МААМ-картинки

Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Лариса Спехова
Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

И. П. Поляков

Строя свою «Школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что – то новое, что бы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, что бы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Публикация «Методический семинар „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Необходимо вместе с детьми присматриваться к тому, что окружает ребёнка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Актуальность:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (слайд №3).

Цель:

Сформировать у детей дошкольного возраста целостное видение мира, показать его многообразие и единство, взаимосвязь явлений, понять их, заложить основы экологических знаний, целостного отношения к природе и человеку, формировать в его сознании чуткое, внимательное, заботливое отношение к окружающему миру (слайд №4).

Задачи:

• Учить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

• Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

• Совершенствовать речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культуру чувств.

Воспитывать гуманное отношение к природе (слайд №5).

Так как под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса, поэтому передо мной стоит задача создать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.

Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

Таким образом, интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура (слайд №6).

Значительное место в ознакомлении дошкольников с окружающей средой отвожу совместной деятельности воспитателя и детей.

Модель взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста :

1. Познавательные занятия;

2. Экскурсии на природу;

3. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

4. Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок;

5. Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

6. Опытно – экспериментальная деятельность;

7. Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых (слайд №7,8).

Весьма важно вовлекать в экологическое воспитание не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней и взрослые, порой не умеющие и не желающие видеть экологические проблемы. Поэтому очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы. Человека экологически грамотного. В работе с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольника использую различные формы:

1. Анкетирование, проведение опросов;

2. Родительские собрания;

3. Консультации;

4. Семейные гостиные;

5. Участие совместно в проектной и исследовательской деятельности;

6. Фоторепортажи, домашнее видео (слайд №9,10).

Для реализации поставленных задач работала над созданием предметно пространственной среды – создала «Мини лабораторию», в оформлении которой принимали большое участие дети. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду (слайд №11).

Ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение.

Наблюдение позволяет педагогу показать:

• красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;

• особенность строения;

• циклические изменения, происходящие в природе ( семя - растение - семя: детеныш - взрослое животное - детеныш);

• связь данного предмета, объекта с окружающим миром (растение - почка; растение - вода; растение – солнце);

• результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный (красиво обрезанные деревья и изуродованные во время обрезки; мусор и растения и т. д.) (слайд №12).

В младшем возрасте проводили исследование снега:

«Какой бывает снег?

Пушистый, белый, ватный.

Какой бывает снег?

Холодный, но приятный».

А в старшем дошкольном возрасте провели конкурс «Снежинок».

(слайд №13,14)

Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если в группе круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам (насыпаю в лоток заранее подготовленной питательной земли, дети самостоятельно раскладывают луковицы на поверхности, на расстоянии 1 см. друг от друга и еще засыпают слой земли). Даю детям задание: - поливать лук через 2 дня;

- отметить день появления зелёных стрелок лука (слайд №15).

Летом наблюдали за лекарственными растениями, потом в группе изготовили гербарий из лекарственных растений и альбом «Зелёная аптека» (слайд №16).

В осеннее время дети очень любят наблюдать за листопадом. Сколько разных, ярких красок преподносит им это время года. Шелест листвы, дуновение ветерка, развивает воображение детей, даёт полёт детской фантазии (слайд №17).

Сейчас с вновь пришедшими малышами провела наблюдение за березкой, какая она стройная, тонкая, красавица, итогом наблюдения стало совместно с музыкальным руководителем развлечение «Вокруг берёзки мы танцуем» (слайд №18).

В течение своей педагогической деятельности веду мониторинг результатов диагностического обследования детей по экологическому воспитанию (слайд №19).

У детей сформировалось представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека (слайд №20).

Мне работа с детьми приносит колоссальное удовольствие, удовлетворение от всего сделанного, ведь педагог растёт до тех пор, пока учится сам! И на самом деле, ведь предела педагогического роста не существует и какими бы высокими не были поставлены цели, необходимо стремиться к ним через самосовершенствование и самопознание.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» «Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания,.

Детям о космосе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по организации экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста Так как космос это.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха,.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие.

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЕМИНАР «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» План семинара: 1. Вступительное слово. Актуальность темы семинара.

Учебно-методический комплекс по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду организуется с учетом приоритетного направления деятельности и определяется.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для экологического воспитания необходимы следующие условия: 1. Создание в группе уголка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт)Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – важная часть воспитательного процесса в МКДОУ "Новопетропавловский детском саду «Ромашка»".

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях 1 слайд. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях. 2 слайд. Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Занятие по разделу «Экологическое воспитание» для детей старшего дошкольного возраста по теме «Ознакомление с Красной книгой…» Познакомить детей с Красной книгой Ханты-Мансийского автономного округа: рассказать из каких разделов она состоит, какие представители внесены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 15:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД