Лучший педагог года

Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп «Дидактическая игра «Всезнайка — угадайка»

Любовь Захарова
Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп «Дидактическая игра «Всезнайка — угадайка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ЯСЛИ-САД №352 Г. ДОНЕЦКА"

Методическое пособие для детей средней - подготовительной групп

«Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка

АВТОР

Захарова Любовь Владимировна, воспитатель, МДОУ «Ясли-сад № 352 города Донецка»

Актуальность:

Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает.

Никола Буало

Публикация «Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп „Дидактическая игра „Всезнайка — угадайка“» размещена в разделах

Современные дошкольники, какие они? Этим вопросом задаются как родители и педагоги, так и ученые. Развитие технического прогресса, многочисленные изменения в обществе привели к тому, что современные дети разительно отличаются от ровесников из предыдущих поколений. Они уверены в себе, эмоциональны, хорошо информированы. Вместе с тем, им присущи тревожность, возбудимость, агрессивность, гиперактивность, неумение концентрироваться на каком- либо занятии. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Их называют «экранные дети». Замена общения между членами семьи на приобретение всевозможных гаджетов, просмотр телевизионных передач, прежде всего, влияет на психическое и речевое развитие дошкольников. В настоящее время наблюдается увеличение количества речевых патологий во всех возрастных группах, что отображается и на всестороннем развитии детей. Учитывая актуальность данной проблемы, опираясь на Типовую образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» и воспитательно-образовательную программу «Донбасс – мой край родной», нами была разработана дидактическая игра «Всезнайка – угадайка Данная разработка способствует развитию, как мышления, так и речи в неразрывной связи.

Цель: изучение, обобщение и закрепление программного материала, используя фронтальную форму организации обучения, организацию самостоятельной детской деятельности, работу в паре, в малых группах, посредствам использования методического пособия «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка. Подготовка детей к школе.

Задачи: развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности, мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, умения из потока информации выбирать нужное; речи (активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли); формирование умения разгадывать загадки, читать предметно-схематические модели, символы, расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных качеств у предметов по их знаково – символическим обозначениям, заниматься кодировкой и декодировкой; воспитание коммуникативных способностей : выдержки, соблюдение правила во время игры, умения договариваться со сверстниками.

Описание особенностей, новизны.

Особенность этой разработки в том, что в игре применяются графические изображения - символы. Изображения объектов (предметов) используются по необходимости (как, например, служат ответами в дидактической игре «Памятники города Донецка»). Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов так, как символы максимально приближены к речевому материалу. Представленное пособие позволяет в игровой форме, расширить знания детей об окружающем мире, явлениях природы. В ходе игры происходит накопление материала по всем лексическим темам. Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка развивает фонематический слух, воспитывает звуковую культуру речи, способствует общеречевому развитию дошкольников; нацелена на развитие мышления детей, подготовки их к обучению в школе. Пособие универсально. Содержание игры может меняться и обновляться в зависимости от темы образовательной деятельности. Игроки - дети могут самостоятельно придумывать и изображать символы объектов, символы отрицания на карточках, что положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников. Данная игра используется как на занятиях, так и в индивидуальной, самостоятельной деятельности детей. Пособие «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка способствует закреплению изученного программного материала в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» и воспитательно-образовательной программой «Донбасс – мой край родной».

Теоретическая часть:

Методическое пособие «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка - авторская разработка. Игровой процесс способствует развитию навыков коммуникации в детском коллективе. Воспитатель, в зависимости от поставленных задач, выступает в роли организатора, партнера - организатора, партнера. Систематическое использование пособия с поэтапным усложнением позволит решить поставленные задачи и достичь одной из главных целей – развитие мышления и речи в неразрывной связи.

Практическая часть

Все представленные игры могут трансформироваться в зависимости от лексической темы за счет набора символов. В среднем возрасте в наборе 3 карточки – символы (помимо карточки - ответа, так как дети могут выделять 2-3 признака предметов. Старшие дошкольники оперируют сразу несколькими свойствами предмета, поэтому в наборе может быть 4-6 карточки – символы, а в подготовительной - до 7- 8 (включая карточки отрицания, двойные карточки - с 2 графическими изображениями свойств предмета, например: графические изображения книги и мифического персонажа - книга сказок; графические изображения животного, но не домашнего (перечеркнутое изображение дома) и т. д. В случае если, по мнению ребенка, существует дополнительный ответ, а отсутствует карточка, которая бы его символизировала, то он озвучивает свое мнение и, по желанию, изображает объект графически на пустой карточке.

