Юлия Филиппова
Методика формирования основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников.
Публикация «Методика формирования основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Введение
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [20].
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077). В статье 74 «Экологическое просвещение» п. 1 сказано: в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ) .
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В. И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.
2. Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников.
4. По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.
Определила направления работы:
• работа с детьми,
• взаимодействие с родителями,
• сотрудничество с педагогами,
• социальное партнёрство.