Лучший педагог года

Методическое пособие «Ритмическая игротека»

Татьяна Геннадьевна
Методическое пособие «Ритмическая игротека»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №56 «Северяночка»

Методическое пособие

«Ритмическая игротека»

Разработала музыкальный руководитель 1 категории

Сивкова Татьяна Геннадьевна

г. Нижневартовск 2019

Система работы по развитию чувства ритма у дошкольников

Публикация «Методическое пособие „Ритмическая игротека“» размещена в разделах

На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр :

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

5. Развитие музыкальной памяти.

6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.

8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.

9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

10. Формирование правильности осанки, красивой походки.

11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

13. Развитие способностей фантазии и импровизации.

14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы, умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Методика обучения чувству ритма в детском саду

Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.

Для этого мною разработано пособие «Ритмическая игротека» музыкально-хореографических этюдов, игр на развитие творческого воображения, ритмодекламации.

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

«Природа и животные» (октябрь)

Капли Г. Вихаревой

Капля – раз! Капля – два! половинные доли на слова- «раз». «два»,

Капли медленно сперва. четвертными

Стали капать ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом восьмыми

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой! шестнадцатыми

Побежим скорей домой.

Данное упражнение на развитие чувства ускорения. Можно выполнять сидя на стульчиках, прохлопывая доли руками или шлёпая по коленям, можно в движении по кругу, топая ногами, или применять другие варианты.

Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков : любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

Ранним утром. (Т. Э. Тютюнникова)

Шух- шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»

То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам

Шух- шух- шух, вторые - «шуршат»

Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»

Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом

Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам

Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом

И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»

Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом

Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»

Зззззз! вторые – звукоимитация голосом

Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг

Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом

То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох

Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом

И посыпалась роса, первые – «брызги» руками

Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом

Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные стороны

Ааааа! ны, изображают разные голоса лесных жителей.

Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.

Кисонька.

Са – са – са – три мягких хлопка

Кисонька- краса. «замереть» в красивую позу

Сы – сы – сы – три мягких хлопка

Есть у кисоньки усы. «нарисовать усы»

Исы – исы – исы – три мягких хлопка

Молоко для кисы. «тарелочка» из рук

Иса – иса – иса – три мягких хлопка

Бантиком играет киса. изобразить игру бантиком

В данном декламировании можно разделить группу па две части и прочитать по очереди. Также можно использовать музыкальные инструменты.

2. «Цирк» (ноябрь)

Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков : любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

Дирижёр.

Когда прозвенел на арене звонок, хлопки ладошками

Четыре утёнка пришли на урок. шлепки по коленям

Потом лягушонок над хором дирижирует

Назначил себя дирижёром. дирижирует

Он крякать по нотам не может. хлопки

Но это его не тревожит. хлопки.

Продикламировать данное стихотворение, используя предложенные жесты и ритмический рисунок. Возможны другие варианты.

«Волшебная страна» (декабрь)

Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков : любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).

Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).

Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.

Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

Ритмодекламация «Часы».

Бьют часы на башне: проговаривают хором

Бим! Бом! Бим! Бом! четыре удара половинными I I I I

А стенные поскорее:

Тик – так! Тик – Так! четыре удара четвертными I I I I

А карманные спешат:

Тики – таки, тики – таки, десять восьмых и одна четверть П П П П П П I

Тики – таки – так!

Данное стихотворение можно продекламировать на фоне остинатного ритма четвертными. Удары можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.

Прыг – скок. (Т. Э. Тютюнникова) игра с палочками

Прыг – скок! Прыг – скок! – все вместе отстукивают ритм

Сел кузнечик на листок, один солист свой вариант игры.

Прыг – скок! Прыг – скок! – так продолжать до конца с разными солистами.

Лягушонок – на мосток, Прыг – скок! Прыг – скок! –

Скачет козлик по дорожке, Прыг – скок! Прыг – скок! – Это прыгают ладошки!

Эта игра проходит, как чередование тутти и соло. Вся группа – тутти, а четыре солиста, в своё время вступают- соло, импровизируя с палочками.

Хоровод «Мороз Иванович»

1. Месяц светит, дым струиться

В небо из трубы.

Новый год в окно стучится,

Слышаться шаги.

2. В эту ночь Мороз Иваныч

В гости к нам придёт,

Много- иного нам подарков

Добрый дед несёт.

Задание на творчество и воображение.

На каждую предложенную фразу дети придумывают соответствующее движение. Когда педагог озвучивает текст, дети «цепочкой» по одному демонстрируют придуманное.

«Новый год в музыкальном городе» (январь)

Музыкальная игра «Мы повесим шарики»

«Мы повесим шарики, (вертят поднятыми кулачками)

А потом фонарики, (вращение кистями рук)

А потом ещё дождинки, (встряхивание кистями)

Не забудем про снежинки, (скрещивание и разведение рук с растопыренными пальцами)

Рыбки золочёные, (сложенными ладонями изобразить плывущую рыбку)

Огоньки весёлые, (руки поднимают через стороны вверх, вращая кистями)

Набросаем мишуру… (волнообразные движения рук сверху вниз)

Продолжаем мы игру» (хлопки в ладоши)

Далее повторяется игра, но темп игры всё ускоряется

Наступили холода.

Ехать в поезде тепло «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)

Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)

А на улице зима, «мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода.

Да- да- да- три хлопка

Наступили холода. потирают ладошки

Да- да- да- три хлопка

Превратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замереть

Ду- ду- ду- три хлопка

Поскользнусь я на льду. покачивающие движения

Ду- ду- ду- три хлопка

Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»

Ды- ды- ды- три хлопка

На снегу есть следы. широкие шаги ног

Ди-ди-ди- три хлопка

Ну, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.

Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.

Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков : любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (

подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

«Любимые сказочные герои» (февраль)

Скрипучие ботиночки. А. Бродский. (авторская)

У маленькой Мариночки движение по кругу, шаги ритмичные по тексту

Скрипучие ботиночки:

Скрип- скрип, упражнение на месте «переминание» ног по очереди

Скрип- скрип, поднимаясь с пятки на носок.

Ботиночки скрипучие – двигаются по кругу так же

Самые лучшие.

Скрип- скрип, на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Соседи все встревожены, двигаются по кругу, руки в боки

Терпеть не расположены.

Скрип- скрип, на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Однако делать нечего, движения по кругу, закрыть ладошками уши

И слушают до вечера:

Скрип- скрип, на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Пора уж спать Мариночке, «зевает, руки под щёчку,

Сняла она ботиночки – «снимает» ботиночки,

И прекратился скрип. «спит», опустившись на корточки.

.Игра на чередование двух повторяющихся движений. Продвижение идёт по кругу, при остановках корпус не разворачивать, можно добавить движения руками.

Хомячок. (авторская)

Почему вы, хомячки, хлопки кулачками рук по надутым щекам

Пухлые, как кабачки?

Отвечают хомячки руки в стороны, обращаясь к хомячкам

Пухлые, как кабачки:

- Не в почёте хомячок, хлопки руками по бокам

Если худ его бочок.

Одна группа детей имитируют действие, другая- озвучивают.

«Волшебное колечко» (март)

Игра «Весёлые подружки»

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт., разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры:

фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и

хотят вас научить.

Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический

рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в

руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы

также могут демонстрироваться детям на фортепиано).

Шутка. В. Волина

Мальчик к доктору идё т: идёт неторопливо, повесив голову

- У меня болит живот, «крутит» живот

- Что ты ел? смотрит в очки

- Я персик ел, руками изображает круглый персик

Он зелёный, недозрел. «чешет» затылок

Доктор капли дал для глаз: «протягивает руку с каплями»

- В день пускай по десять раз. грозит указательным пальцем

Может, лучше разберёшь, руки в боки.

Что ты в рот к себе кладёшь?

Это шуточное стихотворение можно инсценировать по ролям. Работать над речевой жестовой выразительностью.

Два кота.

Та- та, два кота, хлопки

Два ободранных хвоста. «крутят хвостиками»

Серый кот в чулане, важно вышакивает

Все усы в сметане. «нарисовать усы»

Чёрный кот залез в подвал «идёт крадучись»

И мышонка там поймал! прыжок.

Упражнение на имитацию образа. Проигрывать можно как в парах, так и группами.

«Сказочная шкатулка» (апрель)

«Тук тук молотком»

Ход игры:выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук- тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им но - вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук», 2-й –

палочкой по треугольнику.

Божья коровка. (Т. Э. Тютюнникова)

Божья коровка Поочерёдные шаги ногами, акцентируя сильную Чёрная головка! долю правой ногой, до окончания стихотворения

Улети на небо, хлопки снизу вверх

Принеси нам хлеба, руки раскрыли в стороны

Чёрного и белого, правую руку в сторону, левую руку в сторону,

Только не горелого! указательным пальцем в стороны

Эту потешку впоследствии можно разучить каноном два раза подряд. Возможно добавление и третьего круга, если есть «заводилы».

Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики, «пружинка»

Прыгают, как мячик, прыжки

Ножками топочут, топают

Весело хохочут. хлопают.

Эту ритмодекламацию проиграть каноном в два или в три запева. В каждой из групп е дети четко прослушивают и выдерживают нужный метр, темп, ритм.

Публикации по теме:

Методическое пособие по ФЭМП «Гусеница»Методическое пособие по ФЭМП «Гусеница» Как изготовить методическое пособие «Гусеница» Методическое пособие «Гусеница» соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет, позволяет.

Методическое пособие-игра «Почта»Методическое пособие-игра «Почта» Идея создания данной игры возникла при подготовке праздника ко дню города. Поскольку праздник--это не только аттракционы и развлечения,.

Методическое пособие из фетра «Развивайка»Методическое пособие из фетра «Развивайка» Любая игрушка должна быть красивой, безопасной, полезной и развивающей. Данная книжка полностью отвечает этим требованиям. Причем сделанная.

Методическое пособие «Речевые кубики»Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.

Методическое пособие «Тактильный круг»Методическое пособие «Тактильный круг» Задача: формировать представление детей об окружающем мире, через познание форм, цветов, материалов и их свойств, путем тактильных ощущений.

Методическое пособие «Веселый огород»Методическое пособие «Веселый огород» Начался новый учебный год и значит, что впереди нас всех ждут новые открытия, увлекательные исследования, интересные мероприятия и чтобы.

Методическое пособие «Волшебные круги»Методическое пособие «Волшебные круги» Хочется сделать такие методические пособия, которые могут не только развивать детей, а еще и вовлекающие в игру. Надеюсь, что к Волшебным.

Методическое пособие «Народный эко-календарь»Методическое пособие «Народный эко-календарь» В рамках программы по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников "Азбука эколят"" я разработала народный экологический календарь.

Методическое пособие «Пирамида-фланелеграф»Методическое пособие «Пирамида-фланелеграф» Методическое пособие «Пирамида- фланелеграф» Я работаю воспитателем на 1 младшей группе, недавно в нашем детском саду среди воспитателей.

Методическое пособие «Светофорчик»Методическое пособие «Светофорчик» Предлагаю вашему вниманию методический материал для занятия ПДД «Светофор». Его можно использовать на играх и занятиях с детьми. Для изготовления.

Автор публикации:
Методическое пособие «Ритмическая игротека»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 15:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД