Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша

оксана климова
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша

Работа с палочками Х. Кюизенера.

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно - действенного и наглядно - образного. В мышлении ребёнка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

С математической точки зрения, палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование "чисел" в цвете позволяет развивать у дошкольников представлений о числе на основе счёта и измерения.

С помощью палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше - меньше на. ", познакомить с транзитивностью как средством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий,как: "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Каждая палочка - это число выраженное цветом и величиной, т. е. длинной в сантиметрах. Близкие

друг к другу по цвету палочки объединяются в одно "семейство" или класс. Например в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "жёлтых" кратные пяти и т. д.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Например, можно использовать венгерский вариант палочек. Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек.

Существует и плоский вариант палочек, состоящих из полосок, изготавливают из плотного картона или пластины, просты и удобны в работе, изготовление не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше чем у палочек. Дают выполнять упражнения горизонтально, вертикально.

Палочки можно предлагать детям с младшей по подготовительную группу д/сада. Упражняться дети могут индивидуально и по нескольку человек (подгруппами). Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий более эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребёнку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения ими ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предложения и их проверять, осуществлять практические и мыслительные пробы. Помощь ребёнку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать, ещё раз, но по - другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решить одновременно несколько задач. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и т. д.) - для младших и средних детей, и в виде соревнований (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) для старших.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических знаний.

После того как дети познакомились с набором, предложите им постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры, внимание ребёнка надо обратить на то, что удобно использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в коробку в определённой последовательности: сначала белые, потом розовые, голубые и т. д.

Работа с логическими блоками Дьенеша.

Во многих странах мира используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем" (под редакцией А. А. Смоляра, "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией Е. А Носовой, Р. Л. Непомнящей) а также, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста,для:

- ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

- развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

- развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга" и других.

Выпускаемый набор "Давайте вместе поиграем" содержит 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей);

2 комплекта карточек с символами свойств;

1 комплект логических кубиков.

Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми.

Разделение игр по возрастам условно: всё зависит от уровня индивидуального развития ребёнка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.

Комплекты "Логические фигуры"могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:

- ознакомлении детей с эталонами форм;

- обучении действиям с эталонами;

- развитии восприятия, памяти, внимания, воображения;

- развитии способности к логическим операциям и т. д.

Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами. Материал "Логические фигуры" можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать разные понятия не только математики,но и информатики: алгоритмы, кодирование, информации, логические операции;

- строить высказывания с союзами "и", "или" частицей "не" и т. д.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников, простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимо для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения; цель усвоения свойств, "такой же", "не такой", по форме, цвету, размеру, толщине. Для детейстаршего возраста 6-7 лет задачи усложняются они решают более сложные варианты: найди такие же как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме, такие же по форме и размеру, но другого

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Играем с блоками Дьенеша «Играем с блоками Дьенеша» Игры для детей 3-5 лет. Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то.

Игры с блоками Дьенеша (первая часть) Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на.

Мастер-класс для родителей «Знакомимся с палочками Кюизенера» Тема: «Палочки Кюизенера - как средство познания детьми логики и математики» Цель мастер – класса: познакомить родителей с палочками Кюизенера.

Мастер-класс «Использование героев мультфильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с блоками Дьенеша» Мастер-класс «Использование героев мультипликационных фильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с логическими блоками.

Математические дидактические игры с блоками Дьенеша Дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса” (построй дорожку) Цель: развитие умений выделять свойства в предметах,.

Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера Тема: «Развитие математических представлений и умений у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений с блоками.

Перспективный план по работе с палочками Кюизенера во второй младшей группе Месяц Этап Дидактическая задача Название игры Оборудование Сентябрь Знакомство Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом.

Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Цели: Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей,.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Головоломки
Автор публикации:
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша
Опубликовано: 25 июля 2016 в 20:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Уже скоро по всей нашей огромной стране зацветут сады. Душистые туманы из бело-розовых лепестков окутают яблоневые, вишневые, сливовые, персиковые, абрикосовые, грушевые, миндальные деревья. Красота...

МААМ: Сидим дома с пользой

Cитуация всеобщего карантина, которую мы с вами сейчас переживаем, – неслыханная и непривычная.И детям, и взрослым непросто приспособиться к этой обстановке: ведь она изменила весь привычный уклад их...

Дидактическая игра для музыкальной деятельности «Заяц и Мишка»
Заяц и мишка дидактическая игра по музыкальной деятельности для детей 4-6 лет. Цель: развивать чувство ритма, ритмический слух, закреплять умение играть на...
НОД «Путешествие в страну Здоровья» в средней группе совместно с родителями
НОД «Путешествие в страну Здоровья» в средней группе совместно с родителями Интеграция образовательных областей: • «Физическое развитие» — двигательная...
Спортивно-досуговое развлечение «Малые Зимние Олимпийские Игры»
Конспект спортивно-досугового развлечения для старшего дошкольного возраста «Малые Зимние Олимпийские Игры» Составитель: воспитатель Слюсарева Елена...