МААМ-картинки

Методическое пособие «Веселый счет»

Леонтьева Татьяна Валерьевна
Методическое пособие «Веселый счет»

Математический фартук «Веселый счет»

В методическом пособии представлено описание работы по направлению «познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) и «развитие познавательно-исследовательской деятельности» («сенсорное развитие») для детей младшего возраста.

Основная тематика (направленность) ресурса:

1. Количество и счет. Различать понятия «много», «один», «ни одного».

Публикация «Методическое пособие „Веселый счет“» размещена в разделах

2. Величина. Сравнение предметов контрастных размеров (большой - маленький, по величине).

3. Форма. Геометрические фигуры. Знакомство детей с основными геометрическими фигурами, обучение их названиям и распознанию в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

4. Ориентировка в пространстве. Закрепление и расширение пространственных представлений ребенка: слева, справа, впереди, сзади, в середине и т. д.

1. Актуальность

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно – пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155). Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Дети проявляют спонтанный интерес к математике. Для реализации содержания познавательной деятельности (ФЭМП) важно подготовить необходимый материал с учетом психолого–возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Решению образовательных задач по математике способствует наглядность. При рациональном использовании наглядности процесс обучения математике становится более интересным и качественным.

Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекало внимание педагогов. К. Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались Макаренко А. С., Тихеева Е. И., Удальцова Е. И., Сорокина А. И. Ими было установлено, что с помощью игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях. На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, способные решать интеллектуальные и личностные задачи члены общества.

Развивающие игры и пособия являются ресурсом для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях обновления предметно пространственной среды при реализации ФГОС ДО.

По результатам педагогического анализа по формированию элементарных математических представлений возникла необходимость углубленно продолжать работу по формированию у детей представлений о количестве предметов, форме, величине, совершенствованию их сенсорного опыта посредством развивающих игр. Таким образом, возникла необходимость в создании опыта по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования авторского наглядного материала.

2. Новизна

Новизна данного опыт заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового авторского материала с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

3. Принципы отбора содержания

Научность.

Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Наглядность.

Доступность - соотнесение содержания игр, объема материала с уровнем развития детей.

Непрерывность - сформировать интерес к математической деятельности.

Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

Индивидуальный подход - эффективный способ развития личностных качеств ребенка через решение проблем разноуровнего обучения.

Безопасность.

Эмоциональное благополучие - создание спокойной доброжелательной атмосферы, веры в силы ребенка.

4. Принципы структурирования содержания материала

Отбор содержания соответствует возрастным особенностям детей.

Материал изложен в доступной форме.

Материал развивает у детей интерес к математике, любознательность.

Материал способствует становлению форм общения.

5. Цели:

Развивать у ребенка интерес к формированию элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.

Выявить роль использования игровых форм обучения в развитии интереса у дошкольников в математике.

6. Задачи

Образовательные:

Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Различать понятия «один» и «много».

Закреплять умения ориентироваться в пространственных направлениях «вверху», «внизу», «справа», «слева», «в середине».

Развивающие:

Развивать у детей интерес к игре.

Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, воображение, внимание, мелкую моторику.

Развивать у детей связную речь, активизировать словарный запас детей («много», «один», «ни одного», «круг», «квадрат», «треугольник», «вверху», «внизу», «справа», «слева», «в середине» и т. д.).

Развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина).

Воспитательные:

Закреплять навыки организованного поведения.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Приучать детей общаться спокойно.

7. Название ресурса: математический фартук «Веселый счет»

Математический фартук «Веселый счет» предназначен для формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Он состоит из восьми сегментов: «Фрукты - ягоды», «Снеговик», «Девочка Маша», «Домик», «Солнышко», «Цветок», «Игрушки», «Елочка».

Пособие математический фартук «Веселый счет» не потребует много материальных затрат. На основу фартука нашиваются сегменты: «Фрукты-ягоды», «Снеговик», Девочка Маша», «Домик», «Солнышко», «Цветок», «Елочка», «Игрушки». Для крепления съемных фигур использованы различные способы : пуговицы, тесьма, молнии, липучки. На елку можно повесить шарики, шишки, яблоки и пр.