На первоначальном этапе, педагог знакомит детей с символами, отбирает карточки для игры, предлагает карточку с заполненными секторами, исполняет роль ведущего. Когда дети овладевают правилами игры и имеют достаточный опыт, то отбором необходимого комплекта занимаются самостоятельно и могут на себя брать роль ведущего.

Выкладывание карточек может происходить не только на игровом поле, но и на доске, фланелеграфе, на столе перед игроками.

В подготовительной группе дети могут делать выводы и называть загадываемый объект без опоры на графические изображения. Важно, чтобы вопрос задавался четко и конкретно.

Важно: символы - отрицания вводятся со среднего дошкольного возраста, начиная с1символа. В подготовительной группе их может быть до 3-4.

Заключительная часть

Апробация представленного методического пособия «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка проходила в группе №3 МДОУ «Ясли - сад №352 г. Донецка», начиная со старшего дошкольного возраста, и носила долгосрочный характер. Использовалась она как игра для изучения, обобщения и закрепления программного материала. Поэтапно, у детей сформировались навыки расшифровки графической информации. Они стали более самостоятельны, организованы, повысилась инициативность, познавательная активность. Воспитанники стали выражать свои мысли более четко и правильно. Игра способствовала созданию дружелюбной, дружеской атмосферы в детском коллективе. Считаю, что поставленные цели - достигнуты, задачи - выполнены.

Список литературы

Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013.

Донбасс – мой край родной: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5–7 лет / Сост. Л. Н. Котова, Н. В. Губанова, Г. Ф. Бридько и др. – Донецк : Истоки, 2017.

От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Котова Л. Н., Невольник Н. И., Голяева Т. В., Горбачева Л. В., Липанова Е. И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21

Публикации по теме:

«Волшебный зонтик». Методическое пособие для детей дошкольного возраста«Волшебный зонтик». Методическое пособие для детей дошкольного возраста Цель: развитие связной речи детей и речевого творчества, мышления и воображения, закрепление знаний детей о временах года, времени суток,.

Дидактическая игра для детей средней группы «Торговый центр»Дидактическая игра для детей средней группы «Торговый центр» Эту игру мы делали вместе с детьми. Для этого нам понадобился картон, ножницы, клей и много рекламных журналов из разных магазинов. Дети.

Дидактическая игра (пособие) по развитию речи детей раннего возрастаДидактическая игра (пособие) по развитию речи детей раннего возраста "Активизация речи ребенка с помощью игровой ситуации по мотивам сказки К. Чуковского "Телефон" посредством сенсорной коробки" Цель: активизация.

Дидактическая игра «Угадайка» для детей с ОВЗ «Угадайка» Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут.

Методическое пособие для детей раннего возраста «Колобок»Методическое пособие для детей раннего возраста «Колобок» Методическая разработка для детей раннего возраста " Колобок" У каждого воспитателя есть такая привычка "Ничего не выбрасывать-все нужно.

Методическое пособие «Под пеньком» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Под пеньком» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Методическое пособие"Под пеньком" задумывалось мною в формате познавательного развития экологической направленности, но в процессе разработки.

Методическое пособие. Настольная игра «Кто живет в зимнем лесу»Методическое пособие. Настольная игра «Кто живет в зимнем лесу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Методическое пособие «Дидактическая игра по математике «Неделька»Методическое пособие «Дидактическая игра по математике «Неделька» Математическая игра «Неделька» Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. 1-й вариант игры.

Методическое пособие «Тактильная книга для творчества»Методическое пособие «Тактильная книга для творчества» Развивающая книга — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера.

Наглядно-методическое пособие для детей 2–5 лет «В мире цвета»Наглядно-методическое пособие для детей 2–5 лет «В мире цвета» Мир ярок, многогранен и неповторим. Вокруг нас много разных предметов и явлений, все они имееют свой цвет. Ребенку раннего возраста трудно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп «Дидактическая игра «Всезнайка — угадайка»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 18:05
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД