музыкальном уровне доучить ее, помня, что любой навык требует времени для формирования.

Детям свойственна склонность к игре, поэтому в хоровой работе с малышами надо шире использовать привычные для детей формы деятельности – в первую очередь элементы игры, так как через игровые формы легче усваивается даже самый сложный материал. На начальном этапе именно игру и следует использовать как метод в преодолении трудностей. Но игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть кропотливой хоровой работы, требующей от начинающих хористов умения преодолевать встречающиеся трудности. А руководитель хора должен поддерживать и одобрять своих певцов, чтобы они обязательно чувствовали радость творчества от совместной работы.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал, на котором хор учится и творит. Репертуар хора должен отвечать широкому кругу художественных и учебно-воспитательных задач. Правильно подобранные произведения способствуют проявлению склонностей к хоровой деятельности, развивают и стимулируют способности и являются критерием творческого роста коллектива.

Для повышения художественно-технического уровня хора необходима индивидуальная работа с каждым из его участников, где не только проверяется и совершенствуется уровень певческих навыков и умений, но (что важнее) индивидуальный подход помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия учителя и ученика.

Есть у меня группа сольного пения, где проводится работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными. Заниматься в этой группе считается очень престижным среди ребят. Попасть в солисты стремятся все, и порой бывает трудно выбрать одного солиста, не обидев остальных желающих.

Дети приходят в хор учиться хоровому пению и получать при этом эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями и от их исполнения, от общения с руководителем хора и со своими сверстниками-единомышленниками. Дети вокально-хоровой студии очень любят и стремятся выступать, поэтому я стараюсь больше уделять внимания концертной и конкурсной деятельности. Праздничность концертной обстановки вызывает у детей интерес и большое желание выступать перед публикой, являясь колоссальным стимулом и мотивацией для дальнейшего обучения. На вокальных конкурсах разного уровня воспитанники студии получают Дипломы, чем очень гордятся.

Праздники и учебные будни, музыкальные вечера, совместные посещения концертов, конкурсы и поездки – все служит цели сплочения нашего коллектива и еще раз доказывает, что хоровое пение является важнейшей формой музыкального воспитания молодого поколения.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии. Из опыта работы
Опубликовано: 25 марта 2024 в 11:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД