МААМ-картинки

Развитие слухового восприятия, внимания у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Зурбанова
Развитие слухового восприятия, внимания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образование

«Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

Методический сборник для педагогов

«Развитие слухового восприятия, внимания у детей старшего дошкольного возраста»

По образовательной области: «Речевое развитие»

Содержание.

1. Актуальность

Публикация «Развитие слухового восприятия, внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Картотека игр по теме: «Развитие слухового восприятия, внимания по развитию речи»

Актуальность проекта

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития; которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс. И появление речи, и развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития.

В настоящее время многие родители жалуются на то, что дети «не хотят говорить», «совсем не разговаривают», а также, многочисленные исследования специалистов подтверждает этот печальный факт - высокий уровень задержки речи у детей нынешнего поколения. Почему это происходит? Многие родители объясняют это тем, что ребенок «плохо слушает», «ленится говорить». На самом деле причин этого множество (генетическая предрасположенность, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, длительные или стремительные роды, сложный постнатальный период, увеличенное внутричерепное давление, воздействие сильных медицинских препаратов, вялость мышц рта и артикуляционного аппарата, крайне неблагоприятная обстановка в семье).

Но мне хочется остановиться на одной из важных причин возникновения задержки речевого развития - это чрезмерная слуховая и зрительная загруженность, то есть постоянное воздействие на психику ребенка технических средств (компьютера, телевизора и т. п.) в виде звукового и зрительного фона. Если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают телевизор, компьютер, радио и другие источники звуков, малыш не будет реагировать на речь, обращенную непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть и тихие минуты. Следует помнить о том, что развитие речи тесно связано с развитием слуха. Поэтому чрезмерное увлечение новейшими технологиями негативно сказывается на развитии ребенка, формировании его личности.

Развитие слуха является очень важным аспектом, так как умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом. Поэтому развитие слухового восприятия и памяти следует начинать с детьми раннего возраста.

Первоначально можно провести обследование слуха (скрининг) ребенка, чтобы исключить нарушения слуха. Для этого следует обратить внимание :

- различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых;

- есть ли интерес к звучащим игрушкам (предметам);

- реакция на крик, на громкие, резкие звуки;

- выполняет ли ребенок простейшие поручения, просьбы;

- воспринимает ли ребенок тон взрослого (ласковый - сердитый);

- отметить голосовые возможности ребенка (слишком тихий или громкий);

- плохое восприятие шепотной речи на расстоянии 6 метров (норма для ребенка в 1,5- 1,9 года);

Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти. Слуховая память – это речевые и неречевые звучания (шумы природы, бытовых предметов, голосов животных, людей, музыкальная память. По этим направлениям следует проводить работу с детьми.

Для развития речевого и неречевого слуха необходимо проводить комплексную, систематическую, последовательную работу с привлечением дидактического и наглядного материала (предметных картинок, раздаточного и словарного материала).

Направления формирования слухового восприятия

Дети до 1 года

Убедившись, что ребенок здоров, можно заняться формированием слухового восприятия :

Развитие слухового и зрительного сосредоточения на звучащем предмете;

•Различение интонации взрослого (ласковый, строгий=сердитый);

•Слушание музыкальных произведений разного характера (веселая, бодрая, быстрая, грустная, медленная);

Развитие понимания речи (с 5 месяцев фиксировать взгляд на предмете с определенным звуком, находящемся постоянно на одном и том же месте. Далее - игры усложняются.).

Дети от 1 года до 2 лет

В основе овладения умениями в этом возрасте лежит подражание, которое вызывается на эмоционально-положительном фоне:

•Угадывание направления звука;

•Узнавание неречевых звуков;

•Различение громкого и тихого звучания, ритма;

•Формирование фонематического компонента;

Развитие понимания инструкций и выполнения поручений;

Развитие слухового внимания (понимание долготы звучания).

Дети от 2 до 3 лет

Работа по формированию слухового внимания, восприятия, памяти проходит поэтапно с постепенным усложнением:

•Различение звучащих игрушек (по продолжительности, высоте, силе звучания);

•Угадывание неречевых звуков (узнавать и различать звуки по способу воспроизведения, по темпу, ритму, силе звучания);

•Различение громкого и тихого звучания (умение слушать и слышать, т. е. реагировать на слово, как на сигнал; различать качества человеческого: тембр, силу, интонации, темп, ритм, высоту звучания);

•Формирование фонематического компонента (способность воспринимать и различать звуки речи).

Дети от 3 лет и старше

Работа по развитию речевого слуха :

•Различение звучащих игрушек, угадывание неречевых звуков, различение громкого и тихого звучания (усложнение за счет количества предметов, более тонкая дифференциация близких по звучанию предметов);

Развитие восприятия и различения звуков речи, звукосочетаний, слогов, слов, близких по звучанию (отличающихся одним или несколькими звуками).

Основным залогом успеха в работе по развитию слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста является проведение занятий в игре с частыми сменами видов деятельности. Необходим яркий эмоциональный фон, красочные пособия и материалы, положительный настрой, который позволяет взрослому удерживать кратковременное внимание малыша. Игры можно усложнять и упрощать по мере необходимости.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно :

•повышается уровень речевого и неречевого слуха детей;

•облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов;

•повышается уровень познавательной активности детей.

Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Развитие слухового восприятия и памяти у ребенка дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.

Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего обуславливает тяжелые нарушения речи. У ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Развитие памяти - Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети

умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано

в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские

умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным

развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

Развитие внимания - Внимание – одна из важнейших характеристик высшей нервной деятельности человека. Головной мозг как взрослого человека, так и малыша, ежедневно подвергается «атаке» огромного количества информации. Он получает необъятное количество сигналов из внешнего мира. Мозг обладает важным инструментом для фильтрации нужной и ненужной информации – это внимание. Задачи этого «инструмента» у маленьких детей реализуются при помощи взрослых. Именно взрослые, сперва родители, потом воспитатели и учителя, способствуют развитию внимания у дошкольников. И делают это целенаправленно с помощью различных упражнений.

Родители начинают управлять и руководить вниманием ребенка еще до года. Сначала – жестом, то есть указывают на все предметы, картинки, объекты пальцем, дальше – словом, которое на первых этапах все еще подкрепляется жестами. Для трехлеток уже можно практиковать применение условных знаков – это геометрические фигуры, различные формы, цвета. В конце дошкольного периода дети способны усваивать и пользоваться общепринятыми знаками-символами, которые известны в обществе долгое время, например, знаки светофора, дорожные знаки, указатели входа-выхода.

В раннем дошкольном периоде внимание ребенка непроизвольное, им руководят внутренние потребности и внешние раздражители. Ребенок не может долгое время удерживать внимание на одном объекте. Почему? Потому что как только интерес к одному объекту удовлетворен, то начинается поиск нового интересного объекта.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.

Процесс развития восприятия.

Процесс развития восприятия начинается с самых первых дней жизни ребенка. У новорожденного в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности.

Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых и т. п.). Сталкиваясь ежедневно с определенными людьми и окружающими предметами, ребенок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Вызываемые каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.

Важное значение имеют действия младенца – захватывание предметов рукой и оперирование ими. По мере усложнения деятельности ребенка, использования все большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания, а также манипулирования вещами в различных играх у него обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений.

Оценивая основные новообразования в этой области у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет, можно отметить, что это важнейший период для развития предметного восприятия. Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов, как форма и величина. В более старшем возрасте, от 3 лет и старше, восприятие активно развивается.

1. Восприятие цвета и формы. Цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, более сильный признак – форма, по каким-либо причинам не получил сигнального значения. Однако огромную роль в выборе ведущего признака играет та задача, которая поставлена перед ребенком.

2. Восприятие целого и части. Восприятие целого и части происходит по-разному, в зависимости от того, какой предмет воспринимается ребенком – знакомый или незнакомый, какая часть выделяется для его узнавания – характерная (хобот у слона) или неспецифическая для данного объекта.

Однако достаточно часто наблюдается и такая ситуация, когда ребенок делает вывод о смысле целого (например, изображения) по одной незначительной детали (синкретизм).

3. Восприятие картинки. Дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, то есть узнавания отдельных предметов, никак не связанных между собой, к выявлению сначала их функциональных связей (что делает человек, а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей. Огромное значение имеет сам вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку– необходимо ориентировать его на осмысление сюжета картинки.

4. Восприятие пространства. Уже в раннем детстве ребенок познает величину и форму предмета путем активного действия с ним. На втором году жизни дети познают удаленность и местоположение предмета на основе мышечного (мускульно-суставного) чувства, к которому присоединяются зрительные ощущения. Функция зрительного анализатора до 3-4 лет оказывается ведущей.

Очень важно значение речи: используя слова-предлоги, слова-направления, дети осваивают пространственные координаты. Наиболее трудно детям-дошкольникам усвоить отношение «правого» и «левого», что связано с особенностью их восприятия и оценки положения собственного тела.

5. Восприятие времени. Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка.

Дети старшего и младшего дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть распределена по времени, то трех-, четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро («мы еще не завтракали») или вечер («за нами скоро придут»). Они различают день («скоро полдник») или ночь («все спят»). Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени («Утро (зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно, солнца нет»). Однако дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей.

В речи первой дифференцировкой временных категорий служит введение таких слов, как «сначала», «потом», «раньше», «позже», располагающих события согласно их реальной последовательности.

Подводя итоги, я отмечу следующее:

восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта, знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития ребенка и неотрывно от его общего умственного развития. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно, расширяя свой опыт с помощью взрослых;

• само развитие восприятия есть переход от слитного, синкретического, фрагментарного отражения детьми предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному восприятию вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях.

Картотека игр

Тема: «Развитие слухового

Восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи

1. «Где позвонили?».

Цель: Развитие слухового внимания, определение направления звука.

Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

2. «Скажи, что ты слышишь».

Цель: Развитие слухового внимания, накопление словаря.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно прослушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети отвечают целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулку.

3. «Тихо-громко!».

Цель: Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Оборудование. Бубен.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

4. «Кто что услышит?».

Цель. Развитие слухового внимания, накопление словаря.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

5. «Продавец и покупатель».

Цель. Развитие слухового внимания, развитие словаря.

Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры: Один ребенок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех – пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Предварительно нужно познакомить детей с продуктами, поместить в коробку, встряхнуть и дать возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

6. «Найди игрушку».

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

Оборудование. Кукла.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Педагог прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

7. «Где звенит?».

Цель. Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

8. «Жмурки с колокольчиком».

Цель. Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дается в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

9. «Жмурки с голосом».

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из убегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

10. «Встречайте гостей!».

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка – с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. При повторении игры можно дать гостям другие игрушки.

11. «Скажи, что звучит».

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

12. «Солнце или дождик».

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

13. «Угадай, что делать».

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

14. «Узнай по звуку».

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п).

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеРазвитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе .

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2) В рамках реализации проекта «Звуковой ручеёк», посвящённого развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней.

Игры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеИгры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе Предлагаю вашему вниманию ещё несколько игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков. Эти.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового восприятия, внимания у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 22:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие слухового восприятия, внимания у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Зурбанова (УИ 1161000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД