Иванова Дарья
Методическое пособие «Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан»
Методическое пособие
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Светлячок»
Методическая разработка
«Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан»
Воспитатель группы раннего возраста:
Иванова Дарья Александровна
пгт. Большая Ижора
2019
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.
Публикация «Методическое пособие „Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2019
Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.
Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
В связи с вышеизложенным, предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Сарафан притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами сарафана, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.
Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи использование методического пособия «Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Предпосылки: успешная адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению; обогащение материально – технической базы и предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы.
Вид: учебно – методическое пособие.
Предназначение: от 1,5 до 4лет.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно - исследовательской сферы, сенсорно моторное развитие детей.
Задачи:
1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей при знакомстве и действий с пособием, включая все виды восприятия.
2. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства и действия с ним.
3. Развивать познавательную, исследовательскую активность.
4. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
5. Развитие коммуникативных способностей.
При изготовлении «Сенсорного адаптацтонно-дидактического сарафана» должны соблюдаться:
1. Принцип развивающего образования;
2. Принцип практической применимости;
3. Принцип интеграции содержания.
При изготовлении «Сенсорного адаптационно-дидактического сарафана» выдержаны следующие условия создания:
1. Сарафан должен быть обучающим и развивающим.
2. Сарафан должен быть многофункциональным.
3. Сарафан должен быть привлекательным для детей.
4. Сарафан должен соответствовать гигиеническим требованиям.
5. Сарафан должен быть удобен для детей и педагога.
Достоинства пособия :
- многофункциональность;
- дает возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.
Сарафан прост в изготовлении, многофункционален.
1. Яркий, нарядный всегда привлекает к себе малышей.
2. Все детали можно снять, поменять, добавить.
3. Одновременно несколько детей могут на нем играть.
4. Если снять сарафан и разложить его на полу, он превращается в развивающий коврик.
5. Сенсорный сарафан полон сюрпризов и секретов.
Дидактическое упражнение «Помоги улитке»
Цель: развивать мелкую моторику, пополнять представление о понятиях большой - маленький, круглый, быстро – медленно.
Ход игры: - Посмотрите, к нам сегодня «пришла» улитка. Она маленькая! Давайте её погладим, она любит ласку! Свой домик улитка носит всегда с собой. А в домике у неё есть любимая игрушка – маленькая круглая бусинка. Улитка очень любит её катать, но так как улитка маленькая, то бусинку она катает медленно. Улитка добрая – она разрешает и вам поиграть с её бусинкой. Вы сможете покатать бусинку быстро и медленно. - дети перекатывают бусинку по всему «домику».
- Понравилось вам играть с бусинкой и улиткой? Давайте скажем улитке «Спасибо!», за то, что она разрешила нам с ней поиграть.
Дидактическое упражнение «Сказочный домик»
Цель: Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Пополнять литературный запас сказками, потешками, стихотворениями.
Ход игры: Ребята, посмотрите, на моем сарафане есть волшебный домик, в нем живет сказка, называется она «Курочка Ряба».
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое, Золотое.
Дед бил, бил — не разбил;
Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут!
Курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое.
(Во время прослушивания сказки на фетровый домик при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом сказка на сарафане оживает).
Дидактическое упражнение «Прищепки и ленточки».
Цель: - Учить устанавливать сходство по цвету;
- Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
- Формирование умение сравнивать;
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками и ленточками, сначала рассматривая их и называя цвет. На начальном этапе воспитатель показывает, как работает прищепка. Затем предлагает подобрать ленточку по цвету к прищепке.
Дидактическое упражнение «Сверни ленточку».
Цель: - Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
- Формирование умения сравнивать по длине и ширине;
- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Ход игры: Воспитатель и дети рассматривают ленточки. Воспитатель обращает внимание на цвет, побуждая детей назвать его. Затем предлагает свернуть ленточки на колпачки или катушки, при этом показывая детям, как это надо сделать. При этом, воспитатель следить за аккуратностью выполнения задания, чтобы ребенок держал катушку двумя руками. Можно создать игровую ситуацию: «Кто быстрее свернет ленточку?»
Дидактическое упражнение «Дерево с геометрическими фигурами».
Цель: Закрепить представления о свойствах геометрических предметов : цвет, форма.
Ход игры: - Ой, ребята, вот беда-то, на моем волшебном дереве росли геометрические фигуры, а теперь посмотрите, оно стоит пустое и грустное. Поможем дереву вернуть фигуры? (Да)
- Скорее всего геометрические фигуры спрятались в кармашках моего сарафана, кто хочет их поискать? (Дети по очереди выходят, достают из кармана геометрическую фигуру, называют ее, какого она цвета, после этого вешают обратно на дерево и так до тех пор, пока все фигуры не окажутся на дереве).
Дидактическое упражнение «Разложи по кармашкам».
Цели: - Развивать мелкую моторику;
- Закрепить представление детей о цвете и обозначать словами: красный, синий, зеленый, желтый;
- Закрепить представление детей о формах (круг, квадрат, треугольник);
- Активизировать словарь использованием слов, обозначающих форму;
- Способствовать развитию любознательности, активности.
Ход игры: Вначале воспитатель вместе с детьми рассматривает фигуры и побуждает детей назвать их. Если ребенок не называет, то помочь ему. Затем воспитатель показывает на сарафане кармашки разных цветов, просит детей назвать цвета кармашков. Далее воспитатель предлагает разложить круги, треугольники и квадраты по карманам соответствующего цвета.
Дидактическое упражнение «Бусы на сарафане».
Цели: - Расширять запас понимаемых слов;
- Учить детей на вопрос «Что это?» отвечать полным предложением, состоящим из 3-4 слов;
- Обращать внимание на величину, цвет, форму рассматриваемых объектов, учить обозначать словом отличительные качества;
- Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ход игры: Ситуация специально подготовленная. Воспитатель обращает внимание ребенка на бусинки. Спрашивая «Что это?», добиваясь ответа полным предложением. В разговоре воспитатель обращает внимание на разный цвет, форму, величину рассматриваемых предметов.
Дидактическое упражнение «Большой и маленький».
Цель: формировать умения детей выделять фигуры по величине.
Ход игры: Ребенку предлагается разложить фигуры по размеру в большой карман- большие, а маленькие –в маленький.
Дидактическое упражнение «Заплети косички, сделай хвостик».
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: На сенсорном сарафане есть два дидактических пособия в виде головы, их можно назвать «Света» и «Оля», вместо волос-толстые нитки. Воспитатель предлагает ребятам заплести косичку или сделать хвостик, так же прическу можно украсить заколками или красивыми прищепками.
Дидактическое упражнение «Шнуровки» и «Молнии»
Цель: учить детей зашнуровать шнурки и застегивать молнии, формировать навыки самообслуживания.
Ход игры: Воспитатель может создать игровую ситуацию. Например, Петя собрался на прогулку, но он не умеет зашнуровывать ботинки и просит ребят помочь ему в этом.
С молниями так же, можно обыграть, что молния-это машинка и, чтобы она поехала, молнию надо застегнуть, и на липучки по бокам приделать колеса.
Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорного адаптационно – дидактического сарафана и сможете дальше использовать его и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорного сарафана : со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками.
Игры с сенсорным сарафаном можно сопровождать стихами и потешками.
Яркий, широкий сарафан с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать. Ведь не зря дети говорят, что «хорошая воспитательница похожа на царевну в красивом-красивом сарафане».