Наталья Денисенко
Методические рекомендации «Способы деления дошкольников на подгруппы в образовательной и свободной деятельности«
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
«Деление детей на подгруппы в образовательной и свободной деятельности»
Вопрос деления детей на подгруппы в настоящее время является очень актуальным из-за большого количества детей в группе.
Особенно это актуально при организации образовательной деятельности детей в саду. При этом можно столкнуться с проблемой деления детей на группы : деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени.
Публикация «Методические рекомендации „Способы деления дошкольников на подгруппы в образовательной и свободной деятельности„» размещена в разделах
Выбор способа разделения детей на группы может исходить из цели образования групп, например,
o группы по уровню успеваемости- для раздачи заданий разного уровня сложности;
o группы, в которых есть воспитанники разного уровня развития, чтобы дети помогали друг другу во время образовательного процесса. При этом задания все одного уровня сложности;
o группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
o группы, объединенные по темпераменту членов;
Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений.
Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов.
Как разделить детей на группы?
-по гендерному (половому) признаку — мальчики, девочки;
-по ряду столов;
-по стороне (ребята слева, справа, в центре);
-соседи по столу;
-по просьбе воспитателя (пополам, через одного, четные-нечетные и т. д.);
-по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
-по дате рождения (четное, нечетное число);
-по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные;
-расчет по номерам (первый-второй-третий и т. д.).
Расчет делается исходя из нужного количества групп;
по считалочке;
по жребию. В корзине могут находиться:
листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих (актуально для ФЭМП);
по предмету, заранее положенному воспитанниками (по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ребенок, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для ФЭМП);
изображения животных — команды домашних и диких животных, птиц, рыб, травоядных и хищники
изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (актуально для ООМ);
названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек и т. д. ;
Внешние признаки детей: цвет одежды, цвет и проч.
Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде воспитателя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений дети разделятся на пары.
Лидеры. Воспитатель может как попросить встать лидеров групп, так и определить их одним из других способов.
Каждый лидер по очереди называет того ребенка, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные дети называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока все дети не будут разбиты на команды.
Мозаика. Детям выдаются части изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения.
В дальнейшем это изображение можно обыграть (например, при проведении физкультминутки).
Роли, предпочтения.
Например, воспитатель заранее предлагает несколько вариантов, и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (например, из литературного произведения Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон и т. д.).
Конечно, можно делить детей на группы и по желанию, однако в образовательных целях лучше разбивать детей на разные по составу группы, ведь задания могут быть всегда разными и неожиданными.
Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими детьми, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат.
Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным детям, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.