оксана климова
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с палочками Х. Кюизенера.
Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.
Публикация «Методика обучения детей в работе с палочками Х, Кюизенера и блоками Дьенеша» размещена в разделах
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно - действенного и наглядно - образного. В мышлении ребёнка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
С математической точки зрения, палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности.
Использование "чисел" в цвете позволяет развивать у дошкольников представлений о числе на основе счёта и измерения.
С помощью палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше - меньше на. ", познакомить с транзитивностью как средством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
Каждая палочка - это число выраженное цветом и величиной, т. е. длинной в сантиметрах. Близкие
друг к другу по цвету палочки объединяются в одно "семейство" или класс. Например в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "жёлтых" кратные пяти и т. д.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Например, можно использовать венгерский вариант палочек. Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек.
Существует и плоский вариант палочек, состоящих из полосок, изготавливают из плотного картона или пластины, просты и удобны в работе, изготовление не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше чем у палочек. Дают выполнять упражнения горизонтально, вертикально.
Палочки можно предлагать детям с младшей по подготовительную группу д/сада. Упражняться дети могут индивидуально и по нескольку человек (подгруппами). Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий более эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребёнку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения ими ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предложения и их проверять, осуществлять практические и мыслительные пробы. Помощь ребёнку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать, ещё раз, но по - другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решить одновременно несколько задач. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и т. д.) - для младших и средних детей, и в виде соревнований (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) для старших.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических знаний.
После того как дети познакомились с набором, предложите им постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры, внимание ребёнка надо обратить на то, что удобно использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в коробку в определё нной последовательности: сначала белые, потом розовые, голубые и т. д.
Работа с логическими блоками Дьенеша.
Во многих странах мира используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем" (под редакцией А. А. Смоляра, "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией Е. А Носовой, Р. Л. Непомнящей) а также, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста, для:
- ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развития творческих способностей.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга" и других.
Выпускаемый набор "Давайте вместе поиграем" содержит 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей);
2 комплекта карточек с символами свойств;
1 комплект логических кубиков.
Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми.
Разделение игр по возрастам условно: всё зависит от уровня индивидуального развития ребёнка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
Комплекты "Логические фигуры" могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:
- ознакомлении детей с эталонами форм;
- обучении действиям с эталонами;
- развитии восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитии способности к логическим операциям и т. д.
Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами. Материал "Логические фигуры" можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать разные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование, информации, логические операции;
- строить высказывания с союзами "и", "или" частицей "не" и т. д.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников, простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимо для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения; цель усвоения свойств, "такой же", "не такой", по форме, цвету, размеру, толщине. Для детей старшего возраста 6-7 лет задачи усложняются они решают более сложные варианты: найди такие же как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме, такие же по форме и размеру, но другого