Пособие соответствует возрастным особенностям детей. Оно многофункционально. Его можно применять при обучении таким основным категориям, как количество, форма, величина, ориентировка в пространстве, цвет.

Область применения:

Организованная образовательная деятельность (ФЭМП).

Совместная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

Сегмент «Снеговик»

Игра «Что изменилось?»

Задачи:

- образовательные:

закреплять количественные представления; различать понятия «один», «много», «ни одного»; активизировать словарный запас: «много», «один», «ни одного»;

- развивающая:

развивать слуховое и зрительное восприятие;

- воспитательная:

воспитывать культуру общения.

Игра «Найди, что назову»

Задачи:

- образовательные:

различать понятия «один», «много», «ни одного»; активизировать словарный запас: «много», «один»;

- развивающая:

развивать слуховое и зрительное восприятие;

- воспитательная:

воспитывать культуру общения.

Сегмент «Елочка»

Игра «Что изменилось?»

Задачи:

- образовательные:

научить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления или убавления одного предмета; обозначать совокупности словами: «один», «много», «ни одного»; закреплять знания цветов: желтый, зеленый, красный;

- развивающие:

развивать сенсорное восприятие; способствовать развитию мелкой моторики рук;

- воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе игры, взаимопомощь, сопереживание.

Игра «Наряжаем елочку»

Задачи:

- образовательные:

устанавливать равенство и неравенство групп предметов («много – один», когда они расположены не в ряд; создавать условия для сравнения предметов по цвету; закреплять знания цветов: желтый, зеленый, красный;

- развивающая:

развивать сенсорное восприятие;

- воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе игры, взаимопомощь, сопереживание.

Сегмент «Девочка Маша»

Игра «Один – мало – много – ни одного»

Задачи:

- образовательная:

закреплять количественные представления о единичности и множестве предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»;

- развивающая:

способствовать развитию мелкой моторики рук;

- воспитательная:

способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Игра «Найди по цвету»

Задачи:

- образовательные:

закреплять умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый); учить группировать предметы по цвету;

- развивающая:

развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;

- воспитательная:

способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Сегмент «Домик»

Игра «Где что находится?»

Задачи:

- образовательные:

различать и называть элементы, составляющие домик (квадрат, треугольник); сравнивать квадраты по величине (большой, маленький); учить обследовать формы осязательно-двигательным путем; закреплять пространственные представления (вверху, внизу, в середине); закрепить знания цветов (красный, желтый, голубой); обучать умению вести диалог с педагогом;

- развивающая:

развивать воображение детей;

- воспитательная:

воспитывать доброжелательность.

Игра «Один – много»

Задачи:

- образовательные:

учить сравнивать совокупность предметов; различать их пространственное положение (вверху, внизу, в середине);

- развивающая:

развивать наблюдательность и внимание;

- воспитательная:

формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Сегмент «Фрукты - ягоды»

Игра «Где что находится?»

Задачи:

- образовательные:

закреплять пространственные представления детей и обозначать их словами: «вверху», «внизу», «слева», «справа», «в середине»; уметь вести диалог с педагогом;

- развивающая:

развивать внимание у детей;

- воспитательная:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Игра «Один – много»

Задачи:

- образовательная:

совершенствовать представления о группах предметов («один – много»);

- развивающая:

развивать наблюдательность и внимание;

- воспитательная:

воспитывать культуру общения.

Сегмент «Солнышко»

Игра «Длинный, короткий»

Задачи:

- образовательная:

создавать условия для сравнения полосок по длине (длинная, короткая); развивать диалогическую форму речи;

- развивающие:

развивать мелкую моторику рук, развивать внимание;

- воспитательная:

доброжелательно общаться друг с другом.

Игра «Что изменилось?»

Задачи:

- образовательные:

закреплять понятия «один», «много», «ни одного» и обозначать совокупности этими словами; создавать условия для сравнения полосок по длине (длинная, короткая); умение выделять форму, цвет, как особые свойства предметов;

- развивающая:

развивать любознательность, внимание;

- воспитательная:

воспитывать культуру общения.

Сегмент «Цветок»

Игра «Что изменилось?»

Задачи:

- образовательные:

закреплять умение различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного» и обозначать их этими словами; закреплять знание основных цветов (красный, зеленый, желтый); развивать диалогическую речь;

- развивающая:

развивать мелкую моторику рук;

- воспитательная:

закреплять навыки организованного поведения.

Игра «Один – много»

Задачи:

- образовательная:

учить сравнивать группу предметов по величине и количеству;

- развивающая:

развитие мелкой моторики пальцев рук;

- воспитательная:

доброжелательно общаться друг с другом.

Сегмент «Игрушки»

Игра «Найди что назову»

Задачи:

- образовательные:

закреплять представления о том, что множество может состоять из разных элементов; развивать любознательность; формировать доброжелательное отношение друг к другу;

- развивающая:

развивать внимание, память;

- воспитательная:

доброжелательно общаться друг с другом.

8. Результаты, достигаемые при использовании образовательного продукта.

Для МБДОУ – создание условий для реализации ФГОС ДО. Увеличение количества методических разработок и передового педагогического опыта и их доступность для каждого воспитателя.

Для детей – повышение качества освоения программного содержания по формированию элементарных математических представлений воспитанниками на основе применения новых подходов к организации предметно – пространственной среды, с использованием современных развивающих технологий. (Приложение № 1)

Для педагогического коллектива – формирование профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития по математике и использование развивающих технологий, умение создавать авторские дидактические и развивающие материалы.

Для родителей – расширение поля сотрудничества с семьей.

9. Литература

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой Изд-во Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.

Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3-4 года)», Москва, Мозаика-Синтез 2015г.

Новикова. В. П. «Математика в детском саду» младший дошкольный возраст. Москва 2000 год.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.

З. А. Михайлова. «Игровые задачи для дошкольников» - С. -П. «Детство - пресс. 2004.

Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. «Играя, учимся математике». - М., 2005.

Аргинская И. И. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Самара, Владос, 2003г.

Публикации по теме:

Интерактивная презентация для интерактивной доски «Веселый счет» Методическое сопровождение к авторскому медиаресурсу Автор: Павленко Елена Викторовна Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Веселый счет с Буратино» Совместная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе «Веселый счет с Буратино» Задачи: 1. Закреплять навыки счета в пределах.

КВМ (клуб веселых математиков) «Веселый счет» Сегодня ребята мы бросим вызов всем Давайте сразимся на КВМ Я буду вопросы трудней и трудней задавать Вы будете на них отвечать Ну а какие.

Лэпбук «Веселый счет»Лэпбук «Веселый счет» Я всегда стараюсь шагать в ногу со временем и сейчас в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог старается найти какие.

Методическое пособие «Цветик-семицветик»Методическое пособие «Цветик-семицветик» Пособие – «Цветик - семицветик» - представляет из себя дидактическое пособие, из экологически чистого материала – овечьей шерсти, размером.

Методическое пособие «Круглый год»Методическое пособие «Круглый год» Методическое пособие "Круглый год" используется в уголке природы для определения времени и месяца года. Круг имеет диаметр 50 сантиметров.

Методическое пособие «Солнечная система»Методическое пособие «Солнечная система» Дидактическое пособие предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду. Пособие дает возможность познакомить.

Методическое пособие «Веселый осьминожка»Методическое пособие «Веселый осьминожка» Методическое пособие «Веселый осьминожка» Пособие «Веселый осьминожка» является многофункциональным, благодаря чему может использоваться.

Методическое пособие «Волшебный телевизор»Методическое пособие «Волшебный телевизор» Пособие «Волшебный телевизор» создано для формирования у детей звуко-слогового анализа слов. Перед ребенком на экране «Волшебного телевизора».

Отчет по дополнительному образованию «Веселый счет» (средняя группа) Кружок дополнительного образования «Веселый счет» проводится на базе средней группы №11. Кружковой работой охвачены 20 детей. Целью кружковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Веселый счет»
Опубликовано: 15 января 2017 в 15:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД