МААМ-картинки

Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

Анна Копылова
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

Методика обучения детей игре на детских

музыкалъных инструменmax.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах.

Разные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Основными приемами являются:

Публикация «Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах

- дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей детей;- последовательность выполнения различных музыкальных заданий;

- преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях;

- выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения;

- пояснения педагога;

- показ иллюстраций, слайдов, видео;

- самостоятельное «обследование» инструментов детьми;

Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.

Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2-3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу. Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Рассмотрим особенности методики обучения сточки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых произведений.

Технические приемы

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.

Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения:

- при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной;

- при игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн;

- кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен;

- тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением.

Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям;

- при игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится;

- бубен издает различные по характеру звуки в зависимости оттого, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара - ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

Последовательность заданий

В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще - дождь усиливается.

Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет. На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками).Смысл подобных приемов - в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры».Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками брусками, пластмассовыми коробочками - пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересомприслушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий. Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-речевыми интонациями.

Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более

широкие интервалы. Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание - воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения, начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более выразительными.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени. От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева - высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром.

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма - самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Список литературы.

1. Боровик, Т. М. Звуки, ритмы и слова [Текст] / Т. М. Боровик. - Минск, 1991. - 130 с.

2. Зимина, А. Н. Мы играем, сочиняем [Текст] / А. Н. Зимина. - М. : ЮВЕНТА, 2002. - 78 с.

3. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст] / Н. Г. Кононова. - М. : Просвещение, 1990г. - 198 с.

4. Трубникова, М. И. Играем в оркестре по слуху [Текст] / М. И. Трубникова. - М., 2000г. - 65 с.

5. Тютюнникова, Т. Н. Уроки музыки. Система Карла Орфа [Текст] / Т. И. Тютюнникова. - М. : ACT, 2000г. - 250 с.

6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. ,

1981. - 340 с.

7. Ветлугина, Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет [Текст] / И. А. Ветлугина // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974. - 120 с.

8. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст] / И. Л. Дзержинская. - М., 1985. - 290 с.

9. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М. ,

1982. - 170 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по музыке для младшей группы «Формирование навыков при обучении игре на детских музыкальных инструментах» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" г. Переславль-Залесский Конспект тематического занятия по.

Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.

Консультация для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Консультация для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду Мазова Зинаида Григорьевна Музыкальный руководитель Музыка обладает.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста. Нас всех с вами в жизни сопровождает удивительное.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах Консультация Игра на детских музыкальных инструментах. Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок,.

Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском.

Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 11:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД