Лучший педагог года

Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша

оксана климова
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша

Работа с палочками Х. Кюизенера.

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Публикация «Методика обучения детей в работе с палочками Х, Кюизенера и блоками Дьенеша» размещена в разделах

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно - действенного и наглядно - образного. В мышлении ребёнка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

С математической точки зрения, палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование "чисел" в цвете позволяет развивать у дошкольников представлений о числе на основе счёта и измерения.

С помощью палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше - меньше на. ", познакомить с транзитивностью как средством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Каждая палочка - это число выраженное цветом и величиной, т. е. длинной в сантиметрах. Близкие

друг к другу по цвету палочки объединяются в одно "семейство" или класс. Например в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "жёлтых" кратные пяти и т. д.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Например, можно использовать венгерский вариант палочек. Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек.

Существует и плоский вариант палочек, состоящих из полосок, изготавливают из плотного картона или пластины, просты и удобны в работе, изготовление не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше чем у палочек. Дают выполнять упражнения горизонтально, вертикально.

Палочки можно предлагать детям с младшей по подготовительную группу д/сада. Упражняться дети могут индивидуально и по нескольку человек (подгруппами). Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий более эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребёнку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения ими ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предложения и их проверять, осуществлять практические и мыслительные пробы. Помощь ребёнку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать, ещё раз, но по - другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решить одновременно несколько задач. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и т. д.) - для младших и средних детей, и в виде соревнований (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) для старших.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических знаний.

После того как дети познакомились с набором, предложите им постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры, внимание ребёнка надо обратить на то, что удобно использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в коробку в определё нной последовательности: сначала белые, потом розовые, голубые и т. д.

Работа с логическими блоками Дьенеша.

Во многих странах мира используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем" (под редакцией А. А. Смоляра, "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией Е. А Носовой, Р. Л. Непомнящей) а также, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста, для:

- ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

- развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

- развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга" и других.

Выпускаемый набор "Давайте вместе поиграем" содержит 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей);

2 комплекта карточек с символами свойств;

1 комплект логических кубиков.

Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми.

Разделение игр по возрастам условно: всё зависит от уровня индивидуального развития ребёнка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.

Комплекты "Логические фигуры" могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:

- ознакомлении детей с эталонами форм;

- обучении действиям с эталонами;

- развитии восприятия, памяти, внимания, воображения;

- развитии способности к логическим операциям и т. д.

Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами. Материал "Логические фигуры" можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать разные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование, информации, логические операции;

- строить высказывания с союзами "и", "или" частицей "не" и т. д.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников, простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимо для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения; цель усвоения свойств, "такой же", "не такой", по форме, цвету, размеру, толщине. Для детей старшего возраста 6-7 лет задачи усложняются они решают более сложные варианты: найди такие же как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме, такие же по форме и размеру, но другого

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Играем с блоками Дьенеша «Играем с блоками Дьенеша» Игры для детей 3-5 лет. Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то.

Игры с блоками Дьенеша (первая часть) Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на.

Мастер-класс для родителей «Знакомимся с палочками Кюизенера» Тема: «Палочки Кюизенера - как средство познания детьми логики и математики» Цель мастер – класса: познакомить родителей с палочками Кюизенера.

Мастер-класс «Использование героев мультфильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с блоками Дьенеша» Мастер-класс «Использование героев мультипликационных фильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с логическими блоками.

Математические дидактические игры с блоками Дьенеша Дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса” (построй дорожку) Цель: развитие умений выделять свойства в предметах,.

Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера Тема: «Развитие математических представлений и умений у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений с блоками.

Перспективный план по работе с палочками Кюизенера во второй младшей группе Месяц Этап Дидактическая задача Название игры Оборудование Сентябрь Знакомство Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом.

Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Цели: Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша
Опубликовано: 25 июля 2016 в 20:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД