Методическое пособие «Мотивации для НОД»

Галина Халиулина
Методическое пособие «Мотивации для НОД»

«Сделать серьезное занятие

для ребенка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский.

Актуальность

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотиваций принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования. Вот почему мотивация дошкольников к обучению остается, актуальной проблемой и по сей день.

Пояснительная записка

Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного

возраста является игра. Как превратить обыкновенное занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность.

Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий. Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка.

В этой методической разработке представлены типы мотивации для НОД, виды мотивации и мотивационные ситуации. Их могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных учреждений и родители.

Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивация способствует активизации детей в образовательной деятельности.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Типы мотивации

1. Игровая мотивация «Помоги игрушке», ребёнок выступает как помощник и защитник, достигает цели обучения, решает проблемы игрушек. Её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании для младшей и средней группы.

2. Мотивация помощь взрослому «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы, в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

3. Мотивация «Научи меня», основана на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Например: - Ребята, мне нужно завязать бантик. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

4. Мотивация «создание предметов своими руками для себя».

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Можно использовать в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

При выборе мотивации нужно учитывать возраст детей. В качестве мотивации каждый педагог выбирает то, что близко его

детям.

На занятиях с малышами желательно использовать игровых персонажей. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться» с детьми, «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

Виды мотивов для детей

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого.

Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений

с взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является основным условием его поведения.

Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одним из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.

Познавательные и соревновательные мотивы.

Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения

взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности.

Старший дошкольный возраст – интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.

Ребенок 3-4 лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников.

Средний и старший дошкольный возраст – стремятся выиграть, быть первым.

.Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.

Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами

только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.

Старший дошкольный возраст – осознание детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.

Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей,

принести им пользу.

Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.

Мотивационные ситуации

• Достань подарок (подарки находятся под замками, чтобы их открыть, надо выполнить задания)

• Помоги герою.

• Решение бытовых вопросов.

• Путешествие (обращаем внимание на взаимопомощь)

• Соревнование (для детей 5-6 лет, зачёт командный, обращаем внимание на взаимопомощь).

• Поиск выхода из затруднительной ситуации - использование вопросов: Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как сделать?

• Введение новой информации воспитателем для решения проблемы.

• Воспитатель предлагает несколько видов деятельности, приёмов, материалов для выхода из проблемной ситуации.

• Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации.

• Самостоятельное применение нового на практике (применение умений и навыков, выполнение работы).

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

• действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

• Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Литература:

1. Божович Л. И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М. ,1972.

2. Вегнер Л. А., Вегнер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М. : Знание,1994.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. :1977.

Памятка № 1

«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их

к совместной деятельности?»

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям, из предложенных ниже или придумайте свое

Дети, раннего возраста Дети дошкольного возраста

Цыплята Знайки и умейки

Зайчата Юные друзья

Крошки Умники и умницы

Богатыри и дюймовочки Девчонки и мальчишки

Рыцари и принцессы Почемучки

Дочки и сыночки Богатыри и дюймовочки

Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки

Солнышки Рыцари и принцессы

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение

«МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т. д. ?

Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.

Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т. д.) произносит призывные слова.

- Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!

- Срочно требуется помощь!

- Открывается мастерская! и др.

Кто меня видит – топните ножкой,

Кто меня слышит – хлопни в ладошки!

Раз, два, три – все ко мне скорей беги!

Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!

Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?

Кто любит мультфильм…. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!

Очень хочу с вами посекретничать…

Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?.

Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т. д.) как сюрпризный момент.

- Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало!

- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

В случае если дети дали В случае если дети дали

отрицательный ответ отрицательный ответ на

на выше обозначенный вопрос выше обозначенный вопрос

- Хотите узнать? Хотите я покажу вам еще одну

А что нужно делать, веселую,классную,прикольную игру?

когда хочешь что-то узнать? Назвать предмет-

При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т. д. из оракала) со словами:

- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!

Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

- Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!

- На солнечной полянке сегодня праздник урожая….

- На звездной полянке сегодня…

Памятка № 2

«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»

1. Создать проблему

Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку …. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)

- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ….)

2. Подключить органы чувств

Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.

- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?

В случае если дети дали В случае если дети дали

отрицательный ответ положительный ответ

на выше, обозначенный вопрос на выше обозначенный вопрос

Какая музыка О чём вы думаете,

нравится тебе? когда слышите эту музыку?

- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?

- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!

- Что необходимо будет тебе для этого? А тебе?

2. Провоцировать

В зимний период года дети собираются на прогулку.

-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).

- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)

- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)

- Что вы предлагаете сделать?

4. Просить помощи

- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…. (дождаться вопросов детей)

- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.

- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?

- Как нам это сделать?

Дорогие мои друзья! В нашем детском саду, городе, царстве – государстве, и т. д. произошла неприятность. Выдержать паузу. Дождаться первого вопроса детей.

Сообщить что случилось.

- Что будем делать?

Публикации по теме:

Методическое пособие «Под пеньком» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Под пеньком» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Методическое пособие"Под пеньком" задумывалось мною в формате познавательного развития экологической направленности, но в процессе разработки.

Методическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольникамиМетодическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Методическое пособие для детей раннего возраста. Настольная игра «Веселые матрешки»Методическое пособие для детей раннего возраста. Настольная игра «Веселые матрешки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №41, с. Чернуха Районный смотр-конкурс методических материалов.

Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп «Дидактическая игра «Всезнайка — угадайка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ЯСЛИ-САД №352 Г. ДОНЕЦКА" Методическое пособие для детей средней - подготовительной.

Методическое пособие для работы с дошкольниками «Экологическая точка на территории ДОУ «Опытнический участок (огород)» Огород расположен на площади 40 кв м. Отведено место для многолетних культур (Лук- батун, щавель, мята, северный чеснок, клубника и т.

Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений  Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами понимаешь, что одним из главных способов познания.

Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе» Содержание 1) Введение 2) Теоретическая часть 3) Практическая часть 4) Дидактическая часть 5) Список литературы 1. Введение.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Методическое пособие «Мотивации для НОД»
Опубликовано: 28 января 2019 в 18:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Фотоотчет «Воспоминания о «Зелёной недельке»
Фотоотчет. «Воспоминания о «Зелёной недельке». Лариса Гацко. Блог. А у нас сейчас каникулы! Дети разъехались отдыхать, я тоже набираюсь сил. С...
Консультация «Интеллектуальная игра «Креатив-бой». Презентация школьной игры...
Креатив-бой. Краткая справка. «Креатив-бой» — вид интеллектуальных командных соревнований. Он немного напоминает широко известные игры «Что, где, когда?...
Проект «Создание клумбы «Цветочная палитра»
Цель проекта: декоративно-цветочное оформление клумбы на территории детского сада. Задачи: - исследовать специальную литературу по цветоводству; -